Устройство, планировка и размещение оборудования магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
– проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
– рассмотреть основные направления их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ 7
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 12
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 17
2 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 24
2.2 Анализ устройства и планировки магазина 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 35
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 35
3.2 Анализ эффективности предлагаемых мероприятий 38
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог-1КАТЯ.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

 

Решение экономических, социальных и других задач торгового  предприятия непосредственно связано  с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. На предприятии он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Актуальность  работы заключается в том, что  торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Исходя из изложенного  целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка  рекомендаций по их рационализации.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие  задачи:

  • рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
  • проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
  • рассмотреть основные направления их рационализации.

Объектом исследования является ООО " У ДОМА ".

Предметом исследования является устройство и планировка магазина ООО " У ДОМА ".

При написании  работы широко используется литература по предмету "Оборудование торговли" и "Организация и технология торговли", а также статистические данные ООО " У ДОМА ".

 

1 Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов

1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов

 

 

Основные проектно-технологические  требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

- не допускать  пересечения покупательских и товарных потоков;

- использовать  гибкую планировку, позволяющую  в случае необходимости быстро  и без существенных затрат  осуществлять внутреннюю перепланировку  магазина, не меняя параметров  здания;

- способствовать  перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых  для работы условий следует соблюдать  конкретные технологические требования к устройству магазина:

- обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

- выделение  зон (помещений) в соответствии  с содержанием технологического  процесса, использованием прогрессивных  технологий, интенсивностью покупательских  и грузовых потоков;

- организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Устройство  магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу [4, c.141].

Проекты магазинов  должны соответствовать:

- прогрессивным направлениям развития отрасли;

- функциональным  требованиям организации движения  товаров в магазине от разгрузки  до продажи потребителю;

- градостроительным  условиям размещения (объемно-архитектурное  решение);

- требованиям  по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

- экономичности  проектного решения [2, c.99].

Одним из главных  требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных торговых предприятий, обладающих следующими признаками:

- широким ассортиментом  товаров;

- наличием прогрессивных  технологий при продаже товаров  и обслуживании покупателей;

- высоким уровнем  рекламно-информационного обеспечения  магазина;

- высокой культурой  обслуживания, обеспечивающей максимум  удобств для покупателей;

- оптимальным  режимом работы;

- широким предложением  дополнительных услуг;

- грамотной  ценовой политикой;

- минимальными  издержками потребления.

Объемно-планировочные  и конструктивные решения магазинов  должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.

Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем [5, c.211].

Для решения  этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.

Увеличение  площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений вместо строительства нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.

Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для  покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок 1.1).

 

 

Рис. 1.1 - Функциональная взаимосвязь помещений магазина

В соответствии с технологическим процессом  рекомендуется:

- разгрузку  товаров осуществлять на разгрузочной  площадке или на площади для  приемки товаров, к которым должны примыкать кладовые для их хранения;

- кладовые для  хранения товаров связать с  помещениями для их подготовки  к продаже, фасовке, если того  требует технология;

- помещения  для хранения и подготовки  соответствующего товара максимально приблизить к местам их продажи;

-помещения для  хранения порожней тары разместить  рядом с погрузочной площадкой [3, c.85].

Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.

Архитектурно-планировочные условия требуют соблюдения некоторых рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также "маркизы" и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.

Конструктивные  требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных типов унифицированных конструкций с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость [7, c.85].

Сетку колонн в  торговых залах магазинов применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.

Особые требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.

Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графические средства, используемые в различных зонах магазина и на прилегающей к нему территории [4, c.235].

Художественные  качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:

-создание оптимальных  пропорций здания, его архитектурного  облика;

-рациональное  размещение оборудования, использование  рекламных средств, отделочных  материалов;

-цветовое и  световое решение.

Качество интерьера  торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены при проектировании следующие требования:

-создание оптимальных  пропорций помещений, расстановка  оборудования с учетом положения  колонн, лестниц, пандусов, основных  проходов;

-расположение  витрин и других средств рекламы;

-отделка потолков, стен, колонн, полов;

-цветовое решение  внутренней отделки помещений;

-решение системы  освещения, размещение светильников, подсветов;

-устройство  подвесных потолков, оформительских  декоративных элементов.

Проектируя  интерьер торгового зала, следует  иметь в виду главную задачу - создание оптимальных условий для показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупателя от них [12, c.180].

В витринах, размещаемых  внутри магазина, следует создавать  преимущественно постоянно сменяемые  композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция должна характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, как правило, меняется редко. В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах следует предусмотреть специальное освещение и свободные подходы.

Таким образом, здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

 Технологические  требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

 Архитектурно-строительные  требования предполагают прочность  здания, строительство индустриальными  методами с использованием готовых  элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

 Экономические  требования предусматривают оптимизацию  материальных и трудовых затрат  не только в процессе строительства, но и эксплуатации магазина.

 Санитарно–гигиенические  требования определяют устройство  систем вентиляции, отопления, освещения,  водоснабжения и канализации.  Они необходимы не только для  создания надлежащих условий  работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса магазина.

1.2 Состав помещений магазина, их  планировка и взаимосвязь

 

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному  назначению делятся на торговые и  неторговые.

К торговым относятся:

-торговый зал,  включающий торговый зал и  площади для дополнительного  обслуживания покупателей (кафетерии,  раскрой тканей, подгонка швейных  изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.).

Информация о работе Устройство, планировка и размещение оборудования магазина