Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
– проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
– рассмотреть основные направления их рационализации.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ 7
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 12
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 17
2 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 24
2.2 Анализ устройства и планировки магазина 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 35
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 35
3.2 Анализ эффективности предлагаемых мероприятий 38
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.
Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:
S эксп.
Кэксп.=__________________, (1.2)
S т.з.
где Кэксп. - коэффициент
использования площади
Sэксп. - площадь выкладки товаров, м2;
Sт.з. - площадь торгового зала,м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75% [13, c.83].
Часть площади
торгового зала отводится под
зоны для проходов покупателей. При
определении ширины проходов в каждом
конкретном магазине следует учитывать
плотность покупательского пото
Таблица 1.1 – Рекомендуемая ширина проходов между оборудованием в торговом зале
Проходы между оборудованием в торговом зале |
Ширина, м |
1. Проход для покупателей в торговый зал 2. Между параллельно
расположенными островными 3. Между островными горками и пристенными и охлаждаемым оборудованием 4. Между прилавками и оборудованием за прилавком |
1.7; 1.5 1.4; 1.2
2.0; 1.5 0.9 |
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.
Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют следующую формулу:
П
К=____________, (1.3)
2. n.T
где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров;
П - площадь торгового зала, м2;
Т - средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин.),
n - площадь торгового зала,
приходящаяся на одного
2 - коэффициент неравномерности движения потока покупателей [4, c.134]. Все выше перечисленные показатели в комплексе позволяют дать характеристику эффективности использования торговых площадей магазина и учитываются при принятии решения об улучшении планировочных решений.
Таким образом, основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. В торговом зале размещается рабочий и выставочный запас товаров, производится отбор товаров покупателями, продажа товаров.
Важнейшими
требованиями к устройству и
планировке торгового зала
Выполнение перечисленных требований достигается рациональной планировкой функциональных основных зон торгового зала.
В практической
части данного курсового
ООО «У ДОМА» было создано в 2003 году. Руководителем ООО и директором магазина является Н.А. Масловский.
За время существования магазина, много раз менялся его ассортимент под влиянием покупательских предпочтений, то расширяясь, то углубляясь.
Товарооборот
предприятия можно
Магазин работает семь дней в неделю и кроме непосредственной продажи электроприборов, занимается послепродажным и сервисным обслуживанием.
Конкуренты данного предприятия очевидны. Это такие крупные компании как «Эльдорадо», «ЦУМ», «ГУМ», «Беларусь». Бороться с такими «гигантами» рынка бытовой и электротехники чрезвычайно сложно, тем более, что, например, «Эльдорадо» является сетевой компанией, насчитывающей сотни магазинов по всей не только в Беларуси, но и прежде всего в России. Поэтому годовые объемы прибыли «У ДОМА» уступают годовым прибылям конкурентов.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «У ДОМА»
Перечислим некоторые основные характеристики ООО «У ДОМА».
Таблица 2.1. Численность персонала ООО «У ДОМА» за 2009-2010г.
Персонал |
2009г. |
2010г. |
2010г. от 2009г. отклонение (+;-) | |||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Административно-управленческий |
2 |
5,88 |
2 |
6,06 |
0 |
100 |
Торгово-оперативный |
16 |
47,06 |
16 |
48,48 |
0 |
100 |
Вспомогательный |
16 |
47,06 |
15 |
45,45 |
-1 |
93,75 |
Всего |
34 |
100 |
33 |
100 |
-1 |
97,06 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Изначально в магазине работали 34 человека. Но, в 2010 году работников стало 33, так как уволился один работник, принадлежащий к категории вспомогательного персонала.
Как мы видим, наибольшую
долю в структуре персонала сейчас
занимает категория торгово-
Рассмотрим показатели производительности труда работников.
Таблица 2.2. Динамика показателей производительности труда работников ООО «У ДОМА» за 2009-2010 г.
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение 2010 от 2009 (+;-) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарооборот, млн. руб. |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Общая численность работников, чел. |
34 |
33 |
-1 |
97,06 |
Численность продавцов, чел. |
12 |
12 |
- |
100 |
Товарооборот на 1 работника, млн.руб. |
609,33 |
649,22 |
61,34 |
110,43 |
Товарооборот на 1 продавца |
1726,43 |
1785,36 |
119,70 |
107,19 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Из табл. 2.2. мы видим увеличение значения товарооборота в каждом году. По сравнению с 2009, в 2010 году товарооборот вырос на 7,19%. Общая численность работников за два года менялась, но число продавцов оставалось неизменным. В этой связи, а также, потому что значение товарооборота, как мы уже сказали, увеличивалось с каждым годом, товарооборот на одного работника вырос на 10,43%, а товарооборот на одного продавца – на 7,19%.
Рассмотрим
динамику экономической эффективности де
Кроме увеличения значения товарооборота за два года, мы видим также и увеличение валового дохода на 16,79%. В 2010 году уровень валового дохода составил 73% от товарооборота вместо 67% в 2009 году. Среди причин такого увеличения данного значения, может присутствовать и снижение себестоимости продаваемых товаров.
Таблица 2.3. Основные динамические показатели ООО «У ДОМА» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение 2010 от 2009 (+;-) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарооборот, млн. руб. |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Валовой доход, млн. руб. |
14501,98 |
15639,75 |
2247,83 |
116,79 |
Уровень валового дохода, % |
0,70 |
0,73 |
0,06 |
108,96 |
Издержки обращения, млн. руб. |
2324,55 |
2387,81 |
276,34 |
113,09 |
Уровень издержек обращения, % |
0,11 |
0,12 |
0,01 |
105,51 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
12177,43 |
13251,94 |
1971,49 |
117,48 |
Рентабельность продаж, % |
58,78 |
61,85 |
5,42 |
109,60 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Увеличение издержек обращения в 2010 году можно объяснить тем, что увеличивался и общий товарооборот, а это значит, что увеличивались и затраты на перевозку товаров от поставщика в магазин и другие издержки, связанные с продажей товаров. Также, мы видим увеличение прибыли от продаж. В 2010 году она увеличилась довольно значительно – на 17% по сравнению с 2009. В связи с этим, увеличилась и рентабельность продаж (на 9,6%).
Итак, магазин «У ДОМА» реализует населению бытовую технику. В ассортимент магазина входит бытовая техника для кухни, мелкая бытовая техника, аудио- и видео-техника. В магазине работает 33 человека. За последние 2 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров. В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал.
Информация о работе Устройство, планировка и размещение оборудования магазина