Понятие и виды форм(источников) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 6
ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 9
НОРМАТИВНЫЙ АКТ 12
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР 19
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Погорелов.doc

— 124.50 Кб (Скачать)


ПЛАН

 

  1. ВВЕДЕНИЕ  3
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ        ПРАВА  6
  3. ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА  9
  4. НОРМАТИВНЫЙ АКТ  12
  5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР  19
  6. СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ  22
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  26
  8. ЛИТЕРАТУРА  27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.

Во все времена людей интересовал  вопрос: откуда проистекает право, каков  его источник?

Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:

1). Право – естественный продукт человеческой истории;

2). Право – искусственный результат  деятельности определенных социальных  сил.

Вопросы источников, природы права  принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с  другими обстоятельствами учитывается  то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством» [1, 230]. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Обратившись к истории вопроса  можно обнаружить самые различные  научные школы, каждая из которых  отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Представители естественно-правовой доктрины полагают, что природа вписывает  в сознание людей их основные права и свободы. Такие права и свободы получили название неотчуждаемых от  человека, естественных. Их происхождение невозможно не понять, не объяснить вне человека, поскольку они – его неотъемлемое свойство, атрибут.

Таким образом, даже беглый взгляд на вопрос показывает, что существуют самые различные подходы к объяснению источников права.

Одной из причин недостаточной теоретической  разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением." [2, 153] В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.[3, 25]

В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне.[4, 38] Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого понятия.[5,41]

При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали  понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники  права" между этими словами  в скобках добавляется уточнение - "формы". В своей работе я постараюсь осветить данную проблему, опираясь на последние разработки ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

В учебной и научной литературе источниками права традиционно считают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).

Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять:

    • источник права в материальном смысле;
    • источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле");
    • источник права в юридическом (формальном) смысле. 

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. 
Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. [6, 249] Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права. [7, 36] 
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права"[8, 97], тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" (Р.О.Халфина) - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм.[9, 329] Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.

После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Известны следующие основные источники права: 
обычай - многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом; судебный или административный прецедент. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности; нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор; нормативно правовой акт (самый распространенный) - юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме.

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется каким органом издана. Высшей юридической силой обладает конституция. Впервые на территории России ее нормы - нормы прямого действия. На втором месте по юридической силе - конституционный закон. На третьем - текущее законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

 
     Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.[10, 128] Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. 
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенностью правил, непрерывным и единообразным характером их соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются  при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.[11, 251]

 

Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную  норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.

Обычай по природе своей носит  консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.

Государство к различным обычаям  относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более  или менее длительное существование  правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. [12, 330] Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая.[13, 152-181] Отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются  законом. Например, в Уголовном кодексе  России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная.

Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения до и вместе с юридическими нормами.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычаях, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.[14, 80-103] И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.

Информация о работе Понятие и виды форм(источников) права