Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:54, курсовая работа
Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ. Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
определение сущности, структуры и функции потребительского рынка;
изучение элементов механизма функционирования потребительского рынка-спроса, предложения и цены;
изучение поведения потребителей;
определить функции и основные направления закона и организаций по защите прав потребителей.
Введение. 3
Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка. 4
1.1.Сущность и структура рынка. 4
1.2.Функции рынка. 5
Глава 2. Потребительский рынок России. 7
2.1. Современное состояние потребительского рынка России. 7
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка. 7
2.3. Субъекты рынка. 8
2.4. Поведение потребителей. 9
2.5. Спрос и предложение. 11
Глава 3. Защита прав потребителей. 15
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей: 15
3.2. Организации по защите прав потребителей. 17
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21
Уральский Филиал
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ТЕМА: «Потребительский рынок
и защита прав потребителей»
Специальность
«Экономика труда»
Кафедра Экономики, управления и права Руководитель-преподаватель
Дата защиты___________________
Оценка________________________
Екатеринбург 2008
Содержание.
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги. При этом рынок неверно представлять себе как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа. Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ. Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
Актуальность проблемы спроса и предложения на потребительском рынке является проблемой сложной и многогранной. Сложность обусловлена быстрой изменчивостью спроса и потребностей, трудностями точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров. Определение места потребительского рынка в системе экономических отношений, проблема его сбалансированности в настоящее время является актуальной и чрезвычайно важной.
. Потребительский рынок представляется как сфера розничной торговли, что сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества. Здесь наряду с экономическими законами действуют и социально-психологические законы, определяющие экономическое поведение субъектов рынка (производителей и потребителей)
Рынок выявляет реальные потребности, а потребление, в свою очередь, зависит от его развития. Индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство, так как экономическое развитие является функцией от всё возрастающих потребностей. Все эти особенности рынка наиболее пол-
но проявляются на потребительском рынке, характеризуют его место и роль.
Каждый элемент экономического рынка (отдельные рынки) имеет свое самостоятельное значение, но лишь тесное взаимодействие потребительского рынка с другими видами рынков (рынком средств производства, рынком труда, рынком капиталов и финансово-кредитных ресурсов и т.п.) способствует обеспечению эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса. Он связан с обслуживанием всех фаз воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления, и активно участвует в кругообороте средств (материальных, денежных, финансово-кредитных), регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся на потребительском рынке, механизмы функционирования этого рынка, а также экономическое поведение субъектов потребительского рынка (продавцов и покупателей).
Потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары (услуги) покупаются для личного пользования. Рынок товаров - это еще не потребительский рынок в его широком социально-экономическом значении. Если главная функция товарного рынка - реализация товаров, то на потребительском рынке товар не только реализуется, но и через сложный механизм потребностей и спроса переходит в сферу потребительного производства, потребляется, в результате воспроизводится рабочая сила. Здесь происходит столкновение интересов производителей и потребителей, завершается экономическое движение товара, дается оценка товарам. Специфические черты, присущие потребительскому рынку, обусловлены экономическим назначением потребительских товаров и услуг, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг, оказываемых покупателям хозяйствующими субъектами рынка.
Структуру рынка можно определить как внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок.
Некоторые экономисты в зависимости от объекта рыночных отношений выделяют следующие три группы рынков: товарные, финансовые и труда. В каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки.
К первой группе относятся потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок производственно - технических товаров, информационный рынок и рынок научно-технических разработок;
ко второй - инновационный, краткосрочных ссуд, ценных бумаг и валютный рынки;
к третьей - рынки рабочей силы разного уровня квалификации и рынки по отдельным специальностям.
Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.
В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения. Следствием чего является нарушение всего механизма воспроизводства; - доведение товаров через механизм товарного обращения до конечных потребителей. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение - сигналом к сокращению. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям, на основе которой они постоянно выбирают способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Благодаря рынку продавцы и покупатели осуществляют экономический выбор способа удовлетворения своих потребностей. Рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. В условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно принимают решения о том, какие продукты, посредством каких производственных факторов и каких технологий они хотят производить. С другой стороны, домашние хозяйства решают, какие продукты они хотят приобрести за счет поступающих к ним доходов вследствие применения факторов производства. Таким образом, домашние хозяйства осуществляют спрос на товары, а предприятия предлагают товары. Но и предприятия выступают как потребители факторов производства и промежуточных продуктов. Для каждого товара имеется рынок, на котором встречаются спрос и предложение на этот товар, и если участники хозяйственного процесса видят возможность получения выгоды, то возникают процессы обмена.
Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуги расширение их ассортимента.
Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он даёт, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяют каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Обменивая денежные доходы на товары, население удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Личное потребление работника есть не что иное, как воспроизводство рабочей силы. Покупая на заработную плату средства существования и потребляя их, работник тем самым создает условия для воспроизводства своей рабочей силы и получает возможность снова продать её предпринимателю. Сделает он это обязательно, так как средства существования потреблены работником, а средства производства находятся у предпринимателя.
Для нормального функционирования рынка необходимы:
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. В конце 80-х - начале 90-х годов в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночных отношений. Опыт мировой экономики показывает, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научного технического прогресса, интенсификации производства и для более полного удовлетворения потребностей общества.
По своему удельному весу и роли
в обеспечении
Роль и место потребительского
рынка в экономике раскрывается
также через выполняемые им функции.
В развитых странах современный
потребительский рынок
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
Чтобы рыночный механизм работал нормально, необходимо наличие экономической свободы, которая имеет 2 главных проявления:
Информация о работе Потребительский рынок и защита прав потребителей