Устройство, планировка и размещение оборудования магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
– проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина
– рассмотреть основные направления их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ 7
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 12
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 17
2 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 24
2.2 Анализ устройства и планировки магазина 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА ООО "У ДОМА" 35
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 35
3.2 Анализ эффективности предлагаемых мероприятий 38
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений: 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог-1КАТЯ.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

К неторговым относятся:

-помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

-подсобные помещения  (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

-административно-бытовые  помещения (кабинет директора,  торговый отдел, бухгалтерия,  комната для отдыха персонала,  медпункт, санитарные устройства  и т. д.);

-технические  помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

-площадь связи  (проходы, проезды) [6, c.236].

Объемно-планировочное  решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие  требования:

-торговые залы  должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

-проходы в  административные, бытовые, подсобные  и технические помещения не  должны проектироваться через  торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

-помещения, где хранятся  товарно-материальные ценности, не  должны быть проходными;

-расположение  помещений магазина должно соответствовать  последовательности и прямолинейности  технологического процесса [5, c.212].

Торговые помещения  должны проектироваться с учетом применения прогрессивных методов  продажи товаров; обеспечения их эффективного использования; выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.

Прогрессивные методы продажи товаров оказывают серьезное влияние на проектирование торговых залов магазинов.

Размещение  оборудования в торговом зале, организация  расчета с покупателями, положение  входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам продажи.

При использовании  самообслуживания в процессе проектирования следует предусмотреть организацию  единого централизованного расчетного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек [8, с.210].

При методе самообслуживания обеспечивается свободный доступ покупателей  к товарам, предоставляется возможность  производить их осмотр и отбор, расчет в узле расчета. Допускается создание отдельных "боксов". Эти боксы следует отделять от основных эвакуационных проходов покупателей витринами, цветочницами, скамьями для отдыха или для примерки товаров и предусматривать контролируемые продавцом-кассиром входы-выходы в "бокс". При организации единого узла расчета торговое оборудование целесообразно размещать перпендикулярно к расчетному узлу. Боксовая планировка часто применяется, когда используется продажа непродовольственных товаров по потребительским комплексам.

Иные подходы  проектирования магазинов диктует использование торговли по образцам (мебель, бытовая техника, крупногабаритные строительные материалы, обои, ткани и др.). Следует создать максимальные удобства для размещения большого разнообразия образцов, наилучшего их показа, рекламы, условия для ознакомления с ними, хранения рабочего запаса, доставки купленных товаров на дом. При этом приходится значительную часть торгового зала предоставлять для выставки образцов (выставочные салоны). Проектирование магазинов-салонов повышает эффективность розничной торговли некоторых видов товаров [7, c.225].

Важнейшими  требованиями к устройству и планировке торгового зала являются:

-свободное движение  покупательского потока с учетом  его плотности, обеспеченное рациональным  размещением торгового оборудования  и достаточной шириной проходов;

-наличие кратчайших  путей движения товаров с мест  хранения в места продажи;

-хорошая просматриваемость  торгового зала;

-использование  рекламных средств и символов, а также планировочных решений  торгового зала для быстрой  ориентации покупателей в торговом зале.

Расстановка оборудования в торговом зале должна не препятствовать эвакуации из магазина, способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств  для показа и отбора товаров покупателями.

Определяя планировочное решение торгового зала, следует учитывать метод продажи товаров и виды услуг, оказываемых покупателям. По функциональному назначению в торговом зале выделяются площади под оборудование, для размещения товаров, примерки, проходы для покупателей, для узлов расчета, для дополнительных услуг и т. д.

Площадь, занятая  оборудованием, называется установочной. Она рассчитывается как сумма  площадей оснований торгового оборудования. Занимая площадь торгового зала под установку оборудования, не следует  стремиться к постоянному ее увеличению, так как это может создать неблагоприятные условия для организации технологического процесса в магазине. При оптимальной величине установочной площади следует стремиться к увеличению демонстрационной площади, предназначенной для выкладки товаров. Площадь для проходов должна соответствовать нормативам, обеспечивающим пожарную безопасность и нормальные условия для покупателей.

Площадь узлов  расчета включает площади для  установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала. В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2 [4, c.144].

Если магазином  оказываются дополнительные услуги, при планировке это необходимо учитывать.

Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается  в соответствии с нормами для  каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств  механизации и сроков хранения.

Охлаждаемые камеры должны располагаться компактно в едином блоке, рассчитаны на краткосрочное хранение (в течение 2-3 суток) скоропортящихся продуктов.

Помещения для  хранения тары и контейнеров обменного  фонда должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывоза ее из магазина были минимальными.

Камеры для  мусора и пищевых отходов необходимо располагать ближе к разгрузочной платформе.

Прием стеклянной тары следует осуществлять в отдельном помещении либо вручную, если пункт приема небольшой, или с применением средств механизации и метода самообслуживания. Это помещение должно примыкать или быть удобно связано с разгрузочной площадкой.

Машинные отделения  следует размещать, соблюдая правила техники безопасности, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т. д.). При большом количестве холодильного оборудования рекомендуется предусматривать централизованную систему охлаждения с установкой агрегатов в специальном помещении вне торгового зала. Должны быть обеспечены водо-, теплоснабжение, канализация, отопление и вентиляция. Для решения этих проблем также определяются специальные помещения и площади.

Площадь связи (проходы, коридоры) должна обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров. На их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина [2, c.193].

Таким образом, практически все здание магазина можно разделить на две основные части: торговые и неторговые помещения.

К торговым помещениям относятся: торговые залы; помещения для приема и выдачи заказов покупателей; помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям; зал кафетерия.

 

Неторговые  помещения включают: помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продажи; подсобные помещения; служебно-бытовые помещения; технические помещения.

1.3 Технологические планировки  торговых залов магазинов, расстановка  оборудования

 

Вариант технологической  планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.

Технологические схемы размещения оборудования в  торговом зале должны обеспечивать следующие условия:

-четкую ориентацию  покупателей в торговом зале;

-оптимизацию  покупательских и товарных потоков;

-рациональное  размещение и выкладку товаров  в торговом зале;

-сокращение  времени на приобретение товаров;

-широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;

-эффективное  использование торговых площадей  при соблюдении требований СНиП;

-удобства для  персонала при пополнении товарных  запасов в торговом зале и  обслуживании покупателей.

Используют  следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную я поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м - с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует "вписывать" в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том  случае, если возникает необходимость  выделить секции (отделы) в магазинах  с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе  проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной [4, c.146].

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда  требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как  правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача - показать товар, обратить внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных  магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения.

Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:

-она должна  обеспечить свободный доступ  к товарам;

-входящие и  выходящие потоки должны быть  разделены путем рационального  размещения входов, выходов, узла  расчета, торгового оборудования, товарного ассортимента;

-должен быть  рационально спроектирован рекламный проект магазина, немая справка, способствующая информационному обеспечению покупателей;

-должны быть обеспечены  просматриваемость торгового зала  и система сохранности товаров.

Если в магазине самообслуживания имеется отдел с прилавком обслуживания, для него предусматривается обособленное место в удалении от контролеров-кассиров зала самообслуживания.

При размещении узлов расчета  между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м торгового зала, в непродовольственных магазинах - на каждые 60 м2. Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков [9, c.120].

Разрабатывая технологический  проект магазина, целесообразно предусмотреть  механизацию торговых процессов. Для  этого более рациональной будет такая планировка, когда все операционные помещения размещены на одном уровне, что исключает необходимость вертикального перемещения грузов. Для разгрузки товаров целесообразно иметь разгрузочные рампы (площадки) шириной 3-6 м, высотой 1,2 м, чтобы автомобиль мог разгружаться без специальных уравнительных приспособлений.

Эффективность использования  торговой площади магазина оценивается  следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади  и пропускной способностью магазина.

Установочная площадь  определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных  конструкций (примерочных кабин  и др.). По ней можно судить об эффективности  размещения оборудования в торговом зале.

Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.

   S y

Ку=, ___________________           (1.1)

   S т.з.

 

где Ку - коэффициент  установочной площади;

Sy - установочная  площадь, м2;

Sт.з - площадь  торгового зала, м2.

Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32; в универмагах-0,29; в магазинах обуви-0,33; одежда-0,28; хозтовары-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала [8, c.58].

Информация о работе Устройство, планировка и размещение оборудования магазина