Упаковка в системе маркетинга на примере предприятия Открытое Акционерное Общество «Бабушкина крынка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли упаковки в маркетинговой деятельности.
Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие теоретические аспекты: классификация и функции упаковки, требования предъявляемые к упаковке, дизайн упаковки как инструмент роста продаж в данной отрасли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Упаковка в системе маркетинга ………………………………………….……....5
1.1 Упаковка как элемент маркетинговой деятельности…………………..….…..5
1.2 Классификация упаковки…………………………………………………….....8
1.3 Функции упаковки………………………………………………………...…....12
1.4 Дизайн упаковки как инструмент роста продаж………………………….....18
2. Упаковка как элемент маркетинговой деятельности молочных товаров
на примере ОАО «Бабушкина крынка»…………………………………….19
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………....19
2.2 Упаковка молочной продукции ОАО «Бабушкина крынка»
и требования к ней……………….……………………………………………22
2.3 Цветовое решение и дизайн упаковки продукции
ОАО «Бабушкина крынка»……………..…………………………………….24
3 Рекомендаций по повышению эффективности коммуникативных свойств
упаковки………………………………………………………………………….25
3.1 Предложения по усовершенствованию упаковки…………………………...25
3.2 Эффективность предложенных мероприятий……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая моя 3.docx

— 859.01 Кб (Скачать)

2. По месту упаковывания  различают упаковку  производственную

 (технологическую операцию осуществляет производитель) и торговую (проводит продавец). Эта торговая услуга может быть платной или бесплатной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

3. По  назначению  упаковку подразделяют на потребительскую, транспортную, цеховую и тару – оборудование. Потребительская упаковка  предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Для жидких продовольственных товаров применение    потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже.

           К потребительской упаковке относятся:

1) коробки; лотки; тубы; мешки и пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных  и комбинированных материалов;

2) стеклянные и металлические банки, бутылки; стаканы из комбинированных и полимерных материалов;

3) упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент и под пергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона и полимерных материалов. Одной из разновидностей потребительской упаковки является подарочная упаковка, художественно-конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение товара как подарка, сувенира.

           Транспортная упаковка представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции. Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с упаковыванием и без упаковывания. Упаковывают товары, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.

           К транспортной упаковке относятся:

1) железнодорожные и автомобильные грузовые цистерны, бочки, бидоны (для жидких товаров);

2) контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки (для товаров с относительно невысокой механической устойчивостью; в расфасованном виде или насыпью);

3) мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги (для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью).

           Цеховая упаковка предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки, ящики специальной конструкции).

           Также упаковку делят на универсальную и специализированную.  Универсальная упаковка  может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная упаковка - только для определенных товаров.

4.  В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обуславливают степень сохранности товаров, упаковку подразделяют на нижеследующие группы и виды:

           Жесткая упаковка:

1) металлическая – банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;

2) стеклянная – банки, бутылки, баллоны;

3) деревянная – ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;

4) полимерная – ящики, бочки.

           Полужесткая упаковка:

1) картонная – коробки;

2) комбинированная – тетрапаки, перпаки и т. п.;

           Мягкая упаковка:

1) полимерная – мешки, пакеты, шпагат;

2) бумажная – мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;

3) тканевая – мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п.).

           Конкретный материал упаковки выбирают исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других его свойств во взаимосвязи со свойствами упаковываемой продукции. Немаловажную роль играет технология упаковывания и конструктивные особенности упаковочного оборудования.

           Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажимы, проколы), возникающих при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохранность товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.

           Некоторые виды тары – металлическая и стеклянная – в случае герметизации предотвращает воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение и т.п.).

           Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющего процессы окислительной порчи.  

           Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25–30 %), высокую стоимость. Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли предприятия.

           Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшим массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины. В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и т.д.).

           Мягкая упаковка предназначена для продуктов с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает продукт от внешних механических повреждений. Продукты, упакованные в мягкую упаковку, при механических воздействиях, превышающих их механическую прочность, могут деформироваться или разрушаться. Мягкая упаковка находит широкое применение для упаковки многих пищевых продуктов из—за невысоких затрат на приобретение, хранение, перевозку и  возврат. Еще одно преимущество мягкой упаковки (полимерной) – это возможность ее герметизации путем термосклеивания. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильную относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окисление  продуктов.

5. По конструкции упаковку делят на цистерны, бочки, катушки, бутылки, контейнеры, ящики, корзины, коробки и т.д

6. По компактности различают упаковку неразборную, разборную и складную. Конструкция разборной упаковки позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющие элементы. Конструкции и свойства складной упаковки открывают возможность сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать упаковке первоначальную форму.

7. По размерам различают упаковку (тару) крупно, средне и малогабаритную.

8. По кратности использования упаковку подразделяют на одноразовую, возвратную и многократного (многооборотного) использования.

           Многооборотная упаковка предназначена для многократного ее использования при поставках продукции (ящики, бочки, фляги и т.д.). Делится на неразборную, разборную и разборно-складную. Разборная и разборно-складная упаковка удобна, компактна, экономична при хранении и перевозках.

Возвратная упаковка – это упаковка, которая была в употреблении и которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

           Одноразовая упаковка предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная упаковка, которая после ее использования подлежит утилизации.

9. По составу упаковку классифицируют в зависимости от вида и типа тары и применяемых вспомогательных упаковочных средств.

Под видом тары понимают классификационную единицу, определяющую тару по форме. По форме различают прямоугольную, цилиндрическую, конусную, плоскую упаковку и др. Типом тары называют классификационную единицу, определяющую тару по материалу.

10. По технологии производства упаковку классифицируют в первую очередь во взаимосвязи с ее материалом и конструктивными особенностями.

Наибольшее количество материалов и методов их переработки встречается в производстве полимерной упаковки. 

           Классификация форм и видов упаковки носит, условный характер. И в то же время каждая из этих групп имеет свои особые характеристики, каждая из них ориентирована на своего потребителя. Так, потребительская упаковка должна быть, как правило, яркой и наглядной, а военная упаковка – может маркироваться черным шрифтом на грязно – оливковом фоне. Однако все эти группы должны донести требуемую информацию до своего потребителя.

 

  1.3 Функции упаковки

           Для того чтобы содействовать сбыту продукции, упаковка должна выполнять несколько функций. Обычно в исследованиях формулируется от 3 до 7 таких функций упаковки. Однако если исходить из самых необходимых требований к упаковке, то следует выделить четыре функции: локализация продукта, защита его от внешней среды, обеспечение удобства использования продукта и коммуникационная функция.

1. Локализационная функция. Фактически любая упаковка означает, прежде всего, ограничение в некотором объеме определенного количества продукции. Главная цель такого ограничения – сделать возможным прохождение продукта через систему распределения. Производство, погрузочно-разгрузочные работы, складирование и транспортная сеть как развитых, так и развивающихся стран в одинаковой мере нуждаются в такой функции упаковки для того, чтобы перемещать промышленные и сельскохозяйственные изделия с одного места на другое. В итоге продукт обретает возможность быть эффективно доставленным до места торговой сделки, позволяющей покупателям приобретать его там, где это им наиболее удобно. При этом для многих товаров становится совершенно необходимым использовать специальную упаковку, обеспечивающую эту возможность. Например, невозможно продавать аэрозольную распыляемую краску без упаковки, способной выдерживать давление ее газа-вытеснителя. Трудно представить себе и то, что азотная кислота или биологические материалы могут проходить через торговую сеть без надлежащей упаковки. Рядовой покупатель ожидает, даже требует, чтобы продукт поступал уже упакованным. Найдется немного покупателей, готовых взять ведро и отправиться на молочную ферму для того, чтобы приобрести свежее молоко, или пойти в магазин готовых изделий, купить там пять килограмм кровельных гвоздей и принести их домой в собственном кармане. Иными словами, современное общество требует, чтобы как сельскохозяйственные, так и промышленные товары были упакованы таким образом, чтобы их можно было транспортировать, хранить, грузить и реализовывать на удобном для продажи месте.

2. Защитная функция. Это предназначение упаковки имеет двоякую сущность – с одной стороны, оно должно обеспечить охрану пакуемого продукта от вредного влияния окружающей среды, а с другой – охрану людей и окружающей среды от агрессивных и опасных продуктов посредством их особой упаковки. Защита продукта от окружающей среды является наиболее общей функцией упаковки. Известно, что большая часть продуктов подвержена такого рода воздействию: для хозяйственного отбеливателя это может быть защита от потери хлора, для картофельных чипсов - предохранение от повышения влажности воздуха (делающей чипсы вязкими и тягучими), для компьютерных микропроцессоров – предотвращение воздействия электростатических разрядов, которые деформируют их электрические цепи. Продукт не должен иметь физических повреждений или даже выглядеть поврежденным. Выцветшая ткань, коричневый или влажный сахар, превратившийся в кирпич, просто могут не найти потребителя, хотя по своим основным качествам они все еще могут быть вполне пригодны. Иными словами, упаковка находится фактически между продуктом и окружающей средой. При этом задача упаковки – защищать товар от всего, что может частично или полностью его испортить. И весьма существенно то, что список факторов окружающей среды, которые могут причинить вред товару, с каждым днем становится все больше и больше.

           Следует также учитывать, что в магазине покупатель может попытаться попробовать изделие (открыв, например, банку с продуктом или флакон с косметикой), незаметно унести его с прилавка, подменить или украсть товар, если его упаковка невелика по размерам, не имеет защитных приспособлений и ее легко спрятать. Известно, что покупатели в магазинах часто толкаются и ведут себя агрессивно, пытаясь всеми путями оценить характеристики продукта вручную. Одна из задач упаковки – защитить товар и от такого неправильного обращения потребителей, так же как и от действий работника отдела распаковки, который с помощью секача вскрывает грузовые ящики с опрометчивой неосмотрительностью.

           Не менее актуальной и ответственной задачей общества становится ныне также и защита окружающей среды от воздействия на нее продуктов производственной деятельности человека. И в этом случае упаковка призвана сыграть свою защитную роль. Прежде всего, она обязана защитить людей и близлежащие объекты – полки, погрузочно-разгрузочное оборудование, хранилища, город – от загрязнения или вредных воздействий товара. Но еще более существенно то, что стремительное развитие в конце XX века масштабов и форм упаковки не должно превратиться в нерациональное использование ресурсов и глобальное загрязнение окружающей среды.

Информация о работе Упаковка в системе маркетинга на примере предприятия Открытое Акционерное Общество «Бабушкина крынка»