Потребительский рынок и защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ. Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
определение сущности, структуры и функции потребительского рынка;
изучение элементов механизма функционирования потребительского рынка-спроса, предложения и цены;
изучение поведения потребителей;
определить функции и основные направления закона и организаций по защите прав потребителей.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка. 4
1.1.Сущность и структура рынка. 4
1.2.Функции рынка. 5
Глава 2. Потребительский рынок России. 7
2.1. Современное состояние потребительского рынка России. 7
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка. 7
2.3. Субъекты рынка. 8
2.4. Поведение потребителей. 9
2.5. Спрос и предложение. 11
Глава 3. Защита прав потребителей. 15
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей: 15
3.2. Организации по защите прав потребителей. 17
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21

Файлы: 1 файл

курсовая потреб.рынок и защита прав потр..doc

— 209.50 Кб (Скачать)
  • Свобода предпринимательства;
  • Свобода потребительского выбора.

Свобода предпринимательской деятельности означает, что производитель самостоятельно принимает решения по организации производства. Что производить, в каких количествах, при помощи каких технологий. В дозволенных законом рамках никто не вправе ограничивать свободу предпринимателя, на какие бы рациональные, этические, экологические или иные аргументы не ссылались противники определенной предпринимателем линии ведения его бизнеса.

Наличие свободы потребителей означает, что потребитель волен делать выбор исключительно по собственному усмотрению. Еще одним принципом рыночной экономики является приоритет личного интереса. Личная выгода - мощный избирательный источник мотивации,  и поэтому каждый предприниматель (равно как и каждый потребитель) делает по своей воле в основном то, что ему выгодно. И общество смиряется с этим.

2.3. Субъекты рынка.

Объектом рынка являются товары потребительского назначения, для удовлетворения потребностей индивидуумов, семей, коллективов, реализуемые через различные виды торговли. Товар – все то, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления. Товарами могут быть места, личности, организации, виды деятельности, информация и идеи

Объектом рынка также  являются деньги (в любой форме).

Субъекты рынка - это  люди, организации, выступающие в  качестве индивидуальных и коллективных субъектов, рыночного хозяйства.

Существуют следующие виды субъектов рынка:

а). Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

б). Банк - это особая, финансово-кредитная организация, которая на потребительском рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

в). Государство - на потребительском рынке, оно представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей. Государство является императивным (повелительным) субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных.

г). Предприятие - это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

  • стремится к увеличению прибыли;
  • самостоятельно принимает решения.
  • Наибольшее распространение по формам собственности получили следующие предприятия:
  • частные или единоличные предприятия;
  • коллективные предприятия (общества с ограниченной, или с неограниченной ответственностью);
  • корпорации (совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое лицо);
  • государственные и муниципальные предприятия;
  • филиалы и представительства отдельных предприятий.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство)

  • - это процесс принятия на себя финансовой, моральной, социальной ответственности;
  • - это процесс создания нового, обладающего ценностью;
  • - это процесс, приносящий в результате, денежный доход и личное удовлетворение достигнутым;
  • - предпринимательская деятельность, это деятельность энергичного человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, используя их для производства или продажи товаров и услуг (под свою ответственность).

2.4. Поведение потребителей.

Рынок ― это система, ориентированная  на потребителя. Поэтому экономическая  наука изучает поведение потребителя, пытаясь понять, чем руководствуются люди, совершая те или иные экономические действия, как может повлиять отдельный потребитель на производителей товаров и услуг.

Каждый человек (потребитель) принимает  абсолютно самостоятельное решение  относительно объёма и направления покупок. Из потребителей состоит общество в целом. Эти обстоятельства заставляют производителей учитывать коллективное мнение потребителей, когда предприятия решают вопрос: что производить, как производить и для кого производить.

Главным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности безграничны, а доход ограничен, покупатели вынуждены выбирать те товары и услуги, которые для них наиболее важны или полезны. Слово полезность в экономической науке означает любой товар, который для покупателя кажется наиболее ценным. Ценность блага зависит не от его цены, а от вида потребности, которое оно удовлетворяет.

Экономические теории опираются на предположение, что люди предпринимают  те действия, которые принесут им максимальную чистую выгоду, т. е. пользу за вычетом всех затрат. Все люди не такие уж разные. Всем нам постоянно удаётся предсказывать поступки совершенно незнакомых людей ― без этого нормальная жизнь в обществе просто невозможна.

Поэтому, в любом обществе, использующем деньги, почти каждый человек предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности для реализации собственных интересов. Действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других. Люди предпринимают действия, основываясь на ожидаемой выгоде. Если выгода от какого-то действия увеличивается, то люди совершают его чаще, и наоборот. Таким образом, действует общественный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечить удовлетворение своих потребностей, используя для этого доступные средства.

В определение поведения потребителей включено несколько видов действий — приобретение, потребление и  освобождение.

Поведение потребителя типично  и потому управляемо. Большинство  наших действий, совершаемых в  течение жизни, являются привычными и рутинными и могут быть описаны в рамках тех или иных моделей, зная которые мы получаем возможность контролировать поведение потребителя на рынке.

Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают  люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» — в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.

Приобретение относится к действиям, ведущим к покупке и включающим покупку или заказ продукта. Некоторые  из этих действий включают поиск информации относительно особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных товаров или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителя изучают данные типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки: посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом. Другие вопросы могут касаться того, как потребители расплачиваются за продукты (наличными деньгами или по кредитной карте), покупают ли они продукты для дарения или себе, вывозят ли они покупки самостоятельно или пользуются службой доставки, где они получают информацию о продуктах и альтернативных магазинах, и как торговые марки влияют на выбор продукта.

Потребление — это то, как, где, когда и при каких обстоятельствах  потребители используют продукты. Например, вопросы, связанные с потреблением, могут включать решения о том, используется ли товар дома или на работе. Используются ли продукты в соответствии с инструкциями продавца либо по прямому назначению, или потребители нашли собственный уникальный способ использования продукта? Приносит ли удовольствие опыт использования продукта или он является чисто функциональным? Потребляется ли продукт полностью до стадии освобождения или часть его никогда не используется?

Освобождение включает то, как потребители  избавляются от продуктов и упаковки. В данном случае аналитики потребителей могут изучать поведение пользователей с экологической точки зрения: как потребители освобождаются от упаковки и остатков продуктов (продукты биологически разлагаются или могут быть переработаны). Потребители могут также отказаться использовать повторно некоторые товары, передав их младшим детям, или могут перепродать через комиссионные магазины, обменять через Интернет или частные (классифицированные по тематике) рекламные объявления, перепродать их, устроив распродажу на дому или на «блошином» рынке.

Поведение потребителей можно определить также как область исследований, сфокусированную на действиях потребителей. С развитием этой сферы знания расширялись и ее границы. В последнее  время исследователи и практики стали уделять больше внимания анализу потребления, тому, почему и как люди потребляют. Анализ поведения потребления представляет более широкую концептуальную основу, чем поведение покупателя, поскольку включает поиск ответов на вопросы относительно действий людей и после процесса покупки товаров или услуг.

В успешных организациях понимают, что  каждый аспект маркетинговой программы  фирмы должен разрабатываться с  учетом поведения потребителей. В  этом и состоит суть концепции  маркетинга — процесса планирования и реализации планов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, имеющего целью взаимовыгодный для индивида и организации обмен. Ключевым в этом определении является обмен продавцом некоего блага, обладающего такой ценностью, за которую потребитель заплатит цену, которая удовлетворяет потребности и цели организации. С точки зрения потребителя удовлетворение от обмена зависит от удовлетворения от потребления продукта не меньше, чем от обмена. Потребители захотят заплатить только за те товары и услуги, которые удовлетворяют их потребности; но вряд ли это случится, если фирма не понимает, как покупатели потребляют или используют конкретный продукт. Если продукт не использовался так, как предполагалось, вероятно, что удовлетворение от продукта будет неполным. Вот почему продавцы тратят время и деньги на разработку специальных инструкций по использованию товаров и уходу за ними.

Потребность в товарах и услугах  находится  в прямой зависимости  от платежеспособного спроса  и  развития непроизводственной сферы  в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и на потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для развития социально-экономических групп населения определяется характером  развития производительных сил в регионе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является  непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

2.5. Спрос и предложение.

Спрос. Закон спроса.

  Спросом называется платёжеспособная потребность покупателя в конкретных товарах и услугах. Главным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности безграничны, а доход ограничен, покупатели вынуждены выбирать товар, который в данный момент представляет для него наибольшую ценность. Ценность блага зависит не от его цены, а от вида потребности, которое оно удовлетворяет. Поэтому производители изучают спрос покупателей и ориентируются на него при производстве товаров и услуг.

На рынке товаров и услуг  происходит постоянное столкновение продавцов (производителей) и покупателей (потребителей).

Производитель стремится  продать товар как можно дороже, покупатель хочет купить товар как  можно дешевле. Их интересы совершенно противоположны. И, тем не менее, они вынуждены сотрудничать. На чём это сотрудничество основано? Что может примирить продавца и покупателя? Каким образом производители «угадывают», какие товары производить, в каком количестве и по какой цене продавать? Ответить на эти непростые вопросы поможет знание рыночных законов ― спроса и предложения.

Применяемое иногда выражение «платёжеспособный  спрос» неверно, поскольку спрос  бывает только платёжеспособным. Во всех остальных случаях это может быть желание, мечта, потребность, но не спрос. Ведь производитель, выпуская товары или предлагая услуги, не может ориентироваться на наши мечты ― он должен продать товар.

Но даже при наличии  денег, покупатель склонен к тому, чтобы купить товар как можно дешевле. Чем это объясняется?

У каждого человека ограничен доход. Даже если покупатель очень богат, его  потребности всё равно выше его  возможностей. Мы не просто делаем покупку, мы отказываемся от другой, альтернативной покупки. Покупая компьютер, мы отказываемся от отдыха на море; покупая путёвку на море, мы отказываемся от компьютера. Мы всегда вынуждены делать выбор. Поэтому, чем дешевле мы купим товар, тем от меньшего количества благ мы можем отказаться.

Информация о работе Потребительский рынок и защита прав потребителей