Совершенствования ассортиментной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........

Файлы: 1 файл

Диплом Ассортиментная политика БКЗ(1).docx

— 1.55 Мб (Скачать)

 

 

Данные таблицы 3.3 показали, что план производства в плановых ценах не выполнен на 32,8 %. Поскольку невыполнение плана допущено по всем ассортиментным группам, то план по ассортименту выполнен тоже только на 67,2 %, что является низким показателем и свидетельствует о некачественном планировании.

Вся выпускаемая предприятием продукция проходит необходимые органолептические, физико-химические, микробиологические и радиологические испытания и имеет сертификаты соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Помимо того, многие виды продукции получили декларации о соответствии Таможенного союза.

Ассортимент изделий под товарным знаком «Асалода» постоянно расширяется и видоизменяется - благодаря усовершенствованию, внедрению передовых технологий, ориентации на часто меняющиеся вкусы покупателей. Так, например, в 2013 году запущены в производство нижеперечисленные новые наименования продукции: сок березовый с сахаром и лимоном; сок березовый с сахаром и апельсином; сок березовый с сахаром и грейпфрутом; конфитюр клубничный; компот домашний из клубники; клубника протертая с сахаром; борщ со свежей капустой; рассольник; щи из свежей капусты; варенье из клубники.

Продукция Борисовского консервного завода не раз завоевывала самые высокие награды на престижных республиканских и международных конкурсах и выставках. Вот и в 2013 г. на ежегодном конкурсе консервированной продукции «Хрустальное яблоко» предприятие награждено  дипломом. На конкурсе-дегустации «ГУСТ» на лучший продукт 2013 г. завод награжден Дипломами победителя за 9 наименований консервов.

Дипломами победителя конкурса «Лучшая продукция - 2013» в номинации «Нектары» диплом  получил нектар персиково-яблочный.  В номинации «Соки» диплома конкурса удостоены: Сок березовый с/с, Сок березовый «Славянский», Сок березовый с сахаром и лимоном, Сок березовый с сахаром и апельсином, Сок березово-черничный.

Конкурс-дегустация «Лучшая продукция года» (гарант успеха современных товаров) принес ОАО «Борисовский консервный завод» в 2013 году Гран-при «За стабильное качество на конкурсе».

Значительная широта товарного ассортимента для ОАО «Борисовский консервный завод» является одним из обязательных условий на рынке, поскольку, только обновляя ассортимент, можно в полной мере удовлетворить потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей. Предприятие ежегодно стремится обновлять ассортимент готовой продукции. При этом акцент делается на натуральность, экологичность и безопасность продукции, производимой из качественных соковых концентратов зарубежного производства и плодоовощной продукции, заготавливаемой собственными силами. Плодоовощные консервы ОАО «Борисовский консервный завод» воспринимаются как домашние, натуральные продукты, без консервантов, красителей и пищевых добавок.

Для реализации избранной стратегии и схемы позиционирования необходимо осуществление товарной политики по следующим направлениям:

- применение современной упаковки и тары;

- отслеживание сезонной конъюнктуры при выпуске продукции и гибкое изменение объемов выпуска продукции в соответствии с колебаниями рынка;

- увеличение сроков хранения продукции;

- разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик ,технологий производства освоенной продукции с целью улучшения ее потребительских свойств и требований рынка.

В основе формирования ассортиментной политики предприятия работа ведется по принципу «служба маркетинга - служба технолога - планово- экономический отдел - производство».

 

3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции

 

Способ АВС-анализа позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров на предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию.

АВС-анализ за каждый из трех анализируемых лет проведем на основании данных таблиц 3.4 – 3.6.

 

Таблица 3.4 – АВС-анализ ассортимента продукции за 2011 г.

Продукция

2011 г.

уд. вес, %

Уд. вес нарастающим итогом, %

Группа изделий

Соки фруктовые и овощные

3315

52,7

52,7

А

Напитки безалкогольные

1294

20,6

73,3

А

Овощи без уксуса

936

14,9

88,2

В

Овощи с уксусом

395

6,3

94,5

В

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

234

3,7

98,2

С

Кетчуп и прочие соусы

114

1,8

100,0

С

Всего

6288

100,0

   

 

 

Данные таблицы 3.4 показали, что наиболее значимыми видами реализуемых изделий являются соки овощные и фруктовые, напитки безалкогольные, которые можно отнести к группе А и уд. вес которых в общем объеме производства составляет 73,3 %. К группе В относятся овощи с уксусом и без уксуса, занимающие 20,2 % от общего объема производства. К группе С относятся повидло, джемы, варенье, конфитюры, кетчуп и соусы.

 

Таблица 3.5 – АВС-анализ ассортимента продукции за 2012 г.

Продукция

2012 г.

уд. вес, %

Уд. вес нарастающим итогом, %

Группа изделий

Соки фруктовые и овощные

2859

55,7

55,7

А

Напитки безалкогольные

947

18,5

74,2

А

Овощи без уксуса

735

14,3

88,5

В

Овощи с уксусом

281

5,5

94,0

В

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

208

4,1

98,1

С

Кетчуп и прочие соусы

99

1,9

100,0

С

Всего

5129

100,0

   

 

 

Данные таблицы 3.5 показали, что структуризация товаров по группам за 2012 г. не претерпела изменений - соки овощные и фруктовые, напитки безалкогольные, которые относятся к группе А, составляют 74,2 % от всего объема производства продукции. На долю овощей без уксуса и с уксусом приходится 19,8 % от всего объема товаров.

 

Таблица 3.6 – АВС-анализ ассортимента продукции за 2013 г.

Продукция

2013 г.

уд. вес, %

Уд. вес нарастающим итогом, %

Группа изделий

Соки фруктовые и овощные

2005

54,9

54,9

А

Напитки безалкогольные

912

25,0

79,9

А

Овощи без уксуса

517

14,2

94,1

В

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

103

2,8

96,7

С

Кетчуп и прочие соусы

77

2,1

98,8

С

Овощи с уксусом

33

1,2

100,0

С

Всего

3651

100,0

   

 

 

Данные таблицы 3.6 показали, что к группе А относятся те же виды продукции, что и ранее. В то же время овощи с уксусом из группы В переместились в группу С по причине значительного снижения производства этой продукции.

В общем, отмечается, что соки и напитки в 2013 г. составили около 80 % от всего объема произведенной продукции, а продукция, относящаяся к группе С, - только 6,1 %.

Для исследования динамики продукции по группам построим матрицу, как показано на рисунке 3.1.

Группы продукции

А

соки фруктовые и овощные,

напитки безалкогольные

соки фруктовые и овощные,

напитки безалкогольные

соки фруктовые и овощные,

напитки безалкогольные

В

овощи без уксуса и с уксусом

овощи без уксуса и с уксусом

овощи без уксуса

С

повидло, джемы, кетчупы, соусы

повидло, джемы, кетчупы, соусы

повидло, джемы, кетчупы, соусы, овощи с уксусом

   

2011

2012

2013


 

Рисунок 3.1 – Динамика продукции по группам при АВС-анализе

 

Из рисунка 3.1 видно, что на предприятии имеются товарные группы, занимающие устойчивое положение в группе А товаров – это соки фруктовые и овощные, напитки безалкогольные. Данная продукция постоянно обеспечивает основной объем производства продукции.

Стабильно к группе В относятся овощи без уксуса, т.е. продукция с относительно не большим, но значимым объемом производства.

К группе С стабильно относятся такие группы товаров как повидло, джемы, конфитюры, соусы, кетчуп. Объем производства данной продукции не велик и не видно тенденции к росту удельного веса этой продукции в структуре производства. Кроме того, в 2013 г. овощи без уксуса также переместились из группы В в группу С, что свидетельствует о снижении значимости данной группы продукции в производимой продукции. Это объясняется изменением требований рынка к более натуральным продуктам без уксуса.

При анализе ХYZ признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции [7, с.227]:

 

                                  ,      (1)

 

где хi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период;

      х  – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;

      n  – число периодов.

Результаты XYZ-анализа за 2011-2013 гг. отразим в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – XYZ-анализ за 2011-2013 гг.

Наименование продукции

За 3 года

Среднее значение за месяц

Общее среднее

√(хi-хср)2 / 36

v

Группы

Соки фруктовые и овощные

8179

227,2

69,8

26,2

37,6

Z

Напитки безалкогольные

3153

87,6

69,8

3,0

4,2

Х

Овощи без уксуса

2188

60,8

69,8

1,5

2,2

Х

Овощи с уксусом

709

19,7

69,8

8,4

12,0

Y

Повидло, джемы, конфитюры, варенье

545

15,1

69,8

9,1

13,1

Y

Кетчуп и прочие соусы

290

8,1

69,8

10,3

14,7

Y

Всего

15068

69,8

       

 

 

Данные таблицы 3.7 показали, что наиболее стабильными относительно общего среднего показателя продаж по предприятию являются поставки напитков безалкогольных и овощей без уксуса, которые относятся к группе Х. К группе У относятся овощи с уксусом, повидло, джемы, конфитюры, варенье, кетчуп, соусы. Соки фруктовые и овощные относятся к группе Z.

Следует отметить, что ассортимент продукции предприятия достаточно стабилен, что также влияет на результаты анализа.

Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии