Потребительский рынок и защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ. Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
определение сущности, структуры и функции потребительского рынка;
изучение элементов механизма функционирования потребительского рынка-спроса, предложения и цены;
изучение поведения потребителей;
определить функции и основные направления закона и организаций по защите прав потребителей.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка. 4
1.1.Сущность и структура рынка. 4
1.2.Функции рынка. 5
Глава 2. Потребительский рынок России. 7
2.1. Современное состояние потребительского рынка России. 7
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка. 7
2.3. Субъекты рынка. 8
2.4. Поведение потребителей. 9
2.5. Спрос и предложение. 11
Глава 3. Защита прав потребителей. 15
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей: 15
3.2. Организации по защите прав потребителей. 17
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21

Файлы: 1 файл

курсовая потреб.рынок и защита прав потр..doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Заключение.

Рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой  систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения наиболее эффективной технологии и организации производства. Рынок - это обратная сторона товарного производства. Без товарного производства нет рынка, но и без рынка нет товарного производства. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Общество состоит из потребителей. Каждый потребитель принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объёма и направления покупок, и производитель вынужден с этим считаться.

Государство обязано поддерживать суверенитет потребителя, а именно определять и защищать его права  от поддельных, фальсифицированных продуктов  и пр. Это достигается введением  законов о защите прав потребителей, недопущении недобросовестной конкуренции. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Он и сам является достижением мировой цивилизации.

Рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения наиболее эффективной технологии и организации производства. Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков. Объекту данного исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы.

Таким образом, потребительский  рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров. Потребительски и рынок по своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков. Повсеместно на потребительском рынке реализуется большая часть ВВП. Многофункциональность потребительского рынка в системе общественного воспроизводства подтверждает правомерность его рассмотрения как самостоятельной экономической категории. Функции, которые выполняет потребительский рынок, в определенной мере совпадают с функциями, присущими рынку в целом, но и отличаются, будучи обусловленными экономическим назначением потребительских благ, а также экономической ситуацией в стране. Среди наиболее важных функций потребительского рынка можно выделить следующие:

- реализация части валового национального продукта, предназначенного для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения (общества и государства), посредством которого возмещаются затраты на производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход воспроизводственного процесса. Следовательно, потребительский рынок является связующим звеном между производством и обусловленными ими распределением, с одной стороны, и личным потреблением, с другой;

- экономическое  стимулирование роста производства, повышение его эффективности, побуждающее производителей создавать пользующиеся спросом потребительские блага наилучшего качества. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения. Следствием чего является нарушение всего механизма воспроизводства;

- доведение  товаров через механизм товарного  обращения до конечных потребителей. Обменивая денежные доходы на  товары, население удовлетворяет  свои потребности в материальных  и духовных благах. Личное потребление работника есть не что иное, как воспроизводство рабочей силы. Покупая на заработную плату средства существования и потребляя их, работник тем самым создает условия для воспроизводства своей рабочей силы и получает возможность снова продать её предпринимателю. Сделает он это обязательно, так как средства существования потреблены работником, а средства производства находятся у предпринимателя. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. В данном курсовом проекте цель достигнута, т.к раскрыты основные понятия потребительского рынка, а также освещены задачи  организаций и Закона РФ "О защите прав потребителей".

Список использованной литературы.

  1. Экономика: Учебник  под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1994,с. 15.
  2. Теория и практика региональной экономики. Шабунина И. М., Ломовцева О. А., Трубин М.-Ю. - Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. Ун-та, 1996,с.65.
  3. Основы экономической теории. П.Г. Ермишин. Курс лекций.2007 г.
  4. Документ закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в редакции от 23.07.2008, начало действия редакции 01.01.2009. Изд. г. Екатеринбург ДОМ «Ажур»,2008 г.
  5. Правовая система «Консультант Плюс».
  6. Экономическая теория. Пособие под редакцией Н.И.Базылева и С.П.Гурко.- Минск: Изд-во «Книжный Дом», 2004 г., с.168-171.
  7. Микроэкономика: Практический подход: Учебник под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. Изд-во г. Москва Торговый Дом «КноРус», 2004 г, с.44,45.

Приложение.

 

Рис. 1

 

 

Рис.2

 

Таблица 1.

Спрос

Цена

Предложение

Излишек, нехватка

500 штук

100 рублей

380 штук

-120

475 штук

120 рублей

420 штук

-55

460 штук

150 рублей

460 штук

0

420 штук

195 рублей

475 штук

+ 55





Информация о работе Потребительский рынок и защита прав потребителей