Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........
Коэффициенты |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. к 2011 г., +/- |
Автономии |
0,35 |
0,43 |
0,47 |
0,12 |
Финансовой неустойчивости |
1,90 |
1,35 |
1,11 |
-0,79 |
Долгосрочной финансовой независимости |
0,43 |
0,49 |
0,53 |
0,10 |
Собственные оборотные средства |
-9102 |
-9117 |
-6393 |
2709 |
Соотношения собственных и привлеченных средств |
0,53 |
0,74 |
0,90 |
0,37 |
Доля дебиторской задолженности в активе баланса, % |
0,4 |
0,5 |
21,3 |
20,9 п.п. |
Соотношения кредиторской и дебиторской задолженности |
112,5 |
96,57 |
2,09 |
-110,41 |
Показатели |
Нор-матив |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. к 2011 г., +/- |
Коэффициент текущей ликвидности |
>1,7 |
0,76 |
0,79 |
0,85 |
0,09 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
>0,3 |
-0,32 |
-0,27 |
-0,18 |
0,14 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
<=0,85 |
0,65 |
0,58 |
0,53 |
-0,12 |
Основными сырьевыми ресурсами, потребляемыми заводом, являются овощи, плоды и ягоды. Сведения об объемах поступления основного сырья и материалов представлены в таблице 2.17.
Таблица 2.17 – Объем поступления основного сырья, тонн
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста за 2013-2011 гг. |
Овощи |
1124 |
894 |
700 |
62,3 |
Плоды и ягоды |
233 |
118 |
218 |
93,6 |
Яблоки |
1916 |
5828 |
2781 |
145,1 |
грибы свежие |
4 |
12 |
4 |
100,0 |
сок березовый |
3002 |
2339 |
761 |
25,3 |
Данные таблицы 2.17 показали, что за период 2011-2013 гг. обеспечен рост поставок яблок на 145,1 %, а объем поставок грибов остался на прежнем уровне. Отмечается значительное снижение поставок овощей и березового сока.
Сведения об основных поставщиках основного сырья и материалов представлены в таблице 2.18.
Таблица 2.18 – Поставщики основного сырья
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 | |||
т |
% |
т |
% |
т |
% | |
МОУСП «Старо-Борисов» |
606 |
9,7 |
1512 |
16,5 |
711 |
15,9 |
СПК «Кищино-Слободской» |
969 |
15,4 |
1208 |
13,1 |
659 |
14,8 |
СПК «Большие Новоселки» |
845 |
13,5 |
3055 |
33,2 |
1120 |
25,1 |
СПК «Лошница» |
215 |
3,4 |
229 |
2,5 |
387 |
8,7 |
Борисовский райпотребсоюз |
67 |
1,1 |
158 |
1,7 |
114 |
2,6 |
ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» |
3119 |
49,7 |
2518 |
27,4 |
865 |
19,4 |
Прочие |
458 |
7,3 |
511 |
5,6 |
608 |
13,6 |
Всего |
6279 |
100,0 |
9191 |
100,0 |
4464 |
100,0 |
Отдел материально-технического снабжения и закупок является самостоятельным структурным подразделением предприятия и отвечает за его снабжение сырьем, покупными материалами , запасными частями, горючим, спецодеждой и другими материалами , обеспечивающими технологический процесс производства и эффективное функционирование предприятия. Для обеспечения ритмичности и прогнозируемых объемов производства продукции определяется годовая потребность в сырье и материалах.
Периодичность поставок сырья зависит от объемов его переработки и способов доставки. Все сырье принимается на склады предприятия в соответствии с качественными характеристиками. Складирование сырья производится на территории предприятия в складах с соблюдением всех требований ТНПА по складированию и хранению. Материально-технические ресурсы постоянно контролируются на соответствие нормативным документам, что позволяет не допустить порчу при хранении. На предприятии налажена и действует система учета, контроля, хранения сырья и вспомогательных материалов.
Качество готовой продукции зависит от качества поступающего сырья. В настоящее время предъявляются все более высокие требования к качеству сырья, принимаемого от поставщиков. Поставки сырья на предприятии осуществляются сезонно в зависимости от времени созревания и уборки. В сырьевую зону предприятия входит в основном Борисовский и близлежащие районы.
В отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена в большей степени определяется именно этим фактором. Вследствие этого одним из мероприятий для завода в области снижения издержек производства является максимальное использование сырья.
В целях снижения производственных издержек постоянно ведется мониторинг рынка вспомогательных материалов. При этом анализируется уровень цен на рынке и сопоставляется с ценами имеющихся поставщиков. В случае появления возможности приобретения материально-технических ресурсов по более выгодным ценам, проводится работа с имеющимися поставщиками о снижении цены, или рассматривается вопрос закупок у другого поставщика, за исключением поставок по фиксированным государственным ценам. Предпочтение отдается закупкам непосредственно у производителей. Расчет затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов производится исходя из тарифов и норм расхода на единицу продукции.
Динамика цен на сырье представлена в таблице 2.19.
Таблица 2.19 – Динамика цен на сырье в 2011-2013 гг., %
Виды сырья |
2011 |
2012 |
2013 |
Овощи |
138,5 |
116,2 |
103,8 |
Плоды и ягоды |
135,4 |
119,1 |
104,2 |
Яблоки |
137,5 |
115,9 |
103,5 |
грибы свежие |
148,9 |
121,2 |
102,9 |
сок березовый |
130,2 |
118,7 |
104,8 |
Данные таблицы 2.19 показали, что наибольший рост цен на сырье отмечается в 2011 г., что связано с инфляционными процессами в экономике страны. В 12013 г. уровень цен на сырье рос на 102,9-104,8 %, причем наибольший рост цен отмечается по соку березовому – на 104,8 %, а наименьший – по грибам – на 102,9 %.
В качестве основных рыночных ориентиров деятельности ОАО «Борисовский консервный завод» можно определить следующие цели:
В своей сбытовой политике ОАО «Борисовский консервный завод» пользуется тремя основными формами реализации продукции: продажа на основе прямых связей с розничными предприятиями торговли; продажа продукции через оптовые предприятия Республики Беларусь; продажа продукции на экспорт.
Организация сбыта готовой продукции на предприятии возложена на отдел реализации готовой продукции и маркетинга, который подчиняется начальнику управления закупок и реализации продукции.
Отдел насчитывает 6 чел., в т.ч. 4 чел. целенааправленно занимаются вопросами сбыта.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста за 2013-2011 гг. |
Плодоовощные консервы |
10338 |
10504 |
10232 |
99 |
в т.ч. |
||||
Республика Беларусь |
9883 |
9685 |
9536 |
96,5 |
Экспорт |
455 |
819 |
696 |
153,0 |
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста за 2013-2011 гг. | |||
тыс. долл. |
% |
тыс. долл. |
% |
тыс. долл. |
% | ||
Россия |
47 |
13 |
24 |
5,9 |
133,6 |
52,6 |
284,3 |
Германия |
206 |
57,4 |
238 |
58,2 |
110,9 |
43,7 |
53,8 |
Австрия |
135 |
33 |
|||||
Польша |
41 |
11,4 |
|||||
Казахстан |
2 |
0,5 |
9,5 |
3,7 |
|||
США |
10 |
2,4 |
|||||
Кыргызстан |
21 |
5,9 |
|||||
Туркменистан |
44 |
12,3 |
|||||
Всего |
359 |
100 |
409 |
100 |
254 |
100 |
70,8 |
Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии