Устройство, планировка и размещение оборудования магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
– проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
– рассмотреть основные направления их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ 7
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 12
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 17
2 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 24
2.2 Анализ устройства и планировки магазина 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 35
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 35
3.2 Анализ эффективности предлагаемых мероприятий 38
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог-1КАТЯ.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

 

Традиционно считается, что марчендайзинг не работает в магазинах, торгующих техническими товарами, так как они являются дорогостоящими и приобретаются на большой срок. Здесь покупатель долго оценивает и сравнивает варианты, анализирует технические характеристики и «взвешивает» цены. Это не так. Во-первых, даже среди товаров бытовой техники найдется множество товаров, стоящих недорого и приобретаемых на короткий срок – эпиляторы, диски. Во-вторых, мерчандайзинг в подобных магазинах работает потому что именно от того, как хорошо «показывает себя» товар, зависит, купит ли его покупатель. И чем более разумно продумано размещение дорогой техники от известного производителя, тем более предпочтительным перед более дешевыми брендами этот товар становится для покупателя.

Рассмотрим  кратко ассортиментный перечень ООО  «У ДОМА»:

  • аудиотехника (музыкальные центры (микро- и минисистемы), магнитофоны);
  • видеотехника (DVD-плееры и рекодеры, телевизоры - жидкокристаллические, кинескопные, плазменные);
  • бытовая техника для кухни (плиты, духовки, посудомоечные машины, стиральные машины);
  • бытовые аксессуары и мелкая бытовая техника (весы, фонарики, блендеры, комбайны, кофеварки, кофемолки, миксеры, электробритвы, фены, утюги, эпиляторы и т.д.).

Проанализируем  структуру продаж магазина «У ДОМА».

Из таблицы 2.4 мы видим рост объема продаж по трем товарным категориям, продажи же видеотехники не имеют стабильной тенденции к росту. Так, в 2010 году, продажи оказались даже меньше, чем в 2009. Тем не менее, объемы продаж видеотехники и бытовых аксессуаров имеют наибольший вес в общем объеме продаж.

 

Таблица 2.4. Структура товарооборота ООО «У ДОМА» за 2009-2010 г.

Группа товаров

2009

2010

Отклонение 2010 от 2009 (+;-)

Темп роста, %

1

3

4

5

6

Аудиотехника

3278,55

3366,47

221,25

107,03

Видеотехника

6987,12

7045,81

-69,9

99,02

Бытовая техника  для кухни

4100

4112,7

734,85

121,75

Бытовые аксессуары и мелкая бытовая техника

6351,45

6899,33

550,18

108,67

Итого товарооборот

20717,12

21424,31

1436,38

107,19


Примечание. Источник: собственная разработка на основании  данных предприятия

 

То, что мелкая бытовая техника и бытовые аксессуары так хорошо продаются можно объяснить быстрой изнашиваемостью этих товаров, то есть их высокой оборачиваемостью в магазине. Немаловажным элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь магазина. Рассмотрим этот показатель. Итак, торговая площадь магазина в 2009 году увеличилась на 14м2, но затем уменьшилась на 11м2. Поэтому ее значение в 2010 году по сравнению с 2008 увеличилось всего лишь на 1,6%.

 

Таблица 2.5. Динамика показателей эффективности использования  площади ООО «У ДОМА» за 2009-2010 г.

Показатели

2009

2010

Отклонение 2010 от 2009 (+;-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Товарооборот, млн. руб.

20717,12

21424,31

1436,38

107,19

Общая площадь, м2

355

355

0

100

Торговая площадь, м2

201

190

3

101,60

Товарооборот  на 1м2 общей площади, млн. руб.

58,36

60,35

4,05

107,19

Товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн. руб.

103,07

112,76

5,87

105,49


Примечание. Источник: собственная разработка на основании  данных предприятия

 

Товароборот на 1м2 общей площади магазина увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего товарооборота, а товарооборот на 1м2 торговой площади увеличился на 5,49% еще и благодаря увеличению торговой площади. Впрочем, увеличение торговой площади, вероятно явилось одним из факторов, повлекших за собой увеличение товарооборота в 2010 году.

Рассмотрим, план помещения магазина и обозначим  на нем зоны продаж определенных групп  товаров (рис.2.2).

Рис. 2.2. План магазина ООО «У ДОМА»

 

Цифрами «1»  и «2» обозначены вход в магазин  и вход в складские и административные помещения соответственно.

Красным цветом подписаны те категории товаров, которые имеют большую долю в  структуре продаж магазина.

Направление покупательского  потока в магазине происходит по схеме:

Вход – Аксессуары для быта – DVD-плееры и рекодеры – Мелкая бытовая техника – Аудиотехника – Телевизоры – Кассовый узел, где заодно можно приобрести товар импульсивного спроса.

При этом сначала  слева, а потом справа от себя покупатель может видеть образцы крупногабаритных товаров (стиральные машины, плазменные панели), выставленные в центре зала.

Мы считаем  такое размещение товаров по ходу движения покупательского потока рациональным. Небольшие бытовые товары, приобретаемые  по невысокой цене можно купить, не углубляясь в торговый зал магазина, практически рядом с кассовым узлом. Также мы считаем такое размещение товаров по ходу движения покупательского потока рациональным. Небольшие бытовые товары, приобретаемые по невысокой цене можно купить, не углубляясь в торговый зал магазина, практически рядом с кассовым узлом. Таким образом, покупатели, пришедшие за более серьезной покупкой, например, стиральной машиной и покупатели, «забежавшие» купить пару дисков, не мешают друг другу.

Надо сказать, что мелкая бытовая техника выставлена в магазине в двух стеллажах, имеющих сверху стеклянные дверцы, а снизу глухие закрытые полки. Это удобно тем, что в нижних полках, хранятся запасы товаров, продающихся на верхних полках. Таким образом, продавцам не нужно постоянно пополнять запасы этих мелких товаров, перетаскивая их со склада. Кроме того, подобное размещение товаров помогает решить проблему «мертвой зоны», так как в нижней части стеллажей, куда покупатели не смотрят - нет товаров.

Товары импульсивного  спроса, куда относятся CD и DVD-диски, сменные насадки для бритв, товары для ухода за техникой, также выложены в магазине в стеклянном стеллаже с глухими дверцами у полок внизу.

Образцы вышеперечисленных  групп товаров выставлены в стеллажах  в довольно большом ассортименте. У покупателей, создается ощущение изобилия, что положительно влияет на них при принятии решения о покупке.

Что касается крупногабаритных товаров, таких как стиральные и  посудомоечные машины, плазменные панели, то все эти товары выставлены прямо  на полу торгового зала, кроме телевизоров. Так как плазменные панели (Thomson) являются дорогим товаром, а также имеют изысканный дизайн, они стоят на подиумах из металла и стекла. Плазменные панели в стиле «металлик», стоящие на металлических тумбах смотрятся очень гармонично и «по-домашнему». Подобное размещение товаров позволяет значительно увеличить продажи. Принимая решение о покупке дорогой плазменной панели, покупатель неизменно будет ассоциировать товар с тем, на чем он стоит; таким образом, экономя на торговом оборудовании и приобретая дешевые и непрезентабельные тумбы под видеотехнику, руководство магазина экономит на своих доходах.

Остальные категории  товаров (аксессуары для быта, DVD-плееры и рекодеры, аудиотехника и небольшие телевизоры) выставлены на продажу вдоль стен торгового зала на стеллажах, 95х200 см, высотой 190 см. Товары на стеллажах расположены по мере возрастания цены, от менее дорогих к более дорогим. Данный принцип размещения товаров очень популярен в магазинах бытовой техники и входит в один из принципов марчендайзинга товаров бытовой техники.

Размещение  крупногабаритной техники в центре зала явилось следствием не только экономного использования торговой площади магазина, но подобный ход  эффективен тем, что, заходя в магазин, покупатель может видеть не только товары, расположенные справа от него на стеллажах, но также и товары, продающиеся в левом дальнем углу зала. Крупная техника, стоящая на полу, не мешает обзору всего ассортимента товаров.

Такой принцип  продажи товаров бытовой техники  как размещение рядом товаров  одного производителя также соблюдается в магазине в некоторых секциях. Так, например, в центре зала выставлены плазменные панели Thomson, а напротив них, на стеллаже можно найти небольшие телевизоры того же бренда.

Естественно, в  ассортименте магазина имеются не только товары широко известных производителей, таких как Sony, Bosch, Thomson, Philips, но и товары менее известных марок – Miele, Binatone, Neff. Товары этих марок, по правилам эффективной выкладки располагают рядом с очень популярными брендами. Это повышает их продажи. В первую очередь это касается мелкой бытовой техники, где товары лежат очень близко друг от друга, и в общем-то, покупатель не испытывает лояльности к отдельной марке.

Также, как мы знаем, еще одним принципом эффективной  выкладки товаров является доступность информации о товаре. Особенно это важно в магазинах, торгующих сложными техническими товарами, каким является «У дома». Основные технические и эксплуатационные характеристики товаров, продающихся в магазине, перечислены на товарных ценниках. Это дает покупателю возможность ознакомиться со свойствами товара, не прибегая к помощи консультанта.

На принятие решения о покупке товара имеет  воздействие доступность товара для покупателя. В магазине «У дома» все товары, кроме тех, что в стеллажах, продаются с применением открытой выкладки. Это удобно, так как покупатель можем осмотреть товар и испробовать его в деле. Кроме того, маловероятно, что кто-то попытается украсть телевизор или музыкальный центр. Но, иначе дело обстоит с мелкими товарами, относящимися к классу аксессуаров для быта. Здесь, не стоит труда пронести мимо кассы какую-нибудь мелочь. Но, открытая выкладка и кражи – два понятия, которые существуют всегда вместе. Отдавать предпочтение нужно чему-то одному.

Снизить процент  краж и дать покупателям возможность лично осмотреть товар и узнать, интересующие характеристики, можно также с применением особой системы представления товара. Эта довольно новая система, когда образец товара доступен покупателям и одновременно привязан в торговому оборудованию.

Основным правилом выкладки товаров является обязательное размещение распродаж или уцененных  товаров как можно ближе к  выходу. Это действительно помогает увеличить продажи товаров, но в  магазине «У ДОМА» не производится распродаж и отсутствуют уцененные товары. Поэтому, данное правило выкладки товаров не поддерживается в магазине.

Но, в периоды  предновогодних, а также государственных  праздников, в магазине обязательно  применяется нечто похожее на распродажи. Товары, которые вполне могут стать подарком, «перемещаются» ближе к входу в магазин, чтобы покупатели сразу могли видеть «претендентов» на покупку. Кроме того, для таких товаров обязательно используются яркие ценники.

Таким образом, необходимо разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию: планировки магазина и размещению товаров; оснащенности магазина.

 

3. Пути совершенствования устройства и планировки магазина ООО " У дома "

3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий

 

Проведенное исследование планировки оборудования помещений  магазина " У ДОМА " позволило сделать следующие выводы.

-помещения для  хранения товаров в рассматриваемом  магазине по своему устройству  отвечают требованиям рационального  хранения необходимого запаса  товаров, а также оснащены соответствующим  технологическим оборудованием;

-торговые помещения  непосредственно связаны с помещениями  для хранения и подготовки  товаров к продаже, что обеспечивает  оперативное пополнение товарных  запасов в торговом зале, используя  кратчайшие пути движения товаров;

-торговый зал  связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

-торговый зал  имеет большой периметр глухих  стен и перегородок, что очень  важно для расширения возможности  установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная.

-искусственное  освещение торгового зала равномерное,  яркое и имеет благоприятный  спектральный состав.

-планировка  узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Информация о работе Устройство, планировка и размещение оборудования магазина