Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........
ABC-анализ − один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами является первоначальный анализ, правило 80/20 и принцип Парето. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно: А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными: с одной стороны, количество позиций реализуемых товаров; с другой — объем продаж, затраты, доход и т. п. [3, с. 160].
В нашем случае применения ABC-анализ базируется на предвидении того, что незначительная часть ассортимента товара составляет значительную часть товарооборота. При проведении указанного анализа реализованную фирмой за год продукцию распределяют в порядке уменьшения ее стоимости и рассчитывают удельный вес реализации каждой ассортиментной позиции.
В целях выработки предложений по оптимизации товарного ассортимента производимой продукции на предприятии рекомендуется использовать анализ с использованием матрицы Бостон консалтинг групп.
Матрица Бостон консалтинг групп (БКГ) (рисунок 1) содержит четыре квадранта в координатах скорость роста отрасли − относительная доля рынка, контролируемая фирмой. Каждая стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) определяется кругом (прямоугольником) в этих координатах, причем площадь круга (прямоугольника) представляет объем продаж СЗХ или относительную долю СЗХ в продажах всей фирмы. Относительная доля рынка определяется как отношение объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих на этом рынке. Видно, что при помощи матрицы БКГ СЗХ фирмы группируются в четыре зоны. Рассмотрим каждую из них.
Дикая кошка. Быстрый рост рынка делает эти СЗХ привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопросы, удастся ли реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал в СЗХ, расположенные в этом квадранте.
Темпы роста рынка |
Низкий Высокий |
«Дикая кошка» |
«Звезды» |
«Собаки»
|
«Дойные коровы» | ||
Малая | |||
Относительная доля |
Рисунок 1 - Матрица БКГ для предприятия
БКГ утверждает, что имеются две наилучшие возможности действий в этой ситуации [3, с.162]:
− агрессивная стратегия роста для реализации возможностей быстрого роста;
− «раздевание» в случае, если стоимости усиления позиций на рынке при агрессивной стратегии роста перевесят потенциальные выгоды и финансовый риск.
Следование стратегии быстрого роста всегда предпочтительнее, если СЗХ характеризуются эффектом снижения издержек производства за счет его масштаба.
При этом увеличение контролируемой доли рынка позволяет занять позицию конкуренции по более низкой стоимости и далее опять увеличить контролируемую долю рынка. Таким образом, корпоративная стратегия предписывает для СЗХ, находящихся в этом квадранте бизнеса: «раздевать» наиболее слабые и не имеющие шансов выбиться в лидеры за счет масштабов производства СЗХ и инвестировать в привлекательные СЗХ с целью превращения их в «звезды».
«Звезды». Это, конечно, самая лучшая позиция для бизнеса. Но «звезды» обычно требуют больших инвестиций для поддержки экспансии продукции и увеличения производственных мощностей. Но они также могут генерировать свои собственные внутренние потоки инвестиций вследствие преимуществ низких издержек при больших масштабах производства. Те СЗХ в этой области, которые долго существуют и приближаются к зрелости, поддерживают сами себя, а юные СЗХ часто требуют существенных инвестиций.
«Дойные коровы». Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, и потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.
Многие из сегодняшних «дойных коров» вчера были «звездами». Они должны «доиться» для выплаты дивидендов корпорацией и для финансирования новых предприятий: юных «звезд» и «диких кошек» с целью их превращения в «звезды».
Слабые «дойные коровы» становятся кандидатами для «раздевания», если в отрасли, достигшей зрелости, создаются неблагоприятные конкурентные условия.
«Собаки». Это наименее привлекательный сектор вследствие не передовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти СЗХ, как правило, кандидаты к ликвидации.
Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЗХ фирмы, позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты.
Проблема насыщения ассортимента требует принятия решений о целесообразности добавления новых изделий.
Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии