Виды маркетинговой информации и источники ее получения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ сбора и обработки маркетинговой информации и выбора оптимального метода её получения.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие маркетинговой информации, ее виды и источники;
2. Рассмотреть этапы сбора маркетинговой информации;
3.Проанализировать состояние рынка продовольственных товаров д. Княщина и перспективы его развития;
4. Сделать анализ источников маркетинговой информации потребителей о востребованности хлебобулочных изделий в д. Княщина.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..……….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы сбора маркетинговой информации
1.1 Маркетинговая информация: понятие, виды, источники..........................6
1.2 Этапы сбора маркетинговой информации……………………………….3
Глава 2. Изучение спроса на хлеб и хлебобулочных изделий в д. Княщина
2.1 Состояние рынка продовольственных товаров д. Княщина и перспективы его развития ………...................................................….............20
2.2 Анализ источников маркетинговой информации о востребованности хлеба и хлебобулочных изделий в д. Княщина..............................................28
Заключение……………………………………….……………………..…..….....40
Список использованных источников…………….…………..….………….…...42
Приложения………………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 219.11 Кб (Скачать)

Но прежде чем начать исследовать рынок продовольственных товаров в д. Княщина, нам необходимо познакомиться с таким понятием, как потребительская корзина, в дальнейшем, с помощью этого понятия мы сможем понять, какое место хлеб  и хлебобулочные изделия занимают в жизни людей.

Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу 1, где представлены продукты, входящие в потребительскую корзину на 2014 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы.

Таблица 1 – Продукты питания, входящие в потребительскую корзину 2014 года

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия,, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

76,6

Продолжение таблицы 1

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

108,1

Сахар и кондитерские изделия в перерасчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в перерасчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты  (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6


 

Изучив эту таблицу, мы видим, что хлеб  и хлебобулочные изделия занимают четвертую позицию в потребительской корзине. Из этого можно сделать вывод, что довольно большое число людей приобретают эти продукты питания и их востребованность на рынке продовольственных товаров не самая низкая.

Теперь приступим к исследованию рынка продовольственных товаров непосредственно в д. Княщина. На представленной ниже диаграмме (Рисунок 1), мы можем увидеть, что первое место по количеству проданных продовольственных товаров в магазине д. Княщина, занимают хлеб и хлебобулочные изделия. С чем же это связано?

В первую очередь, это связано с высокой востребованностью этим товаром населением д. Княщина, а также с тем, что этот товар чаще, чем другие продовольственные товары, появляется в магазине.

Рисунок 1 – Количество продовольственных товаров, проданных за 2013 год в магазине РайПо д. Княщины

 

А теперь рассмотрим спрос на продовольственные товары не в количественном отношении, а в денежном. Для этого обратимся к Рисунку 2, на котором мы видим, что хлеб и хлебобулочные изделия приносят магазину одну из самых больших прибылей, наравне с мясом и мясной продукцией, а также с молоком и молочной продукцией. Причиной этого служит невысокая цена на хлеб  и хлебобулочные изделия, эти продукты доступны каждому.

Рисунок 2 – Денежный показатель проданных за 2013 год продовольственных товаров

 

Подводя итоги, можно сказать, что на рынке продовольственных товаров в д. Княщина, хлеб и хлебобулочные изделия занимают самое важное место. Причин для этого много: невысокая цена, доступность, вкус и качество товаров, большое влияние также оказывает привычка покупателей в приобретении этого вида продукции.

 

 

2.2 Анализ источников маркетинговой  информации потребителей о востребованности хлеба и хлебобулочных изделий в д. Княщина

 

Согласно постановлению Министерства Здравоохранения Российской Федерации, хлеб играет важнейшую роль в питании человека. Значение хлеба неоценимо: без него невозможно представить пищевой рацион ни ребенка, ни взрослого человека. Существует так мало ценностей, которые имели бы такое же значение для жизнедеятельности человека как хлеб.

Именно поэтому о нем говорят: «Хлеб всему голова». Он также занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка. В настоящее время почти все религии считают хлеб благословенной пищей, а в Христианстве хлеб — это воплощение тела Христа.

Согласно историческим сведениям хлеб появился на земле около пятнадцати тысяч лет назад. Он был изготовлен из растертых камнями зерен и воды, со временем для его приготовления начали использовать прокисшее молоко, но первыми, кто научился печь настоящий хлеб, используя дрожжи, были древние египтяне. Они открыли способ разрыхления теста путем брожения, в результате чего выпекали мягкий и пышный хлеб, который был не только вкуснее прежнего, но и дольше мог сохраняться свежим. Этот метод выпечки хлеба от египтян перешел к грекам, у греков его позаимствовали римляне, которые со временем разработали свою усовершенствованную технологию и распространили ее по всей завоеванной территории.

На Руси предпочтение отдавали выпечке ржаного, так называемого черного хлеба, поскольку он был сытней и дешевле пшеничного (белого) хлеба. В период неурожаев в тесто добавляли различные овощи: картофель, свеклу, морковь и др. Пекари в то время пользовались огромнейшим почетом и уважением. В ХІХ веке деревенские жители начали печь хлеб в русских печах, а в городе люди обычно покупали хлеб у булочников.

Медики отводят особое место значению хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека. Они утверждают, что в среднем суточная норма потребления хлеба должна составлять не менее 250-350 г, в зависимости от возраста и массы тела человека. Благодаря различным подсчетам ученые определили, что в настоящее время люди в разных странах мира употребляют хлебные изделия от 150 г до 500 г в сутки.[9, с.26-28]

Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину — в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть — в белках и калориях.

Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту — он никогда не приедается, так как обладает постоянной усвояемостью. Усвояемость хлеба связана с его характерными органолептическими показателями: аромат, вкус, пористость мякиша и т. д., а также с особенностью его химического состава. Белки хлеба — денатурированные, крахмал находится в клейстеризованном виде, а жиры входят в состав комплексов с углеводами, белками и другими компонентами. Такая консистенция и структура способствуют наиболее эффективному пищеварению, благодаря чему лучше усвояется другая пища, употребляемая вместе с хлебом.

Изменяя химический состав хлеба и хлебобулочных изделий, можно выпекать различные диетические виды хлеба: с пониженной кислотностью для людей, страдающих язвой желудка; с пониженным содержанием углеводов для больных на целиакию, фенилкетонурию и др.; бессолевые — для больных гипертонией и имеющих проблемы с почками, сердечнососудистой системой.

Существует большой ассортимент хлебобулочных изделий, предназначенный для снижения риска заболеваний людей, которые живут в экологически неблагоприятных районах, а также для лечебного и профилактического питания детей дошкольного и школьного возраста.

Поскольку ржаная мука богата на фолиевую кислоту, железо, аминокислоты, витамины группы В1, В2, ржаной хлеб имеет большую биологическую ценность, нежели пшеничный. Именно поэтому большинство различных биологических добавок вносятся в хлеб из пшеничной муки. Следует также отметить, что чем больше отрубинистых частиц содержится в хлебобулочных изделиях, тем они полезнее. Ведь в этих частицах имеются биологически полезные вещества, необходимые для поддержания здоровья и обеспечения жизнедеятельности любого человека.

Хранить хлеб следует в специальных герметичных хлебницах либо в сухих, плотно завернутых пакетах. Рекомендованный срок такого хранения — не более трех дней. Но для продолжительного хранения хлеба идеальным местом является холодильник, так как именно при температуре от -18 до -25 градусов хлеб сохраняет все свои свойства и может лежать до трех месяцев.

Рынок хлеба и хлебобулочных изделий менее любого другого продовольственного рынка подвержен влиянию рыночного механизма, поскольку государство осуществляет преемственность в его регулировании от предыдущего социально-экономического уклада. Исключительная значимость хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов наиболее важных для жизни человека относит их к товарам стратегического назначения, а для граждан – к продуктам первой необходимости и постоянного спроса. Поэтому рынок демонстрирует стабильность, предсказуемость и позволяет его игрокам продолжать развитие своего бизнеса.[7, с.59-61]

Проведение данного маркетингового исследования вызвано необходимостью изучения востребованности хлеба и хлебобулочных изделий на рынке продовольственных товаров у населения д. Княщина.

Объектом маркетингового исследования является хлеб и хлебобулочные изделия в д. Княщина, а предметом – потребление хлеба и хлебобулочных изделий населения д. Княщина, которое предъявляет разные требования к представленному ассортименту, ценам, обслуживанию.

Цель работы состоит в изучении хлеба и хлебобулочных изделий в д. Княщина, а также изучение рынка потребителей о востребованности этого товара.

Исходя из этого, задачами маркетингового исследования является:

- узнать, как часто люди приобретают хлеб и хлебобулочные изделияв торговой точке д. Княщина;

- выяснить, какие требования к ассортименту хлеба и хлебобулочных в магазине предъявляет потребитель в д. Княщина ;

-выявить, какие факторы  являются определяющим при выборе хлеба и хлебобулочных изделий.

В ходе проведения исследования применялся количественный метод сбора данных: при помощи опроса в точке продаж.

Среди респондентов опроса (40 человек), преобладающую долю заняло женское население - 82% и 18% мужского населения (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Пол респондентов

 

Возрастная категория основного населения это люди 45-60 лет и старше, на втором месте люди 35-44 лет, на третьем – 25-34. Из этого можно сделать вывод о том, что люди более пожилого возраста чаще посещают магазин, чем люди младшего возраста (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Возраст респондентов

 

Большинство опрошенных нами людей, покупают хлеб в нашем магазине (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Динамика ответа на вопрос №3

 

Люди в д. Княщина довольно часто приобретают хлеб и хлебобулочные изделия, это ясно изображено на данной диаграмме. Больше половины опрошенных, покупают хлеб и хлебобулочные изделия 2 раза в неделю, и чуть меньше опрошенных – 1 раз в неделю, это говорит только о том, что хлеб является востребованным товаром в д. Княщина (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Динамика ответа респондента на вопрос №4

 

Среди опрошенных нами людей, 64% респондентов приобретают за одну покупку 2-3 наименования хлеба или хлебобулочных изделий. В который раз убеждаемся, что этот товар очень востребован в д. Княщина (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Динамика ответа респондента на вопрос №5

 

Люди чаще всего приобретают ржаной(39%) и белый (37%) хлеб. Это можно объяснить тем, что эти виды хлеба для них более привычны (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Динамика ответа респондента на вопрос №6

 

Абсолютное количество опрошенных не готовы полностью отказаться от покупки хлеба и хлебобулочных изделий в пользу других продуктов питания, объясняется это тем, что они живут в сельской местности, где, как правило, наличие хлеба на обеденном столе является обязательным (Рисунок №9).

Рисунок 9 – Динамика ответа респондента на вопрос №7

 

Определяющим при приобретении хлеба и хлебобулочных изделий для 39% опрошенных является дата изготовления, для 28% - стоимость продукции, для 16% - упаковка, качество и срок годности является менее важным для опрошенных среди населения д. Княщина (Рисунок 10).

Рисунок 8 – Динамика ответа респондента на вопрос №10

Информация о работе Виды маркетинговой информации и источники ее получения