Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию товарной политики фитнес-клуба «Юность» на рынке фитнес-услуг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить основные теоретические аспекты по товарной политики и маркетинговой деятельности;
2. проанализировать маркетинговую деятельность фитнес-клуба «Юность»;
Введение
Раздел 1
Маректинговая политика
Товарная политика предприятия
Организация маркетинговых исследований
Выводы по разделу 1
Раздел 2
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Исследование маркетинговой деятельности для предприятия ООО «Юность»
2.2.2 Выбор целевого сегмента рынка
2.2.3 Исследование товарной политики
2.2.4 Исследование вопросов ценовой политики
2.2.7 Конкурентная оценка предприятия
2.2.8 Разработка плана практических мероприятий по совершенствованию товарной политики
Выводы по разделу 2
Заключение
Список литературы
Все указанные составляющие имеют важное значение для достижения конкурентных преимуществ, но их реализация возможна лишь при адекватном восприятии сервисных продуктов целевыми потребителями, согласно имеющимся ожиданиям. В идеале эти ожидания должны предвосхищаться и вызывать потребительское удовлетворение.
С точки зрения теории маркетинга услуги, как и любой другой товар, в своем внешнем проявлении выступают в качестве результирующей реакции компаний и учреждений, исповедующих маркетинговый подход в организации своей деятельности на сложившуюся или прогнозируемую ситуацию на рынке. На адекватность этой ситуационной реакции влияет множество факторов, начиная с методологических основ и методического аппарата, применяемых фирмами для анализа рыночных ситуаций, и заканчивая оценкой и использованием имеющегося потенциала (производственного, финансового, трудового и др.), позволяющего проводить ту или иную корпоративную политику. Отметим, что формула «спрос рождает предложение» здесь в полной мере отражает существо вопроса для всех товаров, включая, конечно, и услуги. При этом маркетологи неизменно подчеркивают не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможности удовлетворения потребностей покупателей вследствие его приобретения, использования и потребления.
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть их нынешних продаж и прибылей приходится на товары, которых они еще какие-нибудь пять лет назад или не производили вообще, или не продавали.
Компаниям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это всего лишь неумение мысленно увидеть будущее того дела, которым они занимаются, и осознать свои сильные стороны. Ведь в действительности перед любой компанией открыто множество рыночных перспектив.
Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условии позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей.
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Отправная
точка маркетинговой
Исследование рынка вовсе не должно стоить тысяч долларов. Конечно, если эти тысячи у вас лишние, вы можете углубиться в более специальные вопросы. Но когда таких денег нет, можно ограничиться тем, что в Америке метко именуют "допросом тещи" (mother-in-law research). Это не научное исследование в строгом смысле слова. Оно даже не является репрезентативной выборкой. Но его результаты помогут вам убедиться, что ваше решение о позиции фирмы, продаваемом продукте, выборе места продажи и назначении цены верно.
Способы
проведения такого исследования различны:
опрос по телефону, раздача анкет,
маркетинговый тест или группы обсуждения.
Раздел
2
2.1
Краткая характеристика
организации
Фитнес-клуб «Юность» был основан в 2003г. Он находится по адресу: Окский проспект, д.15.
Набор услуг фитнес-центра «Юность» можно разделить на тренировочные программы с более или менее широким ассортиментом и так называемые внутренние (сопутствующие) услуг:
-
групповые программы: степ-
- силовой тренинг, персональный тренинг - занятия в тренажерном зале и не только, индивидуальные занятия с тренером;
- реабилитационные программы;
- программы для пожилых;
- солярий;
- массаж;
- консультации диетолога и др.
Стандартная клубная карта включает в себя неограниченное время посещений и занятия в спортивных секциях по выбору. За дополнительные услуги придется платить отдельно – так, солярий обойдется в 20 рублей за минуту, массаж – от 500 рублей в час, персональный тренер – 400 в час.
Для занятий клиенту нужна специальная спортивная одежда. Необходимым атрибутом клуба является "хорошая" музыка.
В качестве
потенциальных потребителей предоставляемых
клубом услуг выступает все население
города Коломна в возрасте от 20 до 45 лет,
которые имеют доход свыше 300 $ в месяц.
2.2
Исследование маркетинговой
деятельности для
предприятия ООО
«Юность»
2.2.1 Выбор целевого сегмента рынка
Фитнес-индустрия сегодня во всем мире переживает бум. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми. В 2007 году доход мировой фитнес-индустрии достиг 39,1 млрд. долларов, а число приверженцев здорового образа жизни более 85 млн. человек. Наиболее активными спортсменами являются американцы, канадцы и норвежцы, в России уровень спортивной активности жителей довольно низок. Так, в США, которые являются мировым лидером в данной области, доля населения, занимающегося физической культурой, составляет 40%, в России - около 15%.
Несмотря
на относительно небольшое число
россиян, пользующихся фитнес-услугами,
темпы роста отечественного рынка
фитнес-индустрии достаточно высоки.
Основными факторами роста
Слово "фитнес" существует без перевода во всех языках мира. Этот термин произошел от английского глагола to be fit - быть в форме и понимается как «здоровый образ жизни». Фитнес - это сбалансированное состояние оптимальных уровней силы, гибкости, контроля за весом тела, сердечно-сосудистых возможностей, позитивного физического и психического настроения, что позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска и развить потенциальные физические способности. Фитнес - это образ жизни, здоровый, активный, красивый и обаятельный стиль, непременно ассоциирующийся с успехом в жизни и молодостью. Фитнес в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания и спорта, которая предусматривает переориентацию отрасли на решение приоритетной проблемы - создание условий для удовлетворения потребностей каждого гражданина за своё здоровье, воспитание социальной ориентации на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний. Это требует кардинального изменения существующей системы физического воспитания.
На основании полученных данных на коломенском рынке работают около 10 клубов, однако в исследовании допускается, что их количество может быть больше, если считать и заведения площадью менее 100 кв. м. Анализ рынка фитнес-центров Коломны показал, что почти половина спортивных учреждений позиционируются как фитнес-центры, кроме этого, на рынке присутствуют и такие формы, как фитнес-клубы, фитнес-студии, спорт-клубы, спорт-центры, спортивно-развлекательные и спортивно-оздоровительные клубы и другие.
Ситуация
на рынке фитнес-услуг в крупных
городах и в регионах различна.
В Москве рынок достаточно хорошо
сегментирован – там
На рынке фитнес-услуг г.Коломна можно выделить три сегмента в зависимости от цены услуги за месяц: нижний, средний и премиум (таблица 1).
Таблица 1. Ценовые сегменты рынка фитнес-услуг
Ценовой сегмент | Стоимость занятий в месяц (в у.е.) | Насыщенность рынка, % |
Верхний | более 200 | 10-15 |
Средний | 80-150 | 50-60 |
Нижний | 30-70 | 70-80 |
Первые фитнес-клубы, которые появлялись в Коломне, относились к премиум- сегменту. Так первой была сформирована ниша «премиум», что объясняется более высоким уровнем доходности, чем работа в классе «масс-маркет». Однако в связи со стремительным развитием, в этом сегменте развернулась жесткая конкуренция, которая стимулирует клубы к использованию различных маркетинговых ходов, таких как, например разработка уникальных программ тренировок или проведение занятий на эксклюзивном оборудовании.
Освоение ниши среднего и эконом-класса началось после насыщения этой части рынка и даже сейчас идет достаточно медленно. Пока сегмент клубов для среднего класса остается незаполненным, степень его насыщения равна 50-60%, а эластичность и емкость сегмента довольно высокая. Сейчас в этом секторе рынка идет основная конкурентная борьба за клиента. Эксперты считают, что наибольшие возможности для расширения бизнеса дает именно средняя ценовая ниша. Фитнес-клуб «юность» относится к ниши среднего класса.
В
нижнем сегменте уровень культуры фитнеса
и спорта невысок, это так называемые
«качалки», однако этот сегмент уже
начал расти и его емкость
сейчас превысила 70 – 80%. В настоящее
время конкуренция здесь
Согласно результатам исследований, спрос на здоровый и активный образ жизни растет в регионах. Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо невысокой платежеспособности населения является непонимание потенциальными клиентами важности спорта в их жизни. Однако постепенно фитнес-индустрия приходит в регионы и завоевывает популярность. По оценкам специалистов, в ближайшие годы основной рост будет обеспечиваться за счет регионов, темпы роста столичного рынка будут невысокими.
Для выбора целевых сегментов необходимо оценить степень их привлекательности и решить, на сколько сегментов должен ориентироваться фитнес-клуб «Юность».
Чтобы выдти только на те сегменты рынка, где фитнес-клуб «Юность» сможет предложить услуги, превосходящие те, что предлагают конкуренты, и где наверняка сможет добиться превосходства было проведено маркетинговое исследование на тему «Потребительские предпочтения на рынке фитнес-услуг».
В целом исследование включало следующие инструменты:
• наблюдение;
• анкетирование;
• экспликативные методы (вопросник, беседа, социометрия);
Для комплексного проведения исследования были разработаны анкеты с учетом
особенностей
соответствующей категории
Дополнительные сведения были получены в ходе проведения ряда интервью и