Совершенствования ассортиментной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........

Файлы: 1 файл

Диплом Ассортиментная политика БКЗ(1).docx

— 1.55 Мб (Скачать)

 

 

Данные таблицы 2.14 показали, что в составе источников средств в 2013 г. выделяются обязательства, в т.ч. краткосрочные – 47,1 % (-9,5 п.п. за два года) и долгосрочные – 5,6 % (-3,3 п.п.).

Доля собственного капитала составляет менее половины стоимости источников средств – 47,3 % (+12,8 п.п. за два года). Следует отметить значительный рост удельного веса собственного капитала в составе источников средств.

Анализ коэффициентов финансовой устойчивости проведем в таблице 2.15.

 

Таблица 2.15 – Анализ коэффициентов финансовой устойчивости

в 2011-2013 гг.

Коэффициенты

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г., +/-

Автономии

0,35

0,43

0,47

0,12

Финансовой неустойчивости

1,90

1,35

1,11

-0,79

Долгосрочной финансовой независимости

0,43

0,49

0,53

0,10

Собственные оборотные средства

-9102

-9117

-6393

2709

Соотношения собственных и привлеченных средств

0,53

0,74

0,90

0,37

Доля дебиторской задолженности в активе баланса, %

0,4

0,5

21,3

20,9 п.п.

Соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

112,5

96,57

2,09

-110,41


 

 

Данные таблицы 2.15 показали, что баланс предприятия неустойчив. Об этом свидетельствует величина коэффициента автономии (отношение собственного капитала к стоимости всех активов) менее 0,5, величина коэффициента финансовой неустойчивости (отношение заемного капитала к собственному) более единицы, коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств менее единицы, отсутствие собственных оборотных средств.

Отмечается изменение коэффициентов в 2013 г., свидетельствующих о некотором росте финансовой устойчивости баланса.

Показатели финансмового состояния проанализируем в таблице 2.16.

 

Таблица 2.16 - Показатели финансового состояния

Показатели

Нор-матив

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г., +/-

Коэффициент текущей ликвидности

>1,7

0,76

0,79

0,85

0,09

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

>0,3

-0,32

-0,27

-0,18

0,14

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

<=0,85

0,65

0,58

0,53

-0,12


 

 

Данные таблицы 2.16 показали, что баланс предприятия не ликвиден, а само предприятие неплатежеспособно. Об этом свидетельствуют значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами значительно ниже норматива. Впрочем отмечается некоторый рост коэффициентов на протяжении анализируемого периода.

 

2.5 Организация  снабженческой деятельности

 

Основными сырьевыми ресурсами, потребляемыми заводом, являются овощи, плоды и ягоды. Сведения об объемах поступления основного сырья и материалов представлены в таблице 2.17.

 

Таблица 2.17 – Объем поступления основного сырья, тонн

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

Овощи

1124

894

700

62,3

Плоды и ягоды

233

118

218

93,6

Яблоки

1916

5828

2781

145,1

грибы свежие

4

12

4

100,0

сок березовый

3002

2339

761

25,3


 

Данные таблицы 2.17 показали, что за период 2011-2013 гг. обеспечен рост поставок яблок на 145,1 %, а объем поставок грибов остался на прежнем уровне. Отмечается значительное снижение поставок овощей и березового сока.

Сведения об основных поставщиках основного сырья и материалов представлены в таблице 2.18.

 

Таблица 2.18 – Поставщики основного сырья

Показатели

2011

2012

2013

т

%

т

%

т

%

МОУСП «Старо-Борисов»

606

9,7

1512

16,5

711

15,9

СПК «Кищино-Слободской»

969

15,4

1208

13,1

659

14,8

СПК «Большие Новоселки»

845

13,5

3055

33,2

1120

25,1

СПК «Лошница»

215

3,4

229

2,5

387

8,7

Борисовский райпотребсоюз

67

1,1

158

1,7

114

2,6

ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»

3119

49,7

2518

27,4

865

19,4

Прочие

458

7,3

511

5,6

608

13,6

Всего

6279

100,0

9191

100,0

4464

100,0


 

Данные таблицы 2.18 показали, что основными поставщиками сырья на предприятие выступают сельхозпроизводители, а также райпо и лесхоз Борисовского района.

Так, поставки березового сока организовал лесхоз, яблок и овощей – СПК, ягод – райпо. В 2013 г. наибольший удельный вес среди поставщиков занимает СПК «Большие Новоселки» - 25,1 %, лесхоз – 19,4 %, далее – МОУСП «Старо-Борисов» и СПК «Кищино-Слободской».

Отдел материально-технического снабжения и закупок является самостоятельным структурным подразделением предприятия и отвечает за его  снабжение сырьем, покупными материалами , запасными частями, горючим, спецодеждой и другими материалами , обеспечивающими технологический процесс  производства и эффективное функционирование предприятия. Для обеспечения ритмичности и прогнозируемых объемов производства продукции определяется годовая потребность в сырье и материалах.

Периодичность поставок сырья зависит от объемов его переработки и способов доставки. Все сырье принимается на склады предприятия в соответствии с качественными характеристиками. Складирование сырья производится на территории  предприятия в складах с соблюдением всех требований ТНПА по складированию и хранению. Материально-технические ресурсы постоянно контролируются на соответствие нормативным документам, что  позволяет не допустить порчу при хранении. На предприятии налажена и действует система учета, контроля, хранения сырья и вспомогательных материалов.

Качество готовой продукции зависит от качества поступающего сырья. В настоящее время предъявляются все более высокие требования к качеству сырья, принимаемого от поставщиков. Поставки сырья на предприятии осуществляются сезонно в зависимости от времени созревания и уборки. В сырьевую зону предприятия входит в основном Борисовский и  близлежащие районы.

В отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена в большей степени определяется именно этим фактором. Вследствие этого одним из мероприятий для завода в области снижения издержек производства является максимальное использование сырья.

В целях снижения производственных издержек постоянно ведется мониторинг рынка вспомогательных материалов. При этом анализируется уровень цен на рынке и сопоставляется с ценами имеющихся поставщиков. В случае  появления возможности приобретения материально-технических ресурсов по более выгодным ценам, проводится работа с имеющимися поставщиками  о снижении цены, или рассматривается вопрос закупок у другого поставщика, за исключением поставок по фиксированным государственным ценам. Предпочтение отдается закупкам непосредственно у производителей. Расчет затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов производится исходя из тарифов и норм расхода на единицу продукции.

Динамика цен на сырье представлена в таблице 2.19.

 

Таблица 2.19 – Динамика цен на сырье в 2011-2013 гг., %

Виды сырья

2011

2012

2013

Овощи

138,5

116,2

103,8

Плоды и ягоды

135,4

119,1

104,2

Яблоки

137,5

115,9

103,5

грибы свежие

148,9

121,2

102,9

сок березовый

130,2

118,7

104,8


 

Данные таблицы 2.19 показали, что наибольший рост цен на сырье отмечается в 2011 г., что связано с инфляционными процессами в экономике страны. В 12013 г. уровень цен на сырье рос на 102,9-104,8 %, причем наибольший рост цен отмечается по соку березовому – на 104,8 %, а наименьший – по грибам – на 102,9 %.

 

2.6 Организация  сбыта готовой продукции

 

В качестве основных рыночных ориентиров деятельности ОАО «Борисовский консервный завод» можно определить следующие цели:

  • получение прибыли за счет удовлетворения спроса на белорусском рынке на продукцию собственного производства;
  • повышение уровня качества продукции с целью увеличения уровня рентабельности и реализации продукции конечному потребителю;
  • увеличение доли организации на внутреннем рынке за счет постоянной модернизации основных фондов, повышения качества продукции и расширения ассортимента;
  • расширение экспорта за счет высококачественной продукции, пользующейся устойчиво высоким спросом.

В своей сбытовой политике ОАО «Борисовский консервный завод» пользуется тремя основными формами реализации продукции: продажа на основе прямых связей с розничными предприятиями торговли; продажа продукции через оптовые предприятия Республики Беларусь; продажа продукции на экспорт.

Организация сбыта готовой продукции на предприятии возложена на отдел реализации готовой продукции и маркетинга, который подчиняется начальнику управления закупок и реализации продукции.

Отдел насчитывает 6 чел., в т.ч. 4 чел. целенааправленно занимаются вопросами сбыта.

Динамика объемов реализации продукции отражена в таблице 2.20.

 

Таблица 2.20 – Реализация продукции за 2011-2013 гг., туб

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

Плодоовощные консервы

10338

10504

10232

99

в т.ч.

       

Республика Беларусь

9883

9685

9536

96,5

Экспорт

455

819

696

153,0


 

 

Данные таблицы 2.20 показали, что за два года объем продаж плодоовощных консервов снизился на 1 % до 10232 туб. При этом, отгрузка продукции в Республику Беларусь снизилась на 3,5 %, а экспорт вырос на 153,0 %. За 2012-2013 гг. отмечается снижение отгрузок как потребителям республики, так и на экспорт.

Динамику продаж продукции по экспортным рынкам сбыта отразим в таблице 2.21 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

 

Таблица 2.21 – Динамика продаж продукции по экспортным рынкам сбыта

за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

тыс. долл.

%

тыс. долл.

%

тыс. долл.

%

Россия

47

13

24

5,9

133,6

52,6

284,3

Германия

206

57,4

238

58,2

110,9

43,7

53,8

Австрия

   

135

33

     

Польша

41

11,4

         

Казахстан

   

2

0,5

9,5

3,7

 

США

   

10

2,4

     

Кыргызстан

21

5,9

         

Туркменистан

44

12,3

         

Всего

359

100

409

100

254

100

70,8

Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии