Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.

Оглавление

Введение 3
1 Потребительский рынок и его структура 5
1.1 Структура потребительского рынка 5
1.2 Потребительское поведение на рынке 11
2 Особенности потребительского спроса 13
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения 13
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 17
3 Современный потребительский рынок 22
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка
3.2 Структура и динамика потребительских расходов 22
25
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения 32
Заключение 38
Список использованной литературы и источников 41

Файлы: 1 файл

готовоКурсовая Рынок потребительских товаров.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Немаловажно отметить, что большинство  видов выпускаемой пищевой продукции не способны конкурировать с импортной из-за высокой себестоимости, что обусловливается постоянным повышением стоимости энергоносителей, сырья, материалов, резкого роста стоимости перевозок всеми видами транспорта, несоответствие товарного вида и упаковки производимой продукции, а также низкой конкурентоспособностью продукции по сравнению с импортной и недостаточным уровнем сбыта на внутреннем рынке.

Если оценивать качество отечественных  и импортных товаров, поступивших  на потребительский рынок в период с 2000 по 2006 г., то следует отметить, что за последние годы качество российских товаров улучшилось по некоторым видам продукции более чем в 2 раза, особенно продуктов питания. Если оценивать качество непродовольственных товаров, то следует отметить, что количество забракованных, сниженных в сортности товаров по некоторым показателям составляет 35% у отечественных, и около 45% у импортных товаропроизводителей[10]. Иначе говоря, качество товаров оставляет желать лучшего.

Тем не менее, импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить потери при их производстве, переработке хранении. Однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукции необходима помощь государства и, прежде всего, местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. По моему мнению, данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие, и расширение производства высококачественных продуктов питания.

Наиболее приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10-15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов, как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России. Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям: развитие отечественного производства и переработки продуктов питания, развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вследствие сложившейся ситуации, торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций - выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителей. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

Важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственных производителей данные предприятия могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары и обеспечивать достаточно широкий ассортимент при высоком качестве. Кроме того, фирменные магазины должны обеспечить реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей.

Вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынка отечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны.

Однако, несмотря на положительные моменты, сегодня на потребительском рынке области четко прослеживается ряд негативных явлений и нерешенных проблем, не позволяющих отрасли стабильно и эффективно работать, повышать уровень торгового обслуживания населения. За последние годы после проведенной малой приватизации, действовавшая сеть магазинов и предприятий общественного питания, особенно в сельской местности, обветшала, отдельные магазины длительное время не работают, торгово-технологическое и холодильное оборудование устарело или полностью вышло из строя. В городах и районных центрах чрезмерно разрослась сеть киосков, уличная торговля носит малоорганиованный характер, хотя в последние месяцы текущего года администрация города активно борется с ней. А торговые предприятия, рынки, уличная торговля заполнены завозной, зачастую низкокачественной продукцией. Товарам местного производства в удовлетворении спроса населения отведено одно из последних мест. Особенно ярко это прослеживается на примере торговли алкогольными напитками и детским питанием. Организация массового питания (школьников, студентов, рабочих и служащих) не соответствует современным технологиям приготовления и потребления пищи, сертификация услуг общественного питания в области не начата. На селе практически свернута заготовительная деятельность потребительской кооперации. Частники, занимающиеся этим видом предпринимательства, заготовленную продукцию и сырье вывозят, в основном, за пределы области. А органы местного самоуправления до настоящего времени не определили четкой позиции в развитии инфраструктуры потребительских рынков и услуг, защите интересов производителей и потребителей.

Изменения на потребительском рынке за годы рыночных преобразований:

Во-первых, за последние  годы резко возросло число частных  предприятий, которые активно конкурируют между собой (чего не было при социализме с его монополиями). В настоящее время все больше учитываются интересы, предпочтения и вкусы покупателей, значительно повысилось качество товаров;

Во-вторых, увеличился оборот товаров и услуг, вызванный увеличением реальных доходов населения, что и расширило потребительский спрос; происходит насыщение рынка самой разнообразной конкурентоспособной продукцией и т.д. Но, к сожалению, за годы рыночных преобразований значительно возрос импорт товаров, которые, хоть и уступают по качеству, но чаще выигрывают по цене, и пользуются большим спросом у населения, тем самым создавая преграду для развития отечественных предприятий, в том числе затрудняя подъем и развитие российского аграрного сектора.

На сегодняшний день, потребительский рынок во многом зависит от государственных антимонопольных, таможенных, кредитно-банковских мер. И чем эффективнее будут осуществляться эти меры, тем стабильнее и динамичнее будет развиваться современный потребительский рынок, тем выше будет удовлетворенность покупателей и тем выше будет уровень жизни населения.

Заключение 

В курсовой мы рассмотрели рынок потребительских товаров и услуг, основные его виды. Сделав это, пришли к выводу, что этот рынок действует на удовлетворение экономических потребностей человека, то есть его потребности в товарах и услугах. Абсолютное большинство потребностей удовлетворяется за счет изготовления продукции. При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными потребностями растут потребности духовные. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей. Одни из них диктуются биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек.

Рациональное потребление  может повышать общую эффективность  экономики. Удовлетворение потребностей – это стимул к дальнейшему  развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость  создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы.

С течением времени, в  ходе развития общества потребности  изменяются в сторону умножения  и сложения, то есть в обществе действует  закон возвышения потребностей. Повышение  потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства.

Степень удовлетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество благ, удовлетворяющих  экономические потребности, можно  подразделить на:

  • предметы первой необходимости (пища, одежда и т.д.);
  • предметы роскоши или, по крайне мере, такие, без которых хотя бы временно можно обойтись (дорогие меха, виллы, драгоценности и т.д.). Вместе с тем, надо учитывать, что предметы, являются роскошью для одних людей, могут считаться для других совершенно необходимыми. В то же время развитие может приводить к тому, что предметы, еще вчера считавшиеся предметами роскоши, сегодня становятся достаточно доступными для большинства населения и приобретают характер товаров повседневного спроса. Так произошло с холодильниками, телевизорами, видеомагнитофонами, автомобилями, компьютерами.

Проблема имеет как  теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса  предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.  

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Алпатов Г.Е. Экономика для студентов не экономических специальностей. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003. – 256 с.
  2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория – учебник для СПО. М.:ИД «Форум»-Инфра, 2006. с. 136-343.
  3. Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. М.: АКАДЕМКНИГА, 2003. с. 10-38.
  4. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал, 2007. №1-2. с. 1-12.
  5. Добрынина А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004. – 288 с.
  6. Журавлева Г.П. Экономика:  учебник/  Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005. – 505 с.
  7. Куликов Л.М. Основы экономической теория: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
  8. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2003. – 832 с.
  9. Попов А.Н. Экономическая теория// 4-ое издание. Питер, 2006. С. 320-325.
  10. Френкель А.А. Прогноз развития экономики на 2008 год // Вопросы статистики, 2007. №2. с. 45-48.
  11. Харламов И.А. Статистика советской торговли//Экономика, 2001.с.15-19.
  12. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп. / Под ред. д – ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.

13 Экономическая теория (конспект лекций). Лизогуб А.Н., Симоненко В.И.- М.: «Приор – издат», 2003. – 144 с.

14 Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2002. – 320 с.

15 Экономическая теория / Уч. Пособие / Г.Н.Перминов, Е.Г.Смирнов – М., 2003 . – 176 с.

16 Экономическая теория / Учебник / под ред. И.П.Николаевой – М., 2001. – 448 с.

      17 Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001. – 632 с.

         18 Лысова Е.Г. Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка.// Региональная экономика: теория и практика.-2008.-№34

          19  Горшкова Л.Л. Документальное сопровождение договора купли-продажи продовольственных товаров.// Бухгалтер и закон.-2010.-№5

          20  Титов Д. Особый путь Российской торговли.//Экономика и жизнь.-2009.-№42

         21  Титов  Д. Выиграет тот, кто быстрее  освоит новые рынки. // Экономика  и жизнь.-2009.-№34

          22   Потребительский рынок.: http://euroasia.cass.cn/2006Russia/ Russia/ moni200812/004.htm

 

 

 

 


Информация о работе Рынок потребительских товаров