Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:54, курсовая работа
Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ. Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
определение сущности, структуры и функции потребительского рынка;
изучение элементов механизма функционирования потребительского рынка-спроса, предложения и цены;
изучение поведения потребителей;
определить функции и основные направления закона и организаций по защите прав потребителей.
Введение. 3
Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка. 4
1.1.Сущность и структура рынка. 4
1.2.Функции рынка. 5
Глава 2. Потребительский рынок России. 7
2.1. Современное состояние потребительского рынка России. 7
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка. 7
2.3. Субъекты рынка. 8
2.4. Поведение потребителей. 9
2.5. Спрос и предложение. 11
Глава 3. Защита прав потребителей. 15
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей: 15
3.2. Организации по защите прав потребителей. 17
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21
Поэтому экономическая наука выделяет закон спроса, который означает следующее: чем выше цена, тем ниже спрос, и, наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. См. приложение рисунок 1.
Всегда ли на рынке складывается именно такая ситуация? Конечно, нет. Кроме цены, существуют и другие факторы, которые влияют на спрос, но они не противоречат самому закону, а являются дополнительными факторами:
Если продаётся товар морально устаревший, то даже при снижении цены спрос на него будет уменьшаться;
При значительном повышении цены на какой-либо товар, имеющий заменитель, будет расти спрос на товар-заменитель, даже при стабильной цене;
Ожидания повышения цен на товар увеличивают спрос на него, и, наоборот, при ожидании снижения цен, покупатели снижают объём покупок. На величину спроса оказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. А поскольку в "перестроечное время" бывшие советские граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, то величина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания более высокой цены растут покупки "про запас".
Предложение. Закон предложения.
Производитель также стремиться выпускать
тот товар, который у других производителей
стоит дорого. На рынке товаров
и услуг происходит взаимодействие
интересов производителя и
Каждый из нас участвует в экономических отношениях не только в качестве покупателя, но и производителя каких-либо товаров и услуг, если не в настоящее время, то в ближайшем будущем. Поэтому интересно посмотреть на ситуацию на рынке с точки зрения производителя и изучить закон предложения.
Предложением называется количество товаров, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в определённый промежуток времени (день, год, и т.д.).
Конечно же, производитель стремиться продать товар как можно дороже. Более того, он стремиться выпускать тот товар, который у других производителей стоит дорого.
Поэтому закон предложения означает следующее: чем выше цена, тем больше предложение, чем ниже цена, тем меньше предложение. См. приложение рисунок 2. Продавцы всегда находятся в противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более высокой цене, с другой - увеличить объем продаж. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. С точки зрения потребителя, высокая цена выступает как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Конечно, существует ряд факторов, которые влияют на предложение помимо цены: это повышение (снижение) налогов, увеличение на рынке числа производителей такого же товара и другие. Эти факторы являются исключением из закона.
Взаимодействие спроса и предложения.
Каким образом регулируются взаимоотношения между продавцом и покупателем на рынке? Действительно ли высокая цена выгодна производителю, а низкая ― покупателю?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим простые примеры. См. приложение таблица 1.
Из такой таблицы с условными цифрами мы видим, что при низкой цене товара (100, 120 рублей) производитель выпускает мало товаров, и не все покупатели могут их приобрести.
При высокой цене (195 рублей) производитель имеет излишки товара, которые ему некому продать.
И только цена в 150 рублей устроила и продавца, и покупателя, поскольку предложение товара совпало со спросом на него.
Конечно, в действительности такого точного совпадения не бывает, но мы видим, что и покупатель, и продавец заинтересованы быть союзниками на рынке, несмотря на совершенно противоположные интересы. Цена, которая складывается при равенстве спроса и предложения, называется справедливой, поскольку она приближена к реальным затратам на производство этого товара. Таким образом, взаимодействие спроса и предложения выглядит как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь блага становится мало ― предложение повышается по сравнению со спросом ― его цена повышается. Возросшая цена побуждает покупателей приобретать меньше, она же побуждает производителей выпускать товаров больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше; она побуждает покупателей приобретать больше, а производители в это время направляют усилия уже на другие блага, которых стало меньше.
Потребительский рынок появился задолго до принятия закона о защите прав потребителей, так как сфера потребления существует в любом государстве, независимо от государственного устройства, а также от политического и социально-экономического уклада. В советский период потребительский рынок, в силу плановой экономики, в большей части был монополизирован государством, но от того его правовая сущность не менялась.
В России защита прав потребителей как
самостоятельная отрасль
Подобные документы существуют во многих государствах.
Российский Закон «О защите прав потребителей» устанавливает <правила игры> на потребительском рынке товаром, работ, услуг. Например, вы купили очень дорогую вещь, а она, прослужила вам короткое время, вышла из строя. Как быть? Каковы права потребителя? Ответ на этот вопрос дается в статье 18 Закона. Статья 25 устанавливает право потребителя на замену товара, если он качественный, но оказалось, не подходит вам по форме, размеру, расцветке, фасону. В статье 10 потребителю дается перечень обязательной информации о товаре, которая должна быть нам предоставлена продавцом. Статья 40-46 называют те организации, куда мы можем обратится за защитой своих прав. В статьях 27-39 есть ответы на вопросы, какими правами обладают потребители, когда оказываются в роли пассажиров, туристов, клиентов, пациентов.
Однако отношения между
потребителями, продавцами, исполнителями
многочисленных услуг настолько
многообразны, что предусмотреть
все в одном документе
Статья 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" наделяет органы местного самоуправления правом для защиты прав потребителей самостоятельно формировать соответствующие структуры.
а). Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
Оно обеспечивается через организацию системы информации о правах потребителя и необходимых действий по их защите. Эту работу выполняет много организаций. Задача обучения потребителей возложена статьей 3 Закона и на общеобразовательную школу.
б). Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг
Статья 4 Закона обязывает продавца, исполнителя услуг оказывать услугу надлежащего качества. Требования к качеству устанавливаются стандартами, условиями договора. В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель защищен следующим образом: он может потребовать заменить или отремонтировать этот товар за счет продавца или вернуть уплаченные за товар деньги.
в). Право и безопасность товара
Законом установлено, что изготовитель товара несет ответственность за их безопасность для жизни, здоровья потребителя, его имущества, а также для окружающей среды. Например, если завод изготавливает игрушки для детей грудного возраста, то по требованиям безопасности, установленным в государственных стандартах, они должны быть окрашены специальными красками, изготовлены из специальных материалов, иметь определенную форму, не содержать в комплекте мелких деталей и т.д.
Особые требования устанавливаются к продуктам питания. Одним из способов защиты от опасных пищевых продуктов является требование закона об обязательном установлении на них срока годности - периода, по истечении которого продукт является непригодным для использования его по назначению. Информация о сроке годности доводится до потребителя путем маркировки <употребить до> с указанием даты изготовления.
г). Право на информацию
Это очень важное право, дающее возможность потребителю правильно выбрать товар. Мы можем потребовать от продавца, изготовителя, исполнителя в соответствии со статьями 9-11 Закона «О защите прав потребителей» представления необходимой и достоверной информации о его предприятии, о товарах, о режиме работы. Например, если вы покупаете туфли или куртку на рынке, вы должны знать, что продавец обязан вам предоставить информацию (на вывеске) о том, что он зарегистрирован как частный предприниматель и кто его зарегистрировал. Если вдруг, не по вашей вине, в товаре выявится недостаток, информации о продавце позволит без труда его отыскать и возместить убытки. Продавая импортный видеомагнитофон, продавец обязан предоставить вам информацию на русском языке о правилах его эксплуатации, о мерах предосторожности при пользовании этим прибором, о гарантийном сроке и т.д.
д). Право на государственную и общественную защиту прав потребителей
Потребитель может защитить себя самостоятельно в том случае, если он хорошо разбирается в Законе, правилах продажи товаров и оказания услуг. Это очень сложно, но этому нужно учиться.
Иногда потребитель очень хорошо знает свои права, но продавец отказывается удовлетворить его законные требования. В этом случае потребитель обращается к специалисту, основной работой которого является защита прав потребителей.
Есть специальные организации, например антимонопольное управление, госторгинспекция (государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей), которые занимаются защитой потребителей. Можно обратиться к специалисту по защите прав потребителей в администрацию района. Некоторые вопросы защиты прав потребителей решает милиция, а также различные инспекции, жилищная, транспортная, ветеринарная и т.д. Задачи, возложенные государством на антимонопольный орган, имеют огромнейшее социальное значение при защите прав граждан–потребителей. Решения антимонопольной службы влияют на сдерживание роста цен на потребительских рынках. Например, в области роста цен на недвижимость, а также по вопросам изменения условий тарифов у операторов мобильной связи и по росту цен на бензин. За защитой своих прав можно обратиться в общество защиты прав потребителей. Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с законом "О защите прав потребителей" осуществляет следующие виды деятельности:
Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) - независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. СI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организации экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые особенно широко отмечался во всех регионах в 1994 году. Ежегодно, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, утверждается девиз, под которым определяются направления деятельности по проведению указанного дня.
Информация о работе Потребительский рынок и защита прав потребителей