Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение роли упаковки в маркетинговой деятельности.
Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие теоретические аспекты: классификация и функции упаковки, требования предъявляемые к упаковке, дизайн упаковки как инструмент роста продаж в данной отрасли.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Упаковка в системе маркетинга ………………………………………….……....5
1.1 Упаковка как элемент маркетинговой деятельности…………………..….…..5
1.2 Классификация упаковки…………………………………………………….....8
1.3 Функции упаковки………………………………………………………...…....12
1.4 Дизайн упаковки как инструмент роста продаж………………………….....18
2. Упаковка как элемент маркетинговой деятельности молочных товаров
на примере ОАО «Бабушкина крынка»…………………………………….19
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………....19
2.2 Упаковка молочной продукции ОАО «Бабушкина крынка»
и требования к ней……………….……………………………………………22
2.3 Цветовое решение и дизайн упаковки продукции
ОАО «Бабушкина крынка»……………..…………………………………….24
3 Рекомендаций по повышению эффективности коммуникативных свойств
упаковки………………………………………………………………………….25
3.1 Предложения по усовершенствованию упаковки…………………………...25
3.2 Эффективность предложенных мероприятий……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список используемой литературы……………………………………
Измеряемый параметр |
Результат (экспертная оценка) |
Рост представленности продукта в торговых точках |
На 15% |
Улучшение качества выкладки |
На 15% |
Улучшение коммуникаций с торговыми партнерами |
В 1,5-2 раза |
Рост узнаваемости потребителями |
25% |
Куммулятивный эффект: рост продаж продукта |
На уровне от 10 до 25% |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Успешный проект по разработке нового дизайна или смене предыдущего приводит к качественному и количественному росту показателей бизнеса. Достигается это не только за счет потребительского внимания, но также зависит от интереса торговых партнеров к продукту.
2 Упаковка как элемент маркетинговой деятельности молочных товаров на примере ОАО «Бабушкина крынка»
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Сегодня «Бабушкина крынка» - известно на отечественном рынке как одно из ведущих предприятий в своей отрасли. Компания стремится к безупречности во всех сферах своей деятельности и неизменно ориентирована на интересы потребителей. Бабушкина крынка - широко диверсифицированное предприятие, которое производит более 300 наименований молочной продукции под четырьмя брэндами: Бабушкина крынка, Веселые внучата, Энергия жизни и Калi ласка.
Открытое акционерное общество «Бабушкина крынка» введен в эксплуатацию в 1975году . Предприятие расположено за городом по адресу г.Могилев, ул. Ак. Павлова 2. Основное производство представлено цехом цельномолочной и диетической продукции, цехом детского питания, производством сырково-творожных изделий и сметаны. В 2004 году к заводу присоединен на правах филиала совхоз «Дригинский», а в 2007 году филиал КУП «Новые Зеленки» КУП «ЗЭПК». Имеются санитарно-бытовые помещения для рабочих, лабораторные и вспомогательные службы производства и администрация завода.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потребителя в качественной и полезной молочной продукции.
Целью деятельности предприятия является:
1) достижение экономической стабильности предприятия;
2) обеспечение выпуска продукции гарантированного качества;
3)повышение удовлетворенности потребителей через эффективное функционирование систем качества.
На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 (сертификат № DINENISO 9001:2000), система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004 (ХАССП).
Среднегодовые производственные мощности по основным видам продукции в 2011 году составили:
1) по цельному молоку – 258540 тонн;
2) по детскому питанию – 6000 тонн ;
3) по сырам жирным – 1350 тонн;
4) по маслу – 1575 тонн.
ОАО «Бабушкина крынка» – основной поставщик цельномолочной продукции для розничной торговли города Могилева. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны, сырково-творожных изделий, освоено производство йогуртов, майонезов, молока, кефира, сметаны с биодобавками, и др. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет свыше 200 наименований.
Более подробный анализ результатов деятельности организации представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ результатов деятельности ОАО «Бабушкина крынка» за 2011-2012 гг.
Показатель |
2011г. Факт |
Данные отчетного 2012г. |
Отклон. от прошл. года (+,-) |
Темп роста % | ||
план |
факт |
% выполнения плана | ||||
1. Объем выпуска продукции, млн. руб. |
622525 |
1120000 |
1273281 |
113,7 |
+650756 |
204,5 |
2. Объем выпуска продукции, нат. ед. измерения, тонн |
32740 |
60120 |
64800 |
107,8 |
+32060 |
197,9 |
3. Выручка, млн. р. |
673842 |
1150000 |
1295398 |
112,6 |
+621556 |
192,2 |
4.Среднегодовая стоимость |
254221 |
288600 |
298927 |
103,6 |
+44706 |
117,6 |
5. Фондоотдача (стр.1./стр.4.) |
2,5 |
3,9 |
4,3 |
110,2 |
+1,8 |
172,0 |
6. Затраты на производство |
618155 |
1124500 |
1212442 |
106,1 |
+594287 |
196,1 |
7. Себестоимость единицы |
18,9 |
18,7 |
18,7 |
100 |
-0,2 |
98,9 |
8. Затраты на 1 рубль продукции (стр.6/стр.1) |
0,99 |
1,0 |
0,95 |
95,0 |
-0,05 |
96,0 |
9. Прибыль от реализации |
56345 |
80120 |
85003 |
106,1 |
+28658 |
150,9 |
10. Рентабельность продукции (стр.9/стр.6)*100, % |
9,1 |
7,1 |
7,0 |
98,6 |
-2,1 |
76,9 |
11.Прибыль до налогообложения, млн. руб. |
36489 |
65400 |
66953 |
102,4 |
+30464 |
183,5 |
12.Среднесписочная |
1 547 |
1460 |
1460 |
100 |
-87 |
94,4 |
13. Производительность труда (стр.1/стр.12), млн. руб. |
402,4 |
767,1 |
872,1 |
113,7 |
+469,7 |
216,7 |
14. Средняя заработная плата на 1 работника, руб. |
1984000 |
3200000 |
2920000 |
91,3 |
+936000 |
147,2 |
Примечание – Источник: данные предприятия
По результатам анализа деятельности предприятия, представленного в таблице 1.1 видно, что объем выпуска продукции вырос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 650756 млн. руб. или на 104,5%, объем выпуска продукции в натуральных ед. измерения так же увеличился на 32060 ед. или на 97,9%, выручка от реализации увеличилась на 621556 млн. руб. или на 92,2%,среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2012 году так же выросла на 44706 млн. руб. или на 17,6%, фондоотдача повысилась на 72 %.
Затраты на производство продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли на 594287 млн. руб. или на 96,1%, а себестоимость единицы продукции снизилась на 0,2 руб. или на 1,1%, затраты на 1 руб. продукции так же снизились на 4%.
Прибыль от реализации продукции в 2012 году повысилась по сравнению с 2011 годом на 28658 млн. руб. или на 50,9%, рентабельность продукции снизилась на 23,1%, прибыль до налогообложения увеличилась на 30464 млн. руб. Среднесписочная численность работников снизилась на 87 человек или на 6,6%, производительность труда в 2012 году повысилась по сравнению с 2011 годом на 469,7 млн. руб. средняя заработная плата в 2012 году выросла на 936000 руб.
Реализация продукции осуществляется на внутренний и внешний рынок.
В основе стратегии экспорта лежит ориентированность на долгосрочные взаимовыгодные отношения с контрагентами, расширение и укрепление партнерской сети.
Залогом успеха на внешних рынках является слаженная работа всех структурных подразделений предприятия.
Сегодня продукция предприятия поставляется на Украину и в такие регионы Российской Федерации, как Московская, Ленинградская, Смоленская, Брянская, Псковская области.
2.2 Упаковка молочной продукции ОАО «Бабушкина крынка» и требования к ней
К упаковке молочных товаров ОАО «Бабушкина крынка» предъявляются такие требования, как: безопасность; надежность; совместимость; экономическая эффективность.
Основными поставщиками упаковочных материалов на предприятие являются: ОДО «Арнелла-полиграф», ИЧПУП «СанрайзАльянс», ЧПТУП «Богара», ЗАО СП «Флексофорс», УП «Плутос- Маркет», ООО «ИнтерПак»», СП ОАО «Амипак», ОАО «Полимиз», ЧУП «Ратико», СООО «Виктория Люст Пак», ОАО «Пуховичская картонная фабрика», ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» г.Шклов, ИЧТПУП «Флекс-н-ролл», ООО «Джаз Декор» и другие.
Упаковка молочных товаров Холдинга «Бабушкина крынка» представлена следующими видами:
1)Полимерная упаковка – Рисунок 1.
Наиболее распространенным полимерным упаковочным материалом молочной упаковки является полиэтилен. «Полиэтиленовый пакет» по потребительским предпочтениям уступает картонной упаковке. К недостаткам такой упаковки следует отнести ее низкую прочность, для нее характерен наиболее высокий процент потерь молочных продуктов при транспортировке и продажах, а также срок годности молока в полимерной упаковке составляет 5 суток.
Рисунок 1 – Полимерная упаковка молочной продукции ОАО «Бабушкина крынка»
Примечание – Источник: данные предприятия
2) Современная соэкструдированная молочная пленка – Рисунок 2. Используется для изготовления пакета, обычно состоит из трех слоев на основе смесей полиэтиленов: наружного (с добавлением белого красителя), среднего (обычно черного цвета для защиты от УФ-излучения) и внутреннего термосвариваемого..Такая структура обеспечивает высокую механическую прочность, не пропускает свет и хорошо герметизируется.
Рисунок 2 – Соэкструдированная пленка молочной продукции
ОАО «Бабушкина крынка»
Примечание – Источник: данные предприятия
3) Пластиковая упаковка – Рисунок 3.
По разнообразию и функциональному назначению удовлетворяет практически любым требованиям потребителя: она отличается удобством, эстетичностью, стабильностью размеров, небольшой массой, водо, паро и газонепроницаемостью, сравнительно низкой стоимостью.
Рисунок 3 – Пластиковая упаковка молочной продукции
ОАО «Бабушкина крынка»
Примечание – Источник: данные предприятия
В процессе производства упаковки для товаров учитывается множество свойств данной продукции. Одним из них является цветовое оформление, шрифт и его начертание. Именно эти факты и оказывают самую значимую роль на конечный выбор и интерес покупателя к продукции. Дизайн упаковки продукции ОАО «Бабушкина крынка», а точнее его разработка начиналась с того, что тщательно продумывалось строение каждого элемента, его цветовое решение, размеры и оттенки.
Особое значение уделяется работе с цветовым оформлением упаковки, так как учеными доказано, что именно цвет позволяет оказывать значительное влияние на восприятие человека различных факторов и других нюансов. Так, например, можно выделить основные составляющие цвета, которые использует Холдинга «Бабушкина крынка» и то, что каждый из них обозначает:
1) Красный цвет – любовь и страсть;
2) Оранжевый цвет – правда, чистота;
3) Желтый цвет – радость и общение;
4) Зеленый цвет – отдых, спокойствие;
5) Синий цвет – желания и интуиция;
6) Белый цвет – свет и чистота.
Упаковка каждого вида продукции ОАО «Бабушкина крынка» имеет свой цвет: это очень важно для покупателей, которые плохо видят; им не приходится сильно напрягаться, чтобы найти нужный им товар.
Проанализировав упаковку ОАО «Бабушкина крынка», можно сделать вывод, что для сохранения качества своей продукции, предприятие большое внимание уделяет своей упаковке. Упаковка молока изготовлена из полимерной упаковки и из современной соэкструдированной молочной пленки с применением асептического способа упаковывания, позволяющего сохранить органолептические и вкусовые характеристики продукта. Упаковка имеет стандартный размер 250*150 мм. Рисунок выполнен в основном в белых, синих, оранжевых и фиолетовых цветах.
Согласно Государственному стандарту РБ « Продукты пищевые. Информация для потребителей» упаковка молока и молочных продуктов должна содержать следующие сведения:
2,8 г., углеводов – 4,7 г., энергетическая ценность – 53 ккал.);
Р 52090-2003);
Следовательно упаковка молока, полностью соответствует требованиям Государственного стандарта РБ « Продукты пищевые. Информация для потребителей».
Данный товар произведен в Республике Беларусь, о чем свидетельствует код 481, принадлежащий Республике Беларусь, согласно Европейской системе кодирования EAN.
Проверка штрих-кода: 481704598-0067.
8+7+4+9+0+6= 34.
34*3=102.
4+1+0+5+8+0=18.
102+18=120.
120-110=10.
11-10=1.
Данная цифра совпадает с контрольной цифрой, значит, продукт произведен законно. Таким образом, упаковка молока ОАО «Бабушкина крынка», соответствует требованиям Государственного стандарта РБ. правилам штрихового кодирования, имеет стандартный размер и имеет оригинальное цветовое и графическое решение.