Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей…………………………………..23
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга……………………………..32
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40
3.3 Экономическое обоснование предложений………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………..
Товарно-отраслевой принцип - размещение в пределах отделов изделий, принадлежащих к одной товарной группе, например: обувь.
Комплексный принцип - подбор на одном этаже товаров разных групп для определенной категории покупателей, например: товары для детей. Исследования показали, что в магазинах, где ассортимент сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв.м в среднем на 12% выше, а покупатели тратят на выбор времени на 17% меньше.
Основные товары (за которыми покупатель специально приходит в магазин) размещают таким образом, чтобы покупатель, приобретая их, имел возможность по пути ознакомиться с другими товарами. Сопутствующие товары располагают рядом с основными, товары импульсного спроса располагают у входа, в местах наиболее интенсивных покупательских потоков, у касс, на торговом оборудовании на уровне глаз покупателей.
Практика показывает, что до 60% всех покупок товаров не планируется заранее, в 70% случаев решение о выборе в пользу той или иной торговой марки принимается у точки продажи.
Точка продажи -
место в торговом зале, где потребитель
может увидеть и принять решение о выборе
и покупке товаров. Например, охлаждаемая
секция, дисплей, стеллаж.
Основная точка продажи - единственное
место в торговом зале, где представлен
весь ассортимент данной группы товаров.
Например, охлаждаемая секция.
Дополнительная точка продажи - находится
отдельно от основной точки продажи, на
ней располагаются только самые продаваемые
группы товаров. При этом продукция не
выносится из основной точки, а дублируется
на дополнительной. Основная цель - увеличение
вероятности покупки товаров.
Приоритетное место расположения в магазине - внешний периметр торгового зала справа по ходу движения покупателей, зона кассы. Это место, где совершается 80% всех покупок.
Приоритетное место на точке продажи - это место, на которое покупатель обращает внимание в первую очередь:
Традиционное действие потребителя - товар, место его приобретения превращаются в привычку.
В модели традиционного
действия небольшие колебания цен
могут совершенно игнорироваться: сила
привычки оказывается сильнее
Стратегия многих
западных торговых фирм направлена на
выработку у покупателей
Аналогичным образом покупатели привязываются к определенной марке товара: при каждой покупке получают купон, накопление которых дает право на скидки или бесплатное приобретение. Человек, которого удалось втянуть в такую игру, уже не способен рационально оценивать качество товара и сравнивать цены, он, как коллекционер, одержим погоней за комплектом купонов.
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей
Услуга передается покупателю через действия, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга - это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуги покупателю необходимо выполнить определенные действия или операции. Любые операции или действия обладают такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки характеризуют процессы. Следовательно, суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций. Причем услуга может содержать одну или несколько операций.
Товары можно увидеть до их покупки, потрогать, почувствовать запах или измерить и упаковать. Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных и качества услуг. Услуга в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось , что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги . Всё остальное забота самого покупателя. Сегодня характер и количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры торгового обслуживания.
Сущность
потребительских услуг
В крупном
универмаге покупателю предоставляется
до пятидесяти различных услуг. Специалисты
могут дать консультацию о правилах
и порядке пользования
Услуга рождалась в нашей стране в торговле стихийно. Администрация каждого магазина самостоятельно решала, сколько видов услуг предоставить покупателю, каков должен быть их объем.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.
Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению задач:
В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота. Оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения. В настоящее время большинство населения отличается низкой покупательской способностью, поэтому даже часть традиционных услуг не находит применения в торговле. Вместе с тем эта сфера деятельности начала активизироваться в магазинах и на предприятиях питания, обслуживающих в основном население с высокими доходами. /10, с.35/
Безусловно,
качество торгового обслуживания в
значительной степени определяется
количеством и качеством
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относятся услуги, непосредственно связанные с продажей товаров – консультации продавцов и специалистов, рекламная информация и т. д.
Другие услуги,
предоставление которых для магазина
связаны с дополнительными
Можно организовать для привлечения покупателей услугу – продажа товара по заказу. Перечень товаров, реализуемых по заказам, должен быть вывешен в магазине. Заказы могут быть приняты непосредственно в магазине, по телефону или по месту работы покупателя и оформлены на специальном бланке. Покупатель или получает товар в самом магазине, или он доставляется ему на дом.
Так же, покупателям,
в магазинах могут
Таким образом,
прогрессивные явления в
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»
2.1 Общая характеристика
Объект исследования – супермаркет «Тихоокеанский», расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Некрасовская 29, входит в сеть торгового предприятия ЗАО «Тихоокеанская Торгово-Производственная Компания».
«Тихоокеанская Торгово-Производственная Компания» - одно из крупнейших предприятий розничной торговли для жителей г.Владивостока и Приморского края.
В 1958 году на основе конторы «Гастроном» был создан 2-й Владивостокский Горпищеторг – одно из самых больших предприятий торговли г. Владивостока. 25 января 1992 года на базе 2-го Горпищеторга было зарегистрировано ТОО «Тихоокеанская торгово-производственная компания», которое в свою очередь в июле 1998 года реорганизовано путем преобразования в ЗАО «Тихоокеанская Торгово-Производственная Компания».
В структуре компании находится большая сеть продовольственных магазинов оснащенных новым, современным торгово-технологическим, расчетно-кассовым оборудованием, автотранспортное предприятие, ремонтно-строительная группа, современная сеть и железнодорожные пути.
ЗАО «ТТПК» одно из немногих в розничном секторе Владивостока внедривших систему - автоматизации Управления предприятия розничной торговли. Вся бухгалтерская отчетность осуществляется в строгом соответствии с требованиями Российского Законодательства.
Клиентам предлагается более 30 000 наименований продуктов и сопутствующих товаров.
Для удобства покупателей создан клуб «Тихоокеанский» где всем членам клуба предоставляется скидка в магазинах Компании. А так как в настоящий момент в клуб входит более 10 партнеров, то члены клуба смогут получить скидку от 3 до 10% в любом магазине партнёра.
Компания наряду с основной деятельностью развивает активные формы торговли (промоушены, дегустации, конкурсы, лотереи, выездная торговля и т.д.). Постоянно проводится работа по укреплению имиджа Компании.
Наряду с розничной торговлей, Компания предоставляет арендные площади для размещения в своем магазине, аптечных киосков, салонов мобильной связи, фотомастерских и других предприятий.
Постоянно происходит увеличение доли российских и местных производителей продуктов питания в ассортименте магазинов.
Среди местных производителей – наиболее и хорошо себя зарекомендовавшие фирмы: ОАО "Артемовский гормолокозавод", ОАО Владивостокский филиал "Вимм Билль Данн", ОАО "Уссурийский Бальзам", OOO ТД "Арго-1", ОАО "Владхлеб", ЗАО "Родстор", ООО "КАП, ЗАО "Мясной двор" и др.
Компания осуществляет активную благотворительную деятельность, традиционно принимает участие в программах адресной помощи детским домам, ветеранам ВОВ, ветеранам труда.
Во всех магазинах компании работают банкоматы по обналичиванию денег, установлены банк - терминалы по обслуживанию держателей карт «Золотая корона», «Виза».
Более 50 лет успешной работы Компании на рынке г. Владивостока – дают все основания с уверенностью смотреть в будущее, занимая достойное место среди предприятий торговли г. Владивостока.
2.2 Анализ микрорынка
В черте города Владивостока, в районе остановки «Гостинки» расположился супермаркет «Тихоокеанский», ул. Некрасовская 29, площадь которого составляет примерно 300 кв. метров, средний товарный чек магазина равен 200 - 400 рублей. Ассортимент товаров около 2000-3000 позиций. Супермаркет находится в отдельном от жилых домов здании торгового центра «Тихоокеанский», и в 2 минутах от остановки общественного транспорта. В данном супермаркете продаются продовольственные товары, товары кратковременного пользования и повседневного спроса. Режим работы супермаркета с понедельника по воскресенье с 8 до 23.00
На рисунке 5 показаны три зоны концентрации потенциальных покупателей «Тихоокеанский», это первичная, вторичная и третичная торговая зона, по их значимости исходя от удаленности от магазина.
Рисунок 5 – Зоны концентрации потенциальных покупателей
Конкуренты: