Виды маркетинговой информации и источники ее получения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ сбора и обработки маркетинговой информации и выбора оптимального метода её получения.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие маркетинговой информации, ее виды и источники;
2. Рассмотреть этапы сбора маркетинговой информации;
3.Проанализировать состояние рынка продовольственных товаров д. Княщина и перспективы его развития;
4. Сделать анализ источников маркетинговой информации потребителей о востребованности хлебобулочных изделий в д. Княщина.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..……….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы сбора маркетинговой информации
1.1 Маркетинговая информация: понятие, виды, источники..........................6
1.2 Этапы сбора маркетинговой информации……………………………….3
Глава 2. Изучение спроса на хлеб и хлебобулочных изделий в д. Княщина
2.1 Состояние рынка продовольственных товаров д. Княщина и перспективы его развития ………...................................................….............20
2.2 Анализ источников маркетинговой информации о востребованности хлеба и хлебобулочных изделий в д. Княщина..............................................28
Заключение……………………………………….……………………..…..….....40
Список использованных источников…………….…………..….………….…...42
Приложения………………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 219.11 Кб (Скачать)

Основными способами связи с людьми при проведении опросов служат: индивидуальное интервью, групповое интервью, опрос по почте, интервью по телефону.

Индивидуальное интервью представляет собой личный контакт с опрашиваемым; при его проведении исследователь может дополнять результаты опроса личными наблюдениями.

Групповое интервью заключается в приглашении 6-10 человек для неформальной беседы, в ходе которой исследователь проводит опрос. Непринужденная обстановка и свободное общение между участниками группового обсуждения позволяют опрашиваемым высказывать свои подлинные мысли и чувства, которые порой трудно выявить в ходе индивидуального интервью.

Опрос по почте — достаточно простое и дешевое средство установления контакта. Недостатком является то, что процент получения ответов от опрашиваемых крайне низок.

Интервью по телефону — наилучший путь быстрого сбора информации. Этот способ дешев и удобен. Исследователь имеет возможность пояснить вопросы, непонятные для опрашиваемого. Количество ответивших обычно выше, чем в случае опроса по почте.

Еще одним развивающимся средством связи с людьми является Internet. Список вопросов в этом случае располагается на веб-сайтах. В связи с тем что большая часть населения Украины не пользуется Internet, этот способ связи пока не получил в нашей стране широкого распространения.

Инструменты исследования. Определившись с методами исследования, необходимо выбрать соответствующие инструменты исследования. Маркетологи используют два основных вида инструментов исследования: механические устройства (фиксирующие приборы) и анкеты.[10, С. 37-39]

К фиксирующим приборам относятся диктофоны, фото- и видеокамеры и многие другие. При исследовании воздействия на потребителей рекламных сообщений используют гальванометры (вы наверняка видели их в американских фильмах под названием «детекторы лжи»), реагирующие на малейшее выделение пота, что указывает на изменение эмоционального состояния. Для определения наиболее выгодного места размещения рекламы в печатных изданиях используют специальный аппарат, фиксирующий движения глаз человека. Для составления рейтинга телевизионных программ используют электронные устройства, которые фиксируют просматриваемые по телевизору программы.

Но наиболее распространенным и в то же время очень эффективным инструментом исследования является анкета — набор вопросов для потребителя. При разработке анкеты к исследователю предъявляются определенные требования; он должен решить, какие вопросы необходимо задать и в какой последовательности. И, конечно, каждый вопрос должен быть обдуман и полезен для цели исследования.

Маркетинговые исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закрытые вопросы уже содержат все возможные ответы, и опрашиваемые выбирают один или несколько из них. Отвечая на открытый вопрос, человек должен сформулировать ответ самостоятельно.

Составление выборки. Важную роль на этапе разработки плана исследования играет составление выборки. Дело в том, что при проведении исследования очень сложно изучить всех людей, которые интересуют предприятие. В таких случаях специалисты по маркетинговым исследованиям обычно делают выводы о всей совокупности людей на основании изучения небольшой ее части, которую называют выборкой. Таким людям задают вопросы и рассматривают затем полученные ответы как типичные для всей совокупности. [14, c.85-87]

При составлении выборки нужно ответить на два вопроса. Первый — сколько людей необходимо опросить (размер выборки). Второй — как следует отбирать членов выборки. Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно также отбирать по определенному критерию: место проживания, возраст, пол и т. д. Отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти люди будут хорошими источниками информации.

Например, продавец автомобилей хочет узнать, насколько довольны купленными в прошлом году автомобилями его покупатели. Покупателей было 1000 человек, и опрашивать их всех достаточно дорого, поэтому продавец решает опросить всего 50 человек. Он может выбрать их наугад или отобрать только тех 50 покупателей прошлого года, которые проживают ближе других к его автосалону.

Этап 3. Сбор информации – это этап сбора данных —самый дорогой этап всего процесса маркетингового исследования. Исследователь должен тщательно следить, чтобы все происходило в соответствии с планом исследования, своевременно решать возникающие проблемы.

Этап 4. Анализ информации и представление полученных результатов - цель исследователя на последнем этапе маркетингового исследования грамотно проанализировать собранную информацию и выработать рекомендации для принятия эффективных управленческих решений. Результаты анализа и рекомендации представляются руководству предприятия. [17]

Таким образом, маркетинговая информация является важнейшим основанием для любого маркетингового действия и тем более исследования, а также для любой организации. Как утверждают многие маркетологи, информационная работа составляет от трети до половины всего объема маркетинговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Изучение спроса на хлеб и хлебобулочных изделий в д. Княщина

 

 

2.1 Состояние рынка продовольственных товаров в д. Княщина и перспективы его развития

 

В современной экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.

К. Макконнелл и С. Брю считают, что рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.[1, с.28-29]

На мой взгляд, наиболее приемлемой и полной является следующая формулировка.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов.

Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма.

Рынок продовольственных товаров – это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.

Рынок продовольственных товаров делится на типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм.

Первый тип – рынок сырьевых продовольственных товаров. Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная однородность и стандартизированность продукции, реализация товаров крупными партиями.

Второй тип – рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. Это табачные и кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому виду продукции имеется широкий набор подвидов, марок и сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше на рынке заменяемость товара, тем сильнее конкуренция и меньше возможностей для ценовых приоритетов. Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке являются реклама и различные способы маркетинговых коммуникаций.

Рынок этого типа обычно является олигопольным. с несколькими лидирующими фирмами. Барьеры, препятствующие вхождению на такой рынок, очень высоки.

Третий тип – рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко, свежие плоды и овощи и т. д.). Доступ на рынок этой группы товаров относительно свободный, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку.

Четвертый тип – рынок продовольственного сервиса. Он включает все типы и классы предприятий общественного питания – от небольших буфетов и закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного до олигопольного.

Рынок продовольственных товаров имеет несколько уровней. Он может быть локальным – для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным – для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным – для консервов и импортного продовольствия.

В развитых странах рынок продовольствия представлен относительно большим числом фирм с высокой товарной дифференциацией. При этом четко выделяется группа фирм, занимающая доминирующее положение, Наряду с ценовой на рынке продовольствия большое значение имеет неценовая конкуренция, которую характеризуют интенсивная реклама, товарная дифференциация, а также улучшенные качество товаров и услуг.[11, с.46-48]

Рынок продовольственных товаров как система хозяйствования выполняет следующие функции:

1) информационную. Через цены, процентные ставки  и т. д. рынок дает участникам  информацию об объективно необходимых  количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка;

2) посредническую. Экономически обособленные производители  и потребители в условиях общественного  разделения труда должны найти  друг друга и обменяться результатами  своей деятельности. В рамках  рыночной экономики с достаточно  развитой конкуренцией посредник  имеет возможность выбрать наиболее  приемлемого поставщика, а продавец  – наиболее подходящего покупателя;

3) ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьировать. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, то есть затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на поведении продавца и покупателя. Первый стремится дороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем. продаж при увеличении цены товара. Типичным поведением покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится, пока не установится взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение;

4) регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса  и предложения рынок дает ответ  на вопросы: Что производить? Для  кого производить? Как производить?

5) санирующую. С помощью конкуренции рынок  очищает общественное производство  от экономически неустойчивых, не  жизнеспособных хозяйственных единиц  и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.

Необходимы определенные условия функционирования рынка продовольственных товаров:

♦ право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

♦ свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

♦ равноправие субъектов различных форм собственности; свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства; самофинансирование: каждый субъект рыночных отношений, обретая экономическую самостоятельность, должен сам покрывать финансовые расходы на свое существование и развитие; конкуренция: в рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы;

♦ создание рыночной инфраструктуры: товарных бирж, системы оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций, фондовых и валютных бирж, финансовых институтов и т. д. [2, с.74-76]

А теперь более подробно остановимся на состоянии рынка продовольственных товаров в  д. Княщина, а также о перспективах его развития.

Княщинское сельское поселение — муниципальное образование в составе Дорогобужского района Смоленской области России. Административный центр — деревня Княщина. На территории поселения находятся 9 населённых пунктов. Образовано 2 декабря 2004 года. Главой поселения и Главой администрации является Немыкин Сергей Петрович.

Население д. Княщина составляет 317 жителей. Состав населения: мужчины – 97 человек, женщины – 173 человек и 47 детей. Исходя их этих данных, можно сделать вывод о том, что женщины являются основными потребителями.

В ведении д. Княщина находится средняя школа(9 классов), медпункт, библиотека, Дом культуры, два магазина, почта.

Чтобы выяснить состояние рынка продовольственных товаров в д. Княщина, мы изучим  ассортимент и востребованность продовольственных товаров в двух магазинах.

Многие исследования показали, что с точки зрения потребителя, рынок продовольственных товаров должен характеризоваться наличием достаточного количества и хорошего качества продуктов питания в нужном ассортименте, необходимой питательной ценности, безопасности для жизни и здоровья людей. При этом немаловажное значение для потребителей имеет конъюнктура рынка, уровень и соотношение цен на продукты питания, позволяющие выбрать оптимальный рацион, исходя из их личного бюджета.

Информация о работе Виды маркетинговой информации и источники ее получения