Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей…………………………………..23
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга……………………………..32
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40
3.3 Экономическое обоснование предложений………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………..
Рисунок 7 – Торговое оборудование
Торговое оборудование:
Неохлаждаемое торговое оборудование: стеллажи.
Используются односторонние стеллажи (полки с одной стороны). Встречаются следующие виды размещения стеллажей:
- по два посреди
зала (вплотную стоят друг к
другу, полки обращены в
- размещение
стеллажей по периметру (
В зале встречаются разные виды стеллажей:
- большая часть
стеллажей изготовлена из
- деревянные стеллажи (для хлеба, для упакованных сухофруктов, для вина);
- застеклённые стеллажи для элитного вина.
Стеллажи отличаются так же друг от друга большим спектром аксессуаров (крючки, подпорки, корзины и т.п.).
Рассмотрим более подробно те стеллажи, которые составляют примерно 80% процентов всего торгового оборудования. Они имеют следующие характеристики:
- металлические;
- цвет стеллажа – светло-серый;
- цвет ценникодержателей - красный (один из фирменных цветов);
- количество полок 6-7;
- нижняя полка
расположена от пола на
- верхняя полка
находится примерно на 20 см. выше
уровня глаз
- наиболее «бросается в глаза» тот товар, который располагается на 2-4 полках (сверху).
Холодильное оборудование.
Используются следующие виды холодильного оборудования:
- охлаждаемые витрины (витрины гастронома – мясо, колбаса, сыр, рыба, торты);
- холодильные
горки (колбасный и рыбный
- холодильные
шкафы (прохладительные
- бонеты (замороженная рыба, субпродукты, пельмени, замороженные овощи, ягоды, мороженое и т.д.).
При планировке зала и выборе оборудования необходимо, прежде всего, учитывать потребность человека в безопасности. Планировка зала должна быть в меру запутана (вызывать ориентировочный рефлекс, формировать поисковую деятельность) и не должна вызывать дискомфорта от бесконечных однотипных проходов и стеллажей. Т.е. планировка должна быть интересной, прохождение магазина должно вызывать у покупателя определённый азарт (как в компьютерной игре «бродилка»). Однако важно не переборщить с разнообразными петлями, изгибами торгового зала, т.к. это может вызвать раздражение (от неуверенности в новой обстановке, от ощущения потери времени) и даже страх.
Рисунок 8 – Стеллажи
Атмосфера магазина
– это совокупность внешних факторов
торгового предприятия, оказывающих
определенное влияние на сенсорные
рецепторы и формирующих
Общее впечатление:
– яркость (в хорошем смысле). В зале на преобладающем светлом фоне (стены, оборудование, пол, потолок) – разнообразие цветов товара. Появляется чувство, что ты находишься на празднике.
- освещение. Общее освещение: в подвесные потолки встроены светильники с люминесцентными лампами, создающими мягкое, неяркое освещение. Освещение равномерное, нет затенённых участков. Значительная часть оборудования освещается дополнительно.
- цвет. Цвет как один из факторов атмосферы магазина используется для решения следующих задач:
- улучшение имиджа магазина;
- создание
определенного настроения у
- регулирование
активности познавательных
В торговом зале преобладающими цветами являются:
- белый и
очень светлые оттенки серого
(эти цвета имеют пол, потолок,
Белый цвет – цвет чистоты и порядка. Потолок светлого (почти белого цвета) дает ощущение света и лёгкости. Светлые стены делают помещение более просторным. По мнению специалистов светлый пол вызывает желание ускорять шаг (не совсем ясно является ли это положительным или отрицательным моментом для объема продаж).
Довольно часто повторяются красный и белые цвета(это фирменные цвета и цвет многих товаров). Интересно, что в магазине сочетаются именно возбуждающие и успокаивающие тона, возможно, это даёт некоторый психологический баланс.
Красные тона
воспринимаются покупателями как символ
современных магазинов и
Теплые красные тона повышают кровяное давление, частоту дыхания и другие физиологические показатели, внешне это проявляется в повышении активности внимания. А значит покупатель сможет заметить и выбрать больше товара, а значит и купить.
- музыка. Используется звуковое сопровождение: разнообразная музыка (русские и иностранные исполнители, медленная и быстрая) и объявления (касаются мероприятий, проводимых магазином).
- запахи. Данные наблюдений показали, что специально этот элемент не используется. Но запахи в магазине всё же есть: это запах от выпекания пончиков и запах от продукции горячей линии.
- температура – комфортная.
- чистота – на должном уровне.
3 Пути совершенствования
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия
Маркетолог предприятия должен изучать глубинные факторы, которые влияют на процесс совершения покупок и выбора супермаркета «Тихоокеанкский», изучение лояльности к бренду. А для этого нужно применять методы маркетингового исследования, заимствованные из социальной психологии: проективные методы, фокус группы, глубинные интервью.
Таким образом, руководству супермаркета «Тихоокеанский», на основе результатов исследования и предложенных рекомендаций, можно предложить следующее:
Разработать рекламную кампанию, основной целью которой является - создание у потенциальных покупателей (жителей города и района) устойчивого образа супермаркета, как «Магазина для всей семьи»; формирование покупательских предпочтений в сторону отхода от рынков к цивилизованным формам торговли.
Учитывая социально- демографический портрет потребителя супермаркета в рекламной кампании использовать такие средства распространения рекламы как: Телевидение («Первый», «РТР»); Радио («Европа+»); наружная реклама в различных районах города.
Распространение собственного печатного издания тиражом 20 000 экземпляров как внутри супермаркета (5 000 экз.), так и адресная рассылка (15 000 экз.).
Разработать рекламные, стимулирующие акции. Создавать дополнительные условия для потребителей супермаркета, места для отдыха в холле здания; возможность приобретения прохладительных напитков на первом этаже; размещены дополнительные указатели для более легкой ориентации в торговом зале.
Расширять ассортимент за счет наиболее популярных групп товаров: посуда, хозяйственные товары и бытовая химия, товары для дома.
Расширять ассортимент за счет товаров для детей (игрушки, товары для дома, канцелярские товары).
3.2 Разработка рекомендаций по
совершенствованию системы
Комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, называется мерчендайзингом. Целью мерчендайзинга всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Мерчендайзинг розничного предприятия должен учитывать интересы нескольких поставщиков одного типа товара, но разных торговых марок. Такой товар располагается в одном месте торгового стеллажа. Задача состоит в том, чтобы правильно разместить все торговые марки с учетом размера упаковки, типа упаковки, качества товара и т.д. Необходимо уделять внимание тому, чтобы полки и секции были всегда заполнены товаром с ненарушенной упаковкой.
Все торговое оборудование, особенно места, где расположен товар, были чистыми, без следов от товара и пыли.
Ценники должны быть хорошо заметны с расстояния, на котором обычно находится покупатель по отношению к товару.
Работа по мерчендайзингу проводится специально подготовленным персоналом, знающим принципы размещения различных типов товаров в торговом зале и на торговых стеллажах, стойках, контейнерах.
Производители
могут получить конкурентное преимущество
на месте продаж за счет ассортимента,
новых товаров и рекламы товара
в магазине. Поэтому задачи производителей
при решении проблемы продаж через
магазины сводятся к составлению
полного сбалансированного
Освещение магазинов
должно быть с хорошей цветопередачей,
чтобы этикетки смотрелись ярко. Следует
размещать рекламу для
Необходимо определить, как потребитель принимает решение при выборе магазина. По какой схеме он действует. По какой схеме действуют постоянные клиенты. Необходимо изучать маршрут движения внутри магазина, уровень зрительного восприятия выложенных товаров и т.д., на которых основываются принципы мерчандайзинга, для этого можно использовать, например, скрытые методы видеонаблюдения, которые уже применяются в крупных городах специализированными маркетинговыми фирмами при проведении экспертизы магазина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенного
исследования были разработаны
следующие рекомендации по формированию
и использованию комплекса
1. При формировании ассортимента необходимо провести исследования в области событийного маркетинга для получения информации о том, какие продукты питания предпочитают приобретать на тот или иной праздник, для расширенной рекламы и обеспечения предложения этих продуктов до и во время праздников. Это поможет понять культуру потребления и выявить долгосрочные и сезонные тенденции.
2. Включить в ассортимент предлагаемых супермаркетом услуг: услуги по круглосуточной доставке продуктов питания с использованием телефонной связи или Интернет-магазина, внедрить систему дисконтных карт. Все это позволит завоевать новые сегменты покупателей (с высоким уровнем доходов).
3. Необходимо разрабатывать
и проводить специальные
программы по подготовке торгового
персонала, непосредственно
контактирующего с
4. В качестве базового
5. В каждой ассортиментной группе
товаров супермаркета необходимо
определить базовый продукт,
который удовлетворяет
6. Для формирования ассортимента и выявления причин малой товарооборчиваемости некоторых ассортиментных групп (переработанные плоды и овощи, консервированные грибы, сыры) проводить мероприятия, в ходе которых данные продукты будут дегустироваться покупателями, а организаторы будут наблюдать за дальнейшим их поведением или опрашивать покупателей, выявляя удовлетворенность или неудовлетворенность тем или иным продуктом.
7. Ассортиментные группы - молочные, мясные, вкусовые, зерномучные товары - необходимо диверсифицировать, то есть расширять их ассортимент, предлагая новые виды, разновидности, новинки, так как данные продукты наиболее потребляемы и востребованы.
8. По товарным группам, имеющим
малую оборачиваемость (овощи,
фрукты, детское питание,
переработанные плоды и
овощи, грибы), необходимо тщательно
проанализировать
9. Для формирования престижности и имиджа в глазах покупателей иметь в продаже различного рода деликатесы (икра, консервированные морепродукты, различные экзотические соусы), редкие виды продуктов (например, абрикосовое масло).
10. Для получения своевременной
информации о продаваемых
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов Ю.А., Клочко И.А., Васькин Е.Ф. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. –М.: ТОО «Люкс», 1995.