Совершенствование маркетинговой деятельности на примере супермаркета «Тихоокеанский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей…………………………………..23
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга……………………………..32
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40
3.3 Экономическое обоснование предложений………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.15 Мб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ

 

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                 Заведующий кафедрой

                              профессор по кафедре

                                 _________ А.П. Латкин

  «___»___________ 2012

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг в розничной торговле»

Совершенствование маркетинговой  деятельности торгового предприятия

(на примере супермаркета «Тихоокеанский»)

Студент

гр. КД – 08 – 01____________________________________М.Ю. Степанов

 

 

Руководитель

к.э.н                                                   

доцент________________________________________________Е.Б. Кметь

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4

1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4

1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11

1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15

1.4 Организация  дополнительных услуг покупателей…………………………………..23

2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26

2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26

2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27

2.3 Анализ  политик, составляющих комплекс  маркетинга……………………………..32

2.4 Анализ  системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34

3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40

3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40

3.3 Экономическое  обоснование предложений………………………………………….42

Заключение………………………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………………………..

 

 

Введение

Для достижения успеха в торговле не существует готовых  методов, тем увлекательнее рассматривать  примеры успешной торговой деятельности. Для всех лидеров рынка можно  выделить две общие черты. Во-первых, постановка важных целей и, во-вторых, точная разработка и последующее внедрение маркетинговой стратегии. Без преувеличения можно сказать, что разработка стратегии – это искусство, которым владеют успешные предприниматели.

Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  дать  общую характеристику торгового  предприятия;

-  провести  анализ микрорынка торгового  предприятия;

-  проанализировать политики, составляющие комплекс маркетинга;

-  дать  анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия;

- провести  разработку рекомендаций по совершенствованию  системы маркетинга торгового предприятия;

Предметом исследования является система маркетинга и мерчендайзинга супермаркета «Тихоокеанский».

Объектом  исследования в данной курсовой работе являются тенденции и особенности маркетинговой деятельности торгового предприятия.

Информационной  базой исследования являются законы РФ, официальные статистические данные РФ, публикации в научной и периодической  печати, ресурсы Интернет и первичная  информация, собранная автором исследования.

В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, моделирование, абстрагирование) и частно-научные (комплексный анализ, наблюдение, метод экспертных оценок, прогнозирование) методы исследования, которые позволили обеспечить достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.

Курсовая  работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников из 26 наименований. Общий объем текста составляет 43 страницы и содержит 3 таблицы, 5 иллюстраций.

 

1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия

 

1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия

 

Маркетинг – совокупность всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителя к конечному потребителю, а также изучения положения, предпочтений потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых востребованных товаров и услуг.

Система управления маркетингом – это производственно-сбытовая деятельность предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе  рынка. Включает изучение и прогнозирование  спроса, цен, организацию научно-исследовательских  и конструктивных работ по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования. В странах с развитой рыночной экономикой существуют специализированные организации, оказывающие услуги по маркетингу.

Маркетинг влияет практически на все уровни формирования прибыли, в конечном счете, на общую  эффективность предприятия.

Рассмотрим, чем занимается система управления маркетингом на предприятии и  как её деятельность влияет на повышение  эффективности фирмы.

Во-первых, маркетинговые  службы исследуют различные стороны  рынка, с которыми соприкасаются  предприятия в процессе функционирования.

Во-вторых, маркетинговые  службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на мировом  рынке.

Предприятия в современном мире добиваются успеха лишь в том случае, если они не игнорируют запросы потребителей. Для  повышения эффективности требуется  исследования и удовлетворения максимального объема требований потребителей. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителей.

Изучение  потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по Маслоу. По этой системе потребности подразделяются на:

- физиологические (голод, жажда);

- потребность  самосохранения (безопасность, защита);

- социальные  потребности (социальный статус, признание, саморазвитие);

Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог выявляет потребность потребителя, он может  прогнозировать его дальнейшее поведение  и возможность покупки данного  товара.

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки  товара.

К мотивационным  факторам относятся:

- мотив выгоды (желание разбогатеть);

- мотив снижения  риска (потребность в безопасности);

- мотив признания  (потребность в статусе, престиже);

- мотив комфорта (стремление скрасить своё существование);

- мотив свободы  (потребность в независимости);

- мотив познания (потребность в развитии).

Референтные группы


Семья

Роли и статусы

Культура


Субкультура

Социальное положение


 


Факторы культурного порядка


Социальные  факторы



 

ПОКУПАТЕЛИ




Психологические факторы


Личностные  факторы



 


Возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое  положение семьи, образ жизни, тип  личности


Мотивация


Восприятие

Усвоение

Убеждения

Отношения


 

 

 

 

Рисунок 1 –  Факторы, влияющие на покупательское поведение

 

 

Важную роль в маркетинге играет изучение структуры  рынка.

Первый этап – исследование конкурентов, оценка степени конкуренции на данном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция  или монополия).

Далее следует  переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует данный конкурент, насколько эффективно происходит его развитие, качество товара конкурента, его цена, форма рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При адекватном проведенном исследовании, возможно, установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии, несомненно, скажется на прибыли и  развитии фирмы.

Анализ организационной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых организация практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

Изучение  организационной структуры рынка  включает в себя исследование транспортных компаний, страховых организаций. Это  помогает фирме сразу почувствовать  себя уверенней на зыбкой почве еще  неосвоенного рынка.

Под исследованием  товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например хлеб (отдельный товар) и продукты потребления или роскоши (группа товаров). Исследование рынка  ставит своими целями изучение соотношения  спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение  влияния конкурентов на рынок, сегментацию  рынка, определение конъюнктуры  рынка.

Основная  цель изучения конъюнктуры рынка  – установление связей между деятельностью  предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное  исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по торговой деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.

Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может «поглотить» рынок  без существенных изменений в  своей структуре. Маркетинговая  служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует  информацию и на её основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускной  предприятием продукции.

Сегментация рынка – деление рынка на отдельные  области для закупки и сбыта  товаров. Сегментация происходит по следующему ряду принципов:

- географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения);

- демографический (учитывается половозрастные критерии населения);

- социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения);

- психологический (учитываются особенности отдельного индивида).

Рисунок 2 – Принципы сегментации

 

Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает съэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования , позже они себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

Маркетинговая политика предприятия может включать в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения  товара на рынке. По такой схеме будет  изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товаров.

Маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов  и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предлагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара. Рассмотрим более подробно о товарной политике.

В бытовом  смысле под товаром принято понимать вещь, предназначенную для потребления, либо конечного, либо потребления ради производства другого товара. Маркетинговая  сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт – это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению, учету и использованию продукта.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на примере супермаркета «Тихоокеанский»