Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей…………………………………..23
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга……………………………..32
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40
3.3 Экономическое обоснование предложений………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ
Заведующий кафедрой
профессор по кафедре
«___»___________ 2012
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг в розничной торговле»
Совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия
(на примере супермаркета «Тихоокеанский»)
Студент
гр. КД – 08 – 01____________________________
Руководитель
к.э.н
доцент________________________
Владивосток 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация
дополнительных услуг
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой
деятельности супермаркета «Тихоокеанский»………………………………………
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка
торгового предприятия………………………………………...
2.3 Анализ
политик, составляющих
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования
маркетинговой деятельности супермаркета
«Тихоокеанский»………………………………………
3.1 Разработка
рекомендаций по оптимизации политик,
составляющих комплекс маркетинга торгового
предприятия…………………………………………………
3.2 Разработка
рекомендаций по совершенствованию системы
мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………
3.3 Экономическое
обоснование предложений…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Введение
Для достижения
успеха в торговле не существует готовых
методов, тем увлекательнее
Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать
общую характеристику
- провести анализ микрорынка торгового предприятия;
- проанализировать политики, составляющие комплекс маркетинга;
- дать анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия;
- провести
разработку рекомендаций по
Предметом исследования является система маркетинга и мерчендайзинга супермаркета «Тихоокеанский».
Объектом исследования в данной курсовой работе являются тенденции и особенности маркетинговой деятельности торгового предприятия.
Информационной
базой исследования являются законы
РФ, официальные статистические данные
РФ, публикации в научной и периодической
печати, ресурсы Интернет и первичная
информация, собранная автором
В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, моделирование, абстрагирование) и частно-научные (комплексный анализ, наблюдение, метод экспертных оценок, прогнозирование) методы исследования, которые позволили обеспечить достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников из 26 наименований. Общий объем текста составляет 43 страницы и содержит 3 таблицы, 5 иллюстраций.
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия
Маркетинг – совокупность всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителя к конечному потребителю, а также изучения положения, предпочтений потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых востребованных товаров и услуг.
Система управления
маркетингом – это
Маркетинг влияет практически на все уровни формирования прибыли, в конечном счете, на общую эффективность предприятия.
Рассмотрим, чем занимается система управления маркетингом на предприятии и как её деятельность влияет на повышение эффективности фирмы.
Во-первых, маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасаются предприятия в процессе функционирования.
Во-вторых, маркетинговые службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на мировом рынке.
Предприятия
в современном мире добиваются успеха
лишь в том случае, если они не
игнорируют запросы потребителей. Для
повышения эффективности
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по Маслоу. По этой системе потребности подразделяются на:
- физиологические (голод, жажда);
- потребность самосохранения (безопасность, защита);
- социальные
потребности (социальный
Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог выявляет потребность потребителя, он может прогнозировать его дальнейшее поведение и возможность покупки данного товара.
Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара.
К мотивационным факторам относятся:
- мотив выгоды (желание разбогатеть);
- мотив снижения
риска (потребность в
- мотив признания
(потребность в статусе,
- мотив комфорта
(стремление скрасить своё
- мотив свободы (потребность в независимости);
- мотив познания (потребность в развитии).
Референтные группы
Семья
Роли и статусы
Культура
Субкультура
Социальное положение
Факторы культурного порядка
Социальные факторы
ПОКУПАТЕЛИ
Психологические факторы
Личностные факторы
Возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение семьи, образ жизни, тип личности
Мотивация
Восприятие
Усвоение
Убеждения
Отношения
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на покупательское поведение
Важную роль в маркетинге играет изучение структуры рынка.
Первый этап – исследование конкурентов, оценка степени конкуренции на данном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).
Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует данный конкурент, насколько эффективно происходит его развитие, качество товара конкурента, его цена, форма рекламы и сбыта, техническую поддержку.
При адекватном проведенном исследовании, возможно, установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии, несомненно, скажется на прибыли и развитии фирмы.
Анализ организационной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых организация практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.
Изучение
организационной структуры
Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например хлеб (отдельный товар) и продукты потребления или роскоши (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установление связей между деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по торговой деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.
Под емкостью
рынка понимается объем продукции,
который может «поглотить»
Сегментация рынка – деление рынка на отдельные области для закупки и сбыта товаров. Сегментация происходит по следующему ряду принципов:
- географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения);
- демографический (учитывается половозрастные критерии населения);
- социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения);
- психологический (учитываются особенности отдельного индивида).
Рисунок 2 – Принципы сегментации
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает съэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования , позже они себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.
Маркетинговая политика предприятия может включать в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. По такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товаров.
Маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предлагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара. Рассмотрим более подробно о товарной политике.
В бытовом
смысле под товаром принято понимать
вещь, предназначенную для