Понятие и виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком смысле и в узком смысле слова, хотя в учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном смысле, в идеологическом смысле и в формально юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.

Оглавление

1.Понятие и виды источников права…………………………………………….....3
2.Задача № 1………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………….......27

Файлы: 1 файл

контрольная по праву.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

Содержание

1.Понятие и виды источников права…………………………………………….....3

2.Задача № 1………………………………………………………………………...23

Список использованной литературы………………………………………….......27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды источников права.

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком смысле и в узком смысле слова, хотя в учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном смысле, в идеологическом смысле и в формально юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.

Существующие различные расхождения в трактовке понятия «источник права» объясняется различными подходами к правопониманию (социальной природы и сущности права). Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, т. е. правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право.

Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридическихактахвыражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.) [1,стр 22]

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1 законы и иные нормативно-правовые  акты, принимаемые компетентными  органами государственной власти  и управления или всенародным  голосованием (референдумом);

2 общепризнанные принципы  и нормы международного права;

3 юридический прецедент (судебный и административный);

4 религиозные источники (священные писания, книги, трактаты);

5 правовой обычай;

6 нормативный правовой  договор;

7 доктрина, или юридическая  наука.

1. Чаще всего правовые  нормы содержатся в государственных  правовых актах. Нормативный правовой  акт является наиболее распространенным  и основным источником права, в котором содержатся нормы  права, установленные или признанные  государством. Как основной источник  права нормативно-правовой акт  относится к романо-германской  правовой системе. Нормативно-правовой  акт – это официальный письменный  документ, создаваемый в результате  нормотворческой деятельности органов  государственной власти и управления  или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся  нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. ГНормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов. Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры.

Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему [6,стр.76]

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т. д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они 
представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т. д.). Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные юридические акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление обеспечивается компетентными органами государства [3,стр111]

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовых актов можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

2. Общепризнанные принципы  и нормы международного права  имеют приоритет перед законами  или иными источниками внутригосударственного  права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации  «общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации  являются составной частью ее  правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора». Данное положение Конституции  РФ предусматривает прямое действие  норм международного права в  случае их противоречия нормам  национального права. Так ст. 69 Основного  Закона закрепляет, что «Российская  Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права и международными договорами Российской Федерации» [1,стр.14]

Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством.

С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая конкретные дела, весьма часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

3. Юридический прецедент  создается в тех случаях, когда  в силу неопределенности или  противоречивости нормативных предписаний  суд создает новые нормы права  вследствие обнаруженных пробелов  в праве при отсутствии соответствующего  нормативно-правового акта. Различают  судебный и административный  прецеденты. В настоящее время  правовой прецедент является  одним из основных источников  права там, где действует англосаксонская  правовая система (в Англии, США, Канаде, Австралии, Индии), и имеет  место в тех случаях, когда  общеобязательная сила придается  решениям суда по конкретному  делу и такое решение становится  общеобязательным для других  аналогичных дел. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами и дают разъяснения по ним[5,стр.663]

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей  компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве.

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

4. Священные религиозные  книги (Талмуд, Библия, Коран) являются  одним из древних источников  права и сохраняют свое значение  в традиционалистских правовых  системах. В них содержатся религиозные  нормы, которые признаются государством  в качестве общеобязательных. В  настоящее время религиозные  тексты как источники права  наиболее характерны для мусульманского  права, что является отличительной  особенностью данной правовой  системы. Мусульманская правовая  система берет свое начало в Коране – собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения мы находим в строфах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Это строфы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)3. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна – сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник – кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

5. Юридический обычай  – один из наиболее древних  источников позитивного права. Он  был распространен в эпохи  Древнего мира и средневековья (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, Законы Ману, Русская Правда, Салическая  Правда и т. д.). Юридический обычай  – это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного  и единообразного применения  правило поведения, и благодаря  этому ставшее устойчивой нормой  поведения, санкционированное затем  государством. Правовой обычай –  это такое правило поведения, в котором содержится отсылка  к законодательству. Однако в  современных условиях роль правового  обычая как источника права  невелика, и он сохраняет свою  значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу  правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. В чем же заключается различие правового обычая от простого обычая, не имеющего юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае, предоставляя известную долю внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц. Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта [3,стр.89]

Информация о работе Понятие и виды источников права