Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
– проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
– рассмотреть основные направления их рационализации.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ 7
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 12
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 17
2 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 24
2.2 Анализ устройства и планировки магазина 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 35
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 35
3.2 Анализ эффективности предлагаемых мероприятий 38
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Решение экономических,
социальных и других задач торгового
предприятия непосредственно
Актуальность работы заключается в том, что торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Исходя из изложенного целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
Объектом исследования является ООО " У ДОМА ".
Предметом исследования является устройство и планировка магазина ООО " У ДОМА ".
При написании работы широко используется литература по предмету "Оборудование торговли" и "Организация и технология торговли", а также статистические данные ООО " У ДОМА ".
Основные проектно-
- не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;
- использовать
гибкую планировку, позволяющую
в случае необходимости быстро
и без существенных затрат
осуществлять внутреннюю
- способствовать
перекомпоновке помещений в
Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:
- обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;
- выделение
зон (помещений) в
- организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.
Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу [4, c.141].
Проекты магазинов должны соответствовать:
- прогрессивным направлениям развития отрасли;
- функциональным
требованиям организации
- градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);
- требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;
- экономичности проектного решения [2, c.99].
Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных торговых предприятий, обладающих следующими признаками:
- широким ассортиментом товаров;
- наличием прогрессивных
технологий при продаже
- высоким уровнем
рекламно-информационного
- высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;
- оптимальным режимом работы;
- широким предложением дополнительных услуг;
- грамотной ценовой политикой;
- минимальными издержками потребления.
Объемно-планировочные и конструктивные решения магазинов должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.
Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем [5, c.211].
Для решения этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.
Увеличение площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений вместо строительства нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.
Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок 1.1).
Рис. 1.1 - Функциональная взаимосвязь помещений магазина
В соответствии с технологическим процессом рекомендуется:
- разгрузку
товаров осуществлять на
- кладовые для хранения товаров связать с помещениями для их подготовки к продаже, фасовке, если того требует технология;
- помещения
для хранения и подготовки
соответствующего товара максим
-помещения для
хранения порожней тары
Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.
Архитектурно-планировочные условия требуют соблюдения некоторых рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также "маркизы" и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.
Конструктивные требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных типов унифицированных конструкций с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость [7, c.85].
Сетку колонн в торговых залах магазинов применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.
Особые требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.
Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графические средства, используемые в различных зонах магазина и на прилегающей к нему территории [4, c.235].
Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:
-создание оптимальных пропорций здания, его архитектурного облика;
-рациональное размещение оборудования, использование рекламных средств, отделочных материалов;
-цветовое и световое решение.
Качество интерьера торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены при проектировании следующие требования:
-создание оптимальных
пропорций помещений,
-расположение
витрин и других средств
-отделка потолков, стен, колонн, полов;
-цветовое решение внутренней отделки помещений;
-решение системы
освещения, размещение
-устройство подвесных потолков, оформительских декоративных элементов.
Проектируя интерьер торгового зала, следует иметь в виду главную задачу - создание оптимальных условий для показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупателя от них [12, c.180].
В витринах, размещаемых
внутри магазина, следует создавать
преимущественно постоянно
Таким образом, здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.
Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.
Архитектурно-строительные
требования предполагают
Экономические
требования предусматривают
Санитарно–гигиенические
требования определяют
Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на торговые и неторговые.
К торговым относятся:
-торговый зал,
включающий торговый зал и
площади для дополнительного
обслуживания покупателей (
Информация о работе Устройство, планировка и размещение оборудования магазина