Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:29, курсовая работа
Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 6
ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 9
НОРМАТИВНЫЙ АКТ 12
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР 19
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
3. НОРМАТИВНЫЙ АКТ
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права, представляющий собой предписания субъектов правотворчества, содержащий юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
По сравнению
с правовым обычаем и судебным
(административным) прецедентом нормативно-
Нормативно-правовым
актам присущ ряд особенностей. Они,
во-первых, имеют государственный характер.
Государство наделяет органы, организации,
должностных лиц правом готовить и принимать
нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой
компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию
принятых нормативно-правовых актов, включая
и принудительное воздействие на лиц,
уклоняющихся от их исполнения. Государственным
характером нормативно-правовые акты
отличаются от нормативных актов общественных
организаций (уставы партий, общественно-политических
движений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются
не всеми, а строго определенными субъектами,
специально уполномоченными на то государством.
При этом каждый субъект правотворческой
деятельности связан рамками своей компетенции.
Министр, например, может издать нормативный
приказ, но не уполномочен на принятие
указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются
с соблюдением определенной процедуры
(особенно это относится к законодательным
актам), а также требований к содержанию
и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные
и субъектные пределы действия. В-пятых,
всегда содержат юридические нормы. Наличие
в этих актах юридических норм и делает
их нормативными, общеобязательными.[15,
311]
В этой связи нормативно-правовые акты
следует отличать от индивидуальных и
интерпретационных актов.
Индивидуальные
правовые акты - это акты государственных
органов, негосударственных организаций,
должностных лиц, выражающие решение
по конкретному юридическому делу (приговор
или решение суда, приказ руководителя
предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные
акты - это акты применения права, поэтому
их называют еще правоприменительными.
Они имеют, как правило, разовое применение,
адресуются конкретным лицам или организациям
и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения - применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой
акт - понятие собирательное, оно охватывает
самые разнообразные нормативные государственные
предписания. Нормативно-правовые акты
целесообразно классифицировать по трем
основаниям: юридической силе, сфере действия
и субъектам, их издающим.
По юридической силе различают: законы
- акты, обладающие высшей юридической
силой, и подзаконные акты - акты, основанные
на законах и им не противоречащие. Абсолютно
все нормативно-правовые акты, кроме законов,
являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.
Актами внутреннего
действия являются также многочисленные
локальные предписания, разрабатываемые
и принимаемые предприятиями и действующими
в их рамках, предписания, применяемые
только на определенной территории (область,
край, районы Крайнего Севера и т.д.).
По субъектам,
издающим (принимающим) нормативно-правовые
акты, последние подразделяются на акты:
референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления,
должностных лиц государственных и негосударственных
организаций. Виды нормативно-правовых
актов, определяемых субъектами правотворчества,
довольно изменчивы и зависят от существующей
на тот или иной момент структуры государственных
органов.[16, 313] При этом следует иметь в
виду акты, принятые одним органом, и акты,
разработанные и принятые совместно несколькими
государственными органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.
С нормативно-правовыми
актами тесно связано понятие
законодательства, которым широко оперируют
юридическая наука и правоприменительная
практика, трактуя его содержание весьма
неоднозначно.
Законодательство - совокупность нормативно-правовых
актов, изданных высшими органами государственной
власти и управления. Часто к законодательству
относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты
местных органов власти и управления.
Таково же понимание законодательства
и в обиходе. Наиболее верным представляется
такое понимание законодательства, когда
к нему относятся акты высших органов
государственной власти и управления.
Законодательство Российской Федерации
в этом случае представляет собой совокупность:
1) законов и иных нормативных актов, принимаемых
высшими представительными органами России,
т.е. органами законодательной власти;
2) указов Президента РФ; нормативных актов
Совета Министров - Правительства РФ.
Российское законодательство делится
на определенные блоки в зависимости от
сфер регулируемых им общественных отношений.
По этому основанию выделяются гражданское
законодательство, административное законодательство,
уголовное законодательство и другие
отрасли законодательства.
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права - капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон. Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории
всех субъектов Российской Федерации
является выражением единства общефедеральной
государственной власти на всей территории
Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской
Федерации отличает законы от ряда других
актов Федерального Собрания, регулирующих
порядок его внутренней деятельности
или закрепляющих персональный состав
подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.[17, 23] Конституция представляет собой основной закон государства, закрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической
базой всего текущего законодательства.
Конституционные законы вносят изменения
и дополнения в конституцию. Поэтому для
их принятия необходимо квалифицированное
большинство голосов - не менее 2/3 голосов
депутатов парламента.
Обычные законы, хотя и регулируют важные
сферы общественных отношений, но не вносят
изменений и дополнений в конституцию.
Поэтому для их принятия требуется простое
большинство голосов парламентариев процентов
плюс.
Постановления парламента отличаются
от законов тем, что они, как правило,
принимаются по частным вопросам,
ранее урегулированным
Все последующие нормативно-правовые
акты государства издаются на основе,
в соответствии и во исполнение законов,
т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому
нормативно-правовые акты по юридической
силе можно классифицировать на законодательные
и подзаконные.
Указы президента Российской Федерации
занимают главенствующее место среди
подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами, "определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства". В отличие от
закона, который всегда является нормативно-правовым
актом, указы президента могут носить
и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные
акты. Они издаются в пределах, установленных
конституцией и законами. Вместе с тем
указы характеризуются преобладающей
юридической силой по отношению ко всем
иным подзаконным актам. Юридическая природа
указа президента обусловливается прежде
всего тем, что это акт главы государства,
являющегося гарантом конституции, прав
и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы
следует различать в
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входящих в Российскую Федерацию.
Совет Министров РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-
Таким образом, нормативно-правовые акты
представительных и исполнительных органов
государственной власти не только республик,
но и всех иных субъектов Российской Федерации
обладают особой юридической силой на
своей территории. Они обязательны к исполнению
всеми гражданами.
4. нормативно-правовой договор
Нормативно-правовой договор - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве.
Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г.).
В области трудового права
Следует подчеркнуть, что договорное
право - юридический фундамент