Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.

Оглавление

Введение 3
1 Потребительский рынок и его структура 5
1.1 Структура потребительского рынка 5
1.2 Потребительское поведение на рынке 11
2 Особенности потребительского спроса 13
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения 13
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 17
3 Современный потребительский рынок 22
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка
3.2 Структура и динамика потребительских расходов 22
25
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения 32
Заключение 38
Список использованной литературы и источников 41

Файлы: 1 файл

готовоКурсовая Рынок потребительских товаров.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Динамика оборота общественного  питания также сохранила довольно высокие темпы, и в 2008 г. составила 12,7%, однако это на 2 процентных пункта ниже аналогичного показателя 2007 года.

Помимо указанных тенденций, в III и IY кварталах 2008 года на динамику потребительской активности населения  оказывали влияние еще две  противоположные тенденции.

С одной стороны, произошло  снижение доступности кредитных  ресурсов для населения (потребительских  кредитов), что несколько  ограничило покупки определенных групп товаров. С другой стороны, замедление роста сбережений способствовало росту потребительской активности. В январе-ноябре 2008 г. население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг на 27,0% больше, чем в январе-ноябре 2007 года. При этом сбережения за этот период выросли  лишь на 7,0% по сравнению с соответствующим периодом  предыдущего года, т.е. потребительские предпочтения были отданы в пользу покупки товаров, вместо увеличения сбережений.

В структуре использования  доходов по предварительным данным за  2008 год доля потребительских расходов возросла и составила 73,1% всех объемов денежных доходов населения, что на 3,5 процентных пункта выше показателей 2007 года, из них расходы на покупку товаров – 57,1% (2007 г. – 53,5%), тогда как доля сбережений снизилась и составила 6,0% (2007 г. – 9,6 процента).

 

 

В 2008 году продолжилась наметившаяся в 2007 г. тенденция ускорения темпов роста цен в потребительском секторе. За год цены на потребительские товары выросли на 12,4% (в 2007 г. – на 11,3 процента). При этом рост цен на продовольственные товары сложился в 2,1 раза выше, чем на непродовольственные.

На общее удорожание продовольственных товаров наибольшее влияние оказал прирост цен на макаронные изделия – на 33,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 25,9%, крупы и бобовые – на 25,8%,  маргарин – на 24,5%, масло подсолнечное – на 22,1%, мясо – на 24,1 процента.

В группе непродовольственных  товаров наиболее быстрыми темпами росли цены на строительные материалы, табачные изделия, моющие и чистящие средства, медикаменты.

Высокий уровень цен на товары продовольственной  и непродовольственной групп, замедление темпов роста реальных располагаемых  доходов населения,   оказал влияние на замедление продаж товаров.

В 2008 году сохранялась тенденция опережающего прироста  оборота розничной торговли непродовольственными товарами над продовольственными товарами. По непродовольственным товарам за 2008 год он составил 17,3%, что на 1,9 процентных пункта ниже соответствующего показателя за 2007 год, тогда как продовольственным товарам – лишь 8,0% (2007 г. – 12,4 процента).

В структуре оборота розничной  торговли  начала расти доля продовольственных товаров (2008 г. – 45,3%, 2007 г. – 45 процентов). В объемах их продажи (в фактических ценах) в 2008 г. повысилась доля масла растительного, масла животного, цельномолочной продукции, овощей  и понизилась – мяса и птицы, изделий колбасных, продукции рыбной пищевой, фруктов. По данным выборочного обследования, проведенного органами государственной статистики в марте 2008 г., в ассортиментной структуре продажи мяса и птицы по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличилась доля говядины и прочих видов мяса; колбасных изделий – сосисок и сарделек, копченостей; рыбной продукции - рыбы охлажденной и соленой, икры и морепродуктов.

В объемах продаж непродовольственных  товаров повышаются объемы и доли продаж товаров (в фактических ценах), потребляемых в большей степени  средне и высокодоходными группами населения: мебели, автомобилей, материалов строительных, бензинов автомобильных. Ускорились темпы реализации легковых автомобилей. В настоящее время идет замещение марок автомобилей и моделей на менее энергоемкие, менее габаритные, более безопасные, комфортные и насыщенные электроникой.

Рынок платных  услуг населению

Во второй половине 2008 года стало заметным распространение  кризисных явлений на рынок платных  услуг населению. Сочетание кризисных  процессов с высоким уровнем  инфляции на услуги привело к снижению спроса населения на них и как следствие к замедлению темпов роста. Так,  по итогам 2008 года, их рост составил всего 104,9% (по оперативным данным), что на 2,2 процентных пункта ниже уровня 2007 года.

При этом в декабре 2008 г. произошло наиболее значительное за последние 6 лет замедление темпов предоставления платных услуг населению, по сравнению с декабрем 2007 года их прирост составил всего 0,2 процента.

Тенденция значительного  опережения роста цен на услуги по сравнению с потребительскими ценами в целом сохранилась и в 2008 году и сдерживает динамику их объема. Под влиянием данного фактора спрос населения имеет стойкую тенденцию в пользу потребления товаров как продовольственной, так и непродовольственной группы, несмотря на значительный рост цен на товары, как продовольственной, так и непродовольственной групп. 

Как и в предшествующие годы наиболее существенное влияние на общую динамику цен на услуги оказывают цены и тарифы на услуги, которые административно регулируются на различных уровнях - на  жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды пассажирского транспорта (проезд в метро, на городском муниципальном автобусе, трамвае, троллейбусе, железнодорожном транспорте) доля которых в общем объеме услуг высока.

Не менее значительным фактором роста цен оставалась недостаточная  конкуренция среди организаций по отдельным видам услуг, например, по таким как химическая чистка и крашение, услуги прачечных, санаторно-оздоровительные услуги и ряд других.

Наиболее значительно  в 2008 году выросли цены на услуги пассажирского  транспорта – на 22,5% (2007 г. – на 13,6%), санаторно-оздоровительные – на 21,2 (15,6%), физкультуры и спорта – на 21,0% (17,5%), дошкольного воспитания 20,7% (11,8%) и бытовые услуги – на 18,7% (14,4 процента).

В декабре ускоренными  темпами росли тарифы на услуги пассажирского  транспорта. В наибольшей степени выросли тарифы на проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования – на 15,3-25,1 процента.

Вместе с тем под  влиянием различных обстоятельств  сохранилась весьма неравномерная  тенденция развития отдельных сегментов  рынка платных услуг населению. Высокие темпы роста по-прежнему наблюдались на чувствительные к изменению доходов населения виды услуг (услуги связи, медицинские, туристские и отдельные виды бытовых услуг). Вместе с тем по таким видам услуг, как услуги учреждений культуры, гостиниц и аналогичных средств размещения, физической культуры и спорта произошло значительное замедление их динамики. Учитывая, что на долю услуг пассажирского транспорта приходится 22% общего объема платных услуг населению, значительное  снижение их темпов роста в ноябре и декабре 2008 г. оказало решающее влияние на замедление динамики роста на услуги в целом. 

 

 

2006

2007

2008

(по оперативным данным)

Платные услуги

7,6

7,9

4,9

Бытовые

5,7

5,0

3,4

Транспортные

5,3

6,3

1,9

Связи

15,5

18,1

17,5

Жилищные

7,8

5,1

1,0

Коммунальные

1,3

3,4

2,6

Учреждений культуры

1,2

-18,0

-17,8

Туристские

16,4

5,0

18,0

Гостиниц и аналогичных  средств размещения

7,4

8,2

-1,0

Физической культуры и спорта

-9,5

18,5

0,5

Медицинские

7,8

11,3

6,8

Санаторно-оздоровительные

3,1

1,2

-0,2

Ветеринарные

3,5

1,1

-9,9

Правового характера

16,0

9,6

9,7

Системы образования

8,2

8,2

1,3

       

 

Рисунок 7-Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населению (в % к предыдущему году) 

Среди наблюдаемых видов услуг особое место на протяжении длительного времени занимают услуги связи, динамичное развитие которых сохраняется на протяжении нескольких лет (темп прироста за 2008 г. по оперативным данным составил 17,5%, 2007 г. – 18,1 процента). Даже в декабре 2008 г., когда предоставление платных услуг населению в целом резко замедлилось, прирост на них составил 11,7 процентов.

Этому способствует повышение  качества предоставляемых услуг, перераспределение  емкостей телефонных станций в сторону  более полного удовлетворения потребностей населения, реформирование почтовой связи, поиск и внедрение новых форм обслуживания населения[22].

3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения

Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.

Важно отметить, что товарные рынки  являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике  Российской Федерации. К положительным тенденциям, свидетельствующим о качественном изменении потребительского рынка в начале XXI века можно отнести:

-сократилось число убыточных  предприятий, возросла прибыль,  увеличились оборотные средства, повысилась доля денежных расчетов  при реализации продукции; 

-увеличивается товарооборот со  странами СНГ, что стало возможным  за счет ослабления ряда антидемпинговых  процедур, создания зон свободной  торговли в рамках СНГ, единого  Таможенного союза;

-продолжается насыщение товарного  рынка продукцией отечественных  товаропроизводителей, что обеспечивает расширение спроса при сохранении импортозамещения на потребительском рынке;

-увеличивается производство конкурентоспособной  продукции, пользующейся спросом  не только на российском рынке,  и т.д.

В то же время рыночные преобразования экономики и ее субъектов характеризуются негативными тенденциями:

- преобладание импорта над экспортом;

- в сельском хозяйстве, по-прежнему, остается множество нерешенных  проблем, в первую очередь это  касается сферы животноводства;

- изношенность основных фондов (в некоторых отраслях до 70%), что негативно отражается на выпуске качественной конкурентоспособной продукции, и т.д.

Теперь понятно, что в современных  условиях перехода к рыночной экономике  формирование товарного предложения  на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российских товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам российские производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения. Это связано с тем, что все большая часть потребителей отдает свое предпочтение, покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а также способствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей. А значительное увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита по многим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительских товаров приводит к тому, что на потребительском рынке страны, наряду с традиционными товарами, появились новые для наших потребителей товары, такие как последние модели теле-, видеоаппаратуры, бытовые ЭВМ, печи СВЧ, современная бытовая техника и т.д. В результате происходит формирование покупательского спроса на новые для нашего потребительского рынка товары. Но с другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, производители России вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, и, следовательно, происходит ограничение покупательского спроса.

Информация о работе Рынок потребительских товаров