Совершенствования ассортиментной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........

Файлы: 1 файл

Диплом Ассортиментная политика БКЗ(1).docx

— 1.55 Мб (Скачать)

 

 

В структуре производимой продукции в стоимостном выражении выделяется производство фруктовых и овощных соков – 45,80 % в 2013 г., что на 0,68 п.п. меньше чем в 2011 г., удельный вес плодоовощных консервов в общем объеме производства в 2013 г. составил 27,77 % (-5,35 п.п. за два года), напитков – 22,04 % (+5,85 п.п.).

Удельный вес прочей продукции в 2013 гг. составил только 4,39 % в общем объеме производства.

Динамика объема производства продукции в натуральном выражении в 2011 – 2013 гг. представлена в таблице 2.9 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

 

Таблица 2.9 – Объемы производства продукции ОАО «Борисовский консервный завод», туб

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

Консервы плодоовощные всего:

10928

11273

8442

77,3

в т.ч. овощные

2657

2800

1427

53,7

          томатные

511

523

640

125,2

          фруктовые

7527

7713

6339

84,2

 из них соки, напитки, нектары

3449

3621

4010

116,3

          сок березовый

3228

3542

1935

59,9

Соки овощные

288

236

36

12,5


 

 

Данные таблицы 2.9 показали, что объем производства продукции за два года заметно снизился, в т.ч. консервов плодоовощных – на 22,7 %, из них овощных – на 46,3 %, фруктовых – на 15,8 %.

К снижению объемов производства привели:

- недостаток собственных  оборотных средств;

- износ отдельного технологического  оборудования. Так, линия по производству  концентрированных соков эксплуатируется  с 1989 г. и полностью изношена. Из 10 автоклавов АВ-2 работают только 5, из  2-х вакуум аппаратов МЗС-320 работает только один, из 2-х пастерилизационно-охладительных установок работает только  одна;

- снижение заготовки березового  сока в 2013 г. объясняется малым  сроком сокодвижения.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции проведем, как показано в таблице 2.10 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

 

Таблица 2.10 – Затраты на производство продукции за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

Затраты на производство и реализацию продукции, млн. р., в т.ч.:

31793

100

38697

100

33346

100

материальные затраты

21680

68,2

25025

64,7

19831

59,5

затраты на оплату труда

4412

13,9

6969

18,0

6781

20,3

отчисления на социальные нужды

1593

5,0

2687

6,9

2397

7,2

амортизация основных средств и нематериальных активов

1264

4,0

2063

5,3

2651

7,9

прочие затраты

2844

8,9

1953

5,0

1686

5,1

Из всех затрат:

           

условно-переменные

20729

65,2

25850

66,8

21642

64,9

условно-постоянные

11064

34,8

12847

33,2

11704

35,1


 

 

Данные таблицы 2.10 показали, что величина затрат на производство и реализацию продукции за 2012 г. выросла с 31793 до 38697 млн. р., а в 2013 г. снизилась до 33346 млн. р. В составе затрат на производство и реализацию продукции выделяются материальные затраты, величина которых в 2011 г. составила 21680 млн. р., а в 2013 г. – 19831 млн. р. Их уровень в 2013 г. снизился по сравнению с 2011 г. на 8,7 п.п. и составил 59,5 %. Удельный вес затрат на оплату труда в 2013 г. составил 20,3 % и вырос за два года на 6,4 п.п.

Следует отметить, что величина условно-переменных затрат на предприятии составляет чуть около 65 %.

Оценку уровню затрат на единицу продукции проведем в таблице 2.11.

 

Таблица 2.11 – Уровень затрат на единицу выпущенной продукции, р.

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

Фруктовые и овощные соки

0,961

0,865

1,019

106,0

Плодоовощные консервы

0,981

0,887

1,022

104,2

Напитки

0,958

0,861

1,014

105,8

Прочая продукция

0,997

0,912

1,025

102,8

Всего

0,974

0,877

1,021

104,9


 

Данные таблицы 2.11 показали, что величина затрат на рубль товарной продукции в 2012 г. снизилась с 0,974 до 0,877 р., а в 2013 г. – увеличилась до 1,021 р. Таким образом, за два года рост величины затрат на рубль товарной продукции составил 104,9 %.

В составе видов продукции наиболее эффективным является производство напитков, далее соков. Наименее эффективно производство прочих видов продукции (теплоэнергия, соусы и кетчупы).

Оценку основным показателям производственно-хозяйственной деятельности дадим на основании данных таблицы 2.12 (ПРИЛОЖЕНИЯ Б, Г).

 

Таблица 2.12 – Основные производственно-экономические показатели деятельности ОАО «Борисовский консервный завод»

Продукция

2011

2012

2013

Темп роста за 2013-2011 гг.

Стоимость товарной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

40274

45872

32661

81,1

Стоимость произведенной продукции, млн. рублей

32652

44132

32661

100,0

Затраты на производство, млн. рублей

31793

38697

33346

104,9

Затраты на 1 рубль продукции, рублей

0,974

0,877

1,021

104,9

Выручка от реализации, млн. рублей

36452

49222

58690

158,2

Затраты на производство и реализацию, млн. рублей

34251

44362

57677

168,4

Выпуск товарной продукции из 1 т. сырья, млн. рублей

5,200

4,802

7,317

140,7

Прибыль/убыток от реализации, млн. рублей

2201

4860

1013

46,0

Рентабельность реализованной продукции, %

6,0

11,0

1,8

-4,2

Балансовая прибыль/убыток, млн. рублей

-233

-1243

-835

358,4

Чистая прибыль/убыток, млн. рублей

-233

-1608

-835

358,4


 

 

Данные таблицы 2.12 показали, что в 2012 г. отмечается повышение эффективности деятельности, что выражается в росте объемов производства и реализации продукции, снижении затрат на 1 р. товарной продукции до 0,877 р., росте рентабельности продаж до 11,0 %. В 2013 г., наоборот, объем производства продукции снизился, затраты на 1 р. товарной продукции превысили единицу, а рентабельность продаж снизилась до 1,8 %. Таким образом, на предприятии имеются резервы роста эффективности производства,  в т.ч. и путем совершенствования маркетинговой деятельности.

 

2.4 Анализ финансового  состояния

 

          В целях анализа финансового состояния предприятия проведем анализ состава и структуры активов ОАО «Борисовский консервный завод», а также источников их формирования. Результаты расчетов отразим в таблицах 2.13 и 2.14 (ПРИЛОЖЕНИЯ Б, Д).

 

Таблица 2.13 – Состав и структура средств

Средства предприятия (имущество)

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г.

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

%

п.п.

Долгосрочные активы  всего, в т. ч.:

37710

60,2

49532

59,4

53864

60,1

142,8

-0,1

       основные средства

36108

54,8

48835

58,6

53145

59,3

147,2

4,5

       нематериальные  активы

3

0,005

3

0,004

2

0,002

66,7

0,0

       вложения в  долгосрочные активы

1576

2,4

675

0,8

698

0,8

44,3

-1,6

долгосрочная дебиторская задолженность

23

0,03

19

0,02

19

0,02 

82,6

-0,01

Краткосрочные активы, всего, в т. ч.:

28204

42,8

33786

40,6

35814

39,9

127,0

-2,9

Материалы

3221

4,9

2853

3,4

1861

2,1

57,8

-2,8

Незавершенное производство

1568

2,4

1160

1,4

3006

3,4

191,7

1,0

Готовая продукция и товары

20426

31,0

26413

31,7

9434

10,5

46,2

-20,5

Расходы будущих периодов

538

0,8

588

0,7

97

0,1

18,0

-0,7

Налог на добавленную стоимость

2040

3,1

2255

2,7

2176

2,4

106,7

-0,7

Дебиторская задолженность

272

0,4

400

0,5

19092

21,3

7019,1

20,9

Денежные средства

125

0,2

102

0,1

63

0,1

50,4

-0,1

Краткосрочные финансовые вложения

10

0,0

10

0,0

10

0,0

100,0

0,0

Прочие краткосрочные активы

4

0,0

5

0,0

75

0,1

1875,0

0,1

Баланс

65914

100,0

83318

100

89678

100

136,1

0


 

 

Данные таблицы 2.13 показали, что величина активов предприятия за 2012 г. выросла до 83318 млн. р., в т.ч. долгосрочных – до 49532 млн. р., краткосрочных – до 33786 млн. р. За 2013 г. величина активов увеличилась до 89678 млн. р., в т.ч. долгосрочных – до 53864 млн. р., краткосрочных – до 35814 млн. р.

В структуре активов в 2013 г. выделяются долгосрочные активы – 60,1 %, из них – основные средства – 59,3 %. Из состава краткосрочных активов выделяются дебиторская задолженность – 21,3 % и готовая продукция – 10,5 % от общей стоимости активов.

Следует отметить снижение удельного веса готовой продукции в структуре баланса за два года на 20,5 п.п. при росте доли дебиторской задолженности – до 20,9 п.п.

Рост стоимости активов предприятия за два года составил 136,1 %.

Аналогичный анализ проведем и среди источников средств предприятия.

 

Таблица 2.14 – Состав и структура источников приобретения средств

Источники приобретения имущества и средств предприятия

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г.

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

%

п.п.

Собственный капитал

22752

34,5

35387

42,5

42443

47,3

186,5

12,8

Долгосрочные обязательства

5856

8,9

5028

6,0

5028

5,6

85,9

-3,3

Краткосрочные обязательства, в т.ч.:

37306

56,6

42903

51,5

42207

47,1

113,1

-9,5

краткосрочные кредиты и займы

6708

10,2

4275

5,1

2335

2,6

34,8

-7,6

кредиторская задолженность, доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей

30598

46,4

38628

46,4

39872

44,5

130,3

-2,0

Баланс

65914

100

83318

100

89678

100

136,1

0,0

Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии