Совершенствования ассортиментной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.
Задачи работы:
− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;
характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;
− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;
выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7
1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7
1.2 Товарная политика................................................................................................9
1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16
1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19
1.5 Управленческие решения в области ассортиментной политики..................24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30
2.2 Наличие и использование ресурсов...................................................................33
2.3 Анализ производственной деятельности..........................................................36
2.4 Анализ финансового состояния........................................................................39
2.5 Организация снабженческой деятельности......................................................42
2.6 Организация сбыта готовой продукции............................................................45
2.7 Анализ маркетинговой деятельности................................................................50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55
3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55
3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63
4.1 Совершенствование ассортимента продукции с использованием
анализа матрицы БКГ................................................................................................63
4.2 Повышение эффективности ассортиментной политики предприятия
с использованием маржинального анализа.............................................................65
4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки
продукции………………………………………………………………………….69
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73
5.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии............................................73
5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для
кабинета по охране труда...................................................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........

Файлы: 1 файл

Диплом Ассортиментная политика БКЗ(1).docx

— 1.55 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

                   ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................7

1.1 Комплекс маркетинга............................................................................................7

1.2 Товарная политика................................................................................................9

1.3 Ассортиментная политика.................................................................................16

1.4 Методы анализа ассортимента...........................................................................19

1.5 Управленческие решения  в области ассортиментной политики..................24

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                   ОАО «БОРИСОВСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»...........................30

2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления ОАО «Борисовский консервный завод»...........................................................................30

2.2 Наличие и использование  ресурсов...................................................................33

2.3 Анализ производственной  деятельности..........................................................36

2.4 Анализ финансового  состояния........................................................................39

2.5 Организация снабженческой  деятельности......................................................42

2.6 Организация сбыта готовой  продукции............................................................45

2.7 Анализ маркетинговой  деятельности................................................................50

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....55

3.1 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции........................55

3.2 ABC-XYZ анализ ассортимента продукции.....................................................59

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

                 АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ......................................................63

4.1 Совершенствование ассортимента  продукции с использованием

анализа матрицы БКГ................................................................................................63

4.2 Повышение эффективности  ассортиментной политики предприятия

с использованием маржинального анализа.............................................................65

4.3 Экономическое обоснование проекта по совершенствованию упаковки

продукции………………………………………………………………………….69

ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА....................................................................................73

5.1 Анализ состояния охраны  труда на предприятии............................................73

5.2 Подобрать помещение, оборудование и наглядные пособия для

      кабинета  по охране труда...................................................................................77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................84

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................86

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей .выявление и превращение покупательской способности потребителя в реальный спрос на определенные виды товара и полное удовлетворение этого спроса, а также получение намеченных фирмой прибылей. Важнейшими функциями маркетинга являются изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование товаров.

По мере того, как в развитых странах происходит сдвиг от среды предложения к среде спроса, значение маркетинга возрастало. На протяжении всей своей истории мировая торговля характеризовалась недостаточным предложением. Сегодня все изменилось. Экономика развитых стран характеризуется избыточным предложением. Центральной проблемой стало привлечение покупателей, а не удовлетворение спроса. Потребитель избалован широким выбором товаров. Учитывая сложившуюся ситуацию, в настоящее время для входа на рынок розничной торговли продовольственными товарами нет существенных барьеров, поэтому на этом рынке присутствует достаточно большое количество независимых фирм, производящих однородные услуги. Ценовую конкуренцию сопровождает неценовая конкуренция, основанная на качестве продуктов или услуг, рекламе, условиях продажи.

Управление ассортиментом и его планирование одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях развития рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий определяется в большей степени способностью товарного ассортимента предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на количественном и качественном уровнях. Однако, как показывает практика, выбор структуры выпускаемой продукции на отечественных предприятиях осуществляется без достаточного обоснования, а скорее по инерции, в результате чего снижается эффективность деятельности предприятия на рынке.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Этим и объясняется важность и актуальность темы настоящей работы.

Объектом исследования в работе выступает – ОАО «Борисовский консервный завод», а предметом – система отношений на предприятии, возникающих в процессе формирования ассортимента производимых товаров.

Цель работы – на основе анализа структуры и ассортимента продукции выявить резервы и показать пути совершенствования ассортиментной политики на предприятии.

Задачи работы:

− раскрыть теоретические основы ассортиментной политики на предприятии;

  • характеризовать организацию и проанализировать основные показатели ее деятельности;
  • характеризовать маркетинговую деятельность предприятия;

− провести анализ формирования ассортимента продукции на предприятии;

  • выявить резервы роста реализации продукции на основе оптимизации ассортимента и структуры продукции;

  • - характеризовать организацию охраны труда на предприятии.

Вопросы анализа ассортимента и структуры продукции освещены в трудах таких ученых как Г.В. Савицкая, В.Л. Бакадоров, Т.Б. Бердникова и др.

В ходе написания работы использованы такие методы как сравнение, матрица БКГ, АВС-анализ, XYZ-анализ.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Комплекс маркетинга

 

Комплекс маркетинга - это одно из основных понятий современной системы управления на предприятии. Понятие «комплекс маркетинга» различные авторы определяют по-разному, но сущность у всех одна и та же.

По мнению Ф. Котлера комплекс маркетинга - это набор допускающих контроль переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка [12, с. 85].

А Голубков Е.П. определяет комплекс маркетинга как совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство организации старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов [5, с.47].

Таким образом, комплекс маркетинга (marketing mix) представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на её изменения. Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.

В настоящее время знание маркетинга только узким кругом специалистов (отдел, группа маркетинга) на фирме становится недостаточным. Необходимо, чтобы маркетинг как философия предпринимательства, как концепция бизнеса овладел и руководил всеми работниками, функциями и отделами организации. Маркетинг, превращаясь в склад ума, пронизывая деятельность каждого работника от клерка до высшего руководителя, создаёт предпосылки и условия эффективного предпринимательства. Однако и этого ещё недостаточно. Необходим ещё и инструментарий, то есть совокупность способов, методов, с помощью которых можно было бы воздействовать на покупателей и субъекты системы маркетинга для достижения поставленных целей.

Таким инструментарием является маркетинг- микс, комплекс маркетинга, который впервые ввёл в теорию маркетинга (1964) профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса. Однако, "рецептный подход" при исседовании затрат на маркетинг был предложен ранее - в 1948 году Д. Каллитоном, который определил продавца как «составителя маркетинговой программы из ингредиентов» в процессе планирования различных средств конкуренции и как менеджера, объединяющего эти ингредиенты в комплекс маркетинга.

В системе подготовки маркетологов комплекс маркетинга был назван методом (моделью) «4Р»: товар; цена; распределение; продвижение. В настоящее время в развитых странах в рыночной ориентацией экономики концепция маркетинга-микса («4Р») считается ограниченной, хотя и включает элементы и функции, которые существенны и являются составными частями маркетинговой деятельности. Делались попытки ввести в структуру маркетинга- микса дополнительные элементы, например, люди («people»). В 1986 году Ф. Котлер добавил паблик рилейшнз («public relations») и политику («politics»), тем самым, расширив модель «4Р» в «6Р». В маркетинге услуг, например в банковской деятельности, исследователи обнаружили «7Р». Однако все эти модели представляют собой упрощение первоначальной концепции Н. Бордена, который рассматривал 12 элементов комплекса маркетинга. Эти элементы он представлял как направляющие линии в маркетинге. Генроос (1989) показал, что маркетинг- микс и его модель «4Р» представляют собой определения маркетинга, ориентированное на товар, а не на рынок: «Определять маркетинг в соответствии с подходом разработки комплекса маркетинга - это всё равно что использовать в качестве определения список составляющих. Такой способ определения никогда нельзя считать обоснованным». Особенно в маркетинге услуг и промышленном маркетинге модель «4Р» часто не охватывает все ресурсы, виды деятельности и процессы, которые имеют место во взаимоотношениях фирмы с покупателями на разных стадиях жизненного цикла товара [20, с. 255].

Профессор Г. Л. Багиев акцентирует внимание на важнейших элементах, формирующих комплекс маркетинга и определяющих товарную политику фирмы: дизайн, проектирование или разработка продукта, его оформление, качество, упаковка, именная политика, обслуживание покупателей, политика гарантийного обслуживания, диверсификация товара, вариация товара, ассортиментная политика и т. д. [2, с.158].

Главная цель разработки комплекса маркетинга- обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга- это оперативная деятельность, каждая составляющая которой- результат глубокого экономического анализа и скурпулёзных экономических расчётов нередко на основе экономико- математических методов.Добавим к этому и немаловажную роль опыта к маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из пяти "Р". Однако товар и товарная политика (product mix) практически всегда оказывают влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга.

Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики на предприятии