Совершенствования ассортиментной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........

Файлы: 1 файл

Диплом Ассортиментная политика БКЗ(1).docx

— 1.55 Мб (Скачать)

Отдел насчитывает 6 чел., в т.ч. 2 чел. целенааправленно занимаются вопросами маркетинга.

Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предаприятия представлено в таблице 2.28.

 

Таблица 2.28 - Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия

№ п/п

Отделы и подразделения

Входящая в отдел маркетинга информация

Исходящая из отдела реализации информация

1.

Торгово-заготовительный цех

План закупок сырья и материалов

План продаж по видам продукции, графики продаж

2.

Склад сырья и овощехранилище

Наличие остатков сырья

План продаж по видам продукции, графики продаж

3.

Тарный участок

График производства тары

План продаж по видам продукции, графики продаж

4.

Основное производство: цеха и участки

План и график производства продукции

План продаж по видам продукции, графики продаж

5.

Планово-экономический отдел

Бизнес-план развития предприятия, анализ выполнения плана

План продаж по видам продукции, графики продаж

6.

Бухгалтерия

Финансовый результат от продаж продукции по каналам сбыта и видам продукции

Документы на отгрузку продукции


 

 

Данные таблицы 2.28 показали, что основными документами, представляемыми отделом реализации являются план и график продаж продукции по ее видам и каналам сбыта и первичные документы на отгрузку продукции. Среди входящих документов – планы и графики производства продукции, наличие остатков сырья и т.п.

Деятельность службы маркетинга регламентирована Положением об отделе и должностными инструкциями специалистов.

Современное предприятие в рыночных условиях не может осуществлять реализацию своей продукции без ее коммуникационной поддержки. Особенно это актуально в условиях выведения нового продукта на рынок, характеризующийся высокой конкуренцией. В первую очередь, потенциальных потребителей необходимо информировать о новой продукции, акцентировать внимание на ее достоинствах и отличительных особенностях.

Для этого завод применяет различные мероприятия комплексного стимулирования, в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры,  по-разному комбинируя средства маркетинговых коммуникаций – заменяя менее эффективные более эффективными. В качестве основных средств коммуникации выступают следующие:

Реклама. В своей рекламной деятельности, в зависимости от актуальных целей и задач, предприятие использует радиорекламу; рекламу в местах продаж; печатную рекламу. Динамика затрат на рекламную деятельность представлена в таблице 2.29.

 

Таблица 2.29 – Динамика затрат на рекламную деятельность

за 2011-2013 гг., млн. р.

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг., %

Участие в выставках-ярмарках

152

330

482

317,1

Полиграфическая реклама

70

145

174

248,6

Реклама в газетах и журналах

35

49

46

131,4

Наружная реклама

18

22

20

111,1

Теле и радиореклама

33

34

36

109,1

Интернет сайт

-

44

71

 

Итого бюджет затрат

308

624

829

269,2


 

 

Данные таблицы 2.29 показали, что за анализируемый период величина затрат на рекламу выросла на 269,2 % до829 млн. р. Основу  затрат на рекламу составляют расходы на участие в выставках и ярмарках – 482 млн. р. в 2013 г. или больше половины всех затрат.

Связи с общественностью (PR). Мероприятия по связям с общественностью проводятся для повышения осведомленности и повышения лояльности потребителей. В составе мероприятий PR  используются рекламные и редакционные статьи в периодических изданиях, а также спонсорские мероприятия. Основные   усилия  направляются на пропаганду плодоовощных консервов из белорусского сырья, т.к. по мнению специалистов по проблемам питания, наиболее полезными для человека являются те продукты, которые вырабатываются из сырья, выращенного по месту его проживания.

Стимулирование продаж. В рамках коммуникационной политики используются  приемы как ценового, так и неценового стимулирования продаж.

Для стимулирования продаж  используются такие регуляторы цен, как скидки (за большой объем закупок, сезонные), а  дегустации.

Кроме вышеперечисленного,  в части  коммуникационной политики практикуется  участие в специализированных выставках, где собираются заинтересованные субъекты рынка, обеспечение постоянного наличия полного ассортимента в розничной торговле по всей территории РБ.  Высокий коммуникационный эффект выставок заключается в возможности демонстрировать продукт, отвечать на вопросы, опровергать возражения и, что самое главное, строить личные отношения с партнерами и покупателями. Участие в выставках позволяет предприятию: определить возможный спрос на продукцию; ориентироваться в ситуации в отрасли; инициировать действующих и выявить новых клиентов; изучить конкурентов.

Предприятие принимает участие в таких выставках, как «ПродЭкспо», «Белпродукт», конкурсе «Продукт года».

Успешная реализация продукции завода будет связана с комплексом мер, направленных на взаимодействие с внешней средой. Значительное место в сбытовой политике предприятия будут занимать грамотно выстроенные эффективные коммуникации с внешней средой (реклама, связи с общественностью, личные продажи, стимулирование сбыта).

На предприятии разработано и действует положение о скидках.

По продвижению продукции на экспорт – увеличение объёмов продаж  выполнение  плановых показателей, ответственными  закреплены соответствующие работники отдела реализации готовой продукции и маркетинга.

Таким образом, можно сказать, что ОАО «Борисовский консервный  завод» производит плодоовощные консервы, фруктовые, ягодные, овощные и концентрированные соки, безалкогольные напитки, сиропы.

Высокопроизводительное оборудование и современные технологии позволяют увеличивать объемы производства и сокращать долю ручного труда, а также обеспечивать высокое качество продукции.

Продукция выпускается в упаковке "Тетра-Брик-Асептик", стеклобанках, стеклобутылках "Твист-офф", полистирольной таре.

Торговая марка "Асалода" известна и в России, Польше, Германии, Франции как образец вкусного, здорового и полезного питания.

Ассортимент выпускаемой продукции включает: плодоовощные консервы и соки из натурального сырья, большой ассортимент сиропов сахарных, концентратов кваса на основе зернового сырья и др.

ОАО «Борисовский консервный завод» является высокорентабельным производством, обеспечено всеми необходимыми ресурсами и эффективно их использует.

Маркетинговую деятельность на ОАО «Борисовский консервный завод» возглавляет директор предприятия и отдел реализации готовой продукции и маркетинга.

 

 

ГЛАВА 3.

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции

 

Из плодов на предприятии вырабатываются следующие виды продукции:

- компоты, представляющие собой фрукты или ягоды в сахарном сиропе, консервированные в герметических банках. Эти компоты не требуют дополнительной обработки перед употреблением и используются в качестве десерта;

- консервированные фруктовые и ягодные соки — натуральные или выработанные с добавлением сахарного сиропа. Их употребляют в качестве напитков. Кроме того, плодовые соки могут служить полуфабрикатом для изготовления желе, натуральных сиропов для безалкогольной продукции, ликероводочных изделий;

- плодовые заготовки и полуфабрикаты в виде пюре или пасты, консервированные в герметичной таре, а также пюре и плоды, сохраняемые при помощи сернистого ангидрида (сульфитированные). Заготовки в герметичной таре применяются для изготовления десертных продуктов и блюд для питания детей. Сульфитированное пюре используют только в условиях промышленной переработки для получения повидла, мармелада, джема, варенья, начинки для конфет и т.д.;

- варенье, джем, желе, повидло и другие продукты, получаемые в результате варки плодов и плодовых полуфабрикатов (пюре, соки) с сахаром. Все эти продукты употребляют в качестве десерта без дополнительной обработки перед использованием;

- маринады из фруктов и ягод, а также моченые плоды, использующиеся аналогично овощным маринадам в качестве закуски.

Производственная программа на предприятии  формируется в зависимости от следующих факторов:

- доведенные целевые показатели  развития предприятия;

- наличие заказов, договоров  на выпуск продукции;

-  производственные мощности;

-  состояние оборудования;

- обеспеченность материальными  и топливно-энергетическими ресурсами;

-  платежеспособность  предприятия;

-  наличие собственных  оборотных средств.

Динамику изменения структуры продукции предприятия проанализируем на основании данных таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1 – Анализ изменения структуры производимой продукции,

товаров и услуг в ОАО «Борисовский консервный завод»»

за 2011-2013 гг.

Продукция

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, +/-

т

уд. вес, %

т

уд. вес, %

т

уд. вес, %

за 2011-2010 гг.

за 2012-2011 гг.

Соки фруктовые и овощные

3315

52,7

2859

55,7

2005

54,9

3,0

-0,8

Напитки безалкогольные

1294

20,6

947

18,5

912

25,0

-2,1

6,5

Овощи без уксуса

936

14,9

735

14,3

517

14,2

-0,6

-0,2

Овощи с уксусом

395

6,3

281

5,5

33

0,9

-0,8

-4,6

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

234

3,7

208

4,1

103

2,8

0,3

-1,2

Кетчуп и прочие соусы

114

1,8

99

1,9

77

2,1

0,1

0,2

Всего

6288

100,0

5129

100,0

3651

100,0

0,0

0,0


 

 

Данные таблицы 3.1 показали, что в структуре продукции основной удельный вес в 2013 г. занимают соки фруктовые и овощные – 54,9 %, удельный вес которых за 2012 г. вырос на 3,0 п.п., а в 2013 г. снизился на 0,8 п.п.

Удельный вес напитков безалкогольных в 2013 г. составил 25,0 % (-2,1 п.п. за 2012 г. и +6,5 п.п. за 2013 г.), овощей без уксуса – 14,2 % (-0,6 п.п. за 2012 г. и минус 0,2 п.п. за 2013 г.).

Удельный вес овощей с уксусом, повидла, джемов, варенья, кетчупов и соусов относительно не велик.

Ассортимент производимой продукции в 2013 г. проанализируем в таблице 3.2.

По числу номенклатурных групп в 2013 г. на предприятии организовано производство следующей продукции:

- маринады – 15 наименований  продукции;

- закусочные – 18 наименований;

- натуральные – 16 наименований;

- обеденные – 7 наименований;

- консервы из грибов  – 2 наименования;

- консервы овощерыбные – 3 наименования;

Таблица 3.2 – Ассортимент производимой продукции в 2013 г.

Наименование ассортиментных групп

Широта ассортимента

Глубина ассортимента (количество наименований)

Фруктовые и овощные соки

3

25

Плодоовощные консервы

11

94

Напитки

2

24

Прочая продукция

2

14

Всего

32

157


 

 

- томатные – 9 наименований;

- повидло – 12 наименований;

- компоты – 2 наименования;

- джемы – 5 наименований;

- варенье – 2 наименования;

- конфитюры – 5 наименований;

- соки – 20 наименований;

- напитки – 22 наименования;

- прочие фруктовые изделия  – 14 наименований;

- соки овощные 5 наименований.

Всего 157 наименований.

Анализ выполнения плана по ассортименту в 2013 г. проведем на основании данных таблицы 3.3.

 

Таблица 3.3 – Анализ выполнения плана по ассортименту

в ОАО «Борисовский консервный завод» за 2013 г.

Продукция

Объем производства (товарооборот) продукции в плановых ценах, т

Процент выполнения плана, %

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, т

план

факт

Соки фруктовые и овощные

3000

2005

66,8

2005

Напитки безалкогольные

1050

912

86,9

912

Овощи без уксуса

750

517

68,9

517

Овощи с уксусом

305

33

10,8

33

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

220

103

46,8

103

Кетчуп и прочие соусы

105

77

73,3

77

Всего

5430

3651

67,2

3651

Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии