Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на примере супермаркета «Тихоокеанский».
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия ……..4
1.1 Маркетинг инструмент повышения эффективности предприятия ………………….4
1.2 Особенности маркетинга розничного торгового предприятия……………………..11
1.3 Оформление и продвижение товаров в розничной торговли………………………15
1.4 Организация дополнительных услуг покупателей…………………………………..23
2 Анализ условий и особенностей маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»…………………………………………...…………………..………………26
2.1 Общая характеристика торгового предприятия……………………………………..26
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия………………………………………...27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга……………………………..32
2.4 Анализ системы мерчандайзинга торгового предприятия………………………….34
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности супермаркета «Тихоокеанский»……………………………………………………………………………….40
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации политик, составляющих комплекс маркетинга торгового предприятия…………………………………………………………...40
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мерчандайзинга торгового предприятия…………………………………………………………………………40
3.3 Экономическое обоснование предложений………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………..
Парковка:
Возле супермаркета находится 30 парковочных мест. В среднем на автомобиле приезжают 2 человека. Средняя стоянка составляет 20 минут. За день в супермаркет приезжают ((24 часа в сутки*60 минут в час)/20 минут стоянки)*30 парк мест = 2160 автомобилей (4 320 человек).
Первичная зона включает в себя 13 зданий из них:
- 6 жилых дома имеют 9 этажей, по 2 подъезда, по 44 квартир на этаже;
- 3 жилых дома 12 этажей, 1 подъезд, по 8 квартир на этаже;
- 4 административных здания: аптека где работают 2 человека; рыбодобывающая компания – 10 человек; кафе-ресторан – 5 человек; строительные фирмы – 6 человек
Среднестатистическая семья в городе Владивосток состоит из 3,74 чел., рассчитываем количество людей, проживающих в первой зоне:
(6*9*2*44+3*12*1*8)*3,74 +2+10+5+6 = 18 872 чел.
Следовательно, в первичной зоне проживает 18 872 чел. (100%).
Из них около 20 % покупают товары у конкурентов, т.е. возможная доля рынка составляет 61 % (11 511 чел.) из 100 % (18 872 чел.).
Из первой зоны в супермаркет «Тихоокеанский» придут 50 % от возможной доли рынка, а именно 9 436 чел.
В среднем жители дома в супермаркет ходят 4 раза в неделю, таким образом, при среднем чеке в 200 рублей, «Тихоокеанский» сможет продать товаров в месяц на сумму:
S= 4*4*(9 436+4 320)*200 = 44 019 200 руб.
Вторая зона включает в себя 7 зданий, из них:
- 1 жилой дом 2 этажа, 1 подъезда по 6 квартир на этаже;
- 6 административных зданий: ЖЭК – 10 человека, 2 автосервиса – 15 человек, страховая компания- 5 человек, ресторан – 13 человек, производственно-торговая компания «Ливония» - 40 человек.
Конкуренты
Конкурентов в данной зоне нет
Использую эти данные можно подсчитать количество людей, проживающий во вторичной зоне :
(1*2*1*6)*3,74+10+15+5+13+40 = 128 чел.
Довольно широкая зона, из которой 50% (65 чел) жителей являются потенциальными покупателями в супермаркете «Тихоокеанский».
Из них:
Таким образом,
к реально потенциальным
При среднем посещении супермаркета 2 раза в неделю и среднем чеке в 200 рублей, «Тихоокеанский» сможет продать товаров в месяц на сумму:
S = 2*4*38*200 = 60 800 руб
Третичную зону отличает то, что люди могут дойти до супермаркета за 15-20 минут.
Конкуренты
В третичной зоне располагаются один продуктовый магазин «Голубиная падь», в котором представлено около 1,5 тыс. позиций площадью 120 кв.м.
Третья зона включает в себя 17 зданий, из них:
- 14 частных одноэтажных домов;
- 2 домов имеют 9 этажей, 2 подъезда по 44 квартир на этаже;
- 3 административных здания: краевой диспансер – 9 человек, университет – 100 человек, спортивный клуб – 5 человек
Используя эти данные можно посчитать количество людей, проживающих в третичной зоне:
(14+2*9*2*44)*3.74+9+5+100 = 6 090 чел.
Однако, реальная доля ТЦ «Тихоокеанский» составляет 13% - 791 человек, объясняется непосредственной близостью конкурентов.
При среднем посещении супермаркета 2 раза в неделю и среднем чеке в 200 рублей, «Тихоокеанский» сможет продать товаров в месяц на сумму:
S = 2*4*791*200 = 1 265 600 руб
Количественные характеристики зон концентрации потенциальных покупателей представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количественные характеристики трех зон концентрации потенциальных покупателей ТЦ «Тихоокеанский»
Показатели |
Первая зона (5 минут) |
Вторая зона (10 минут) |
Третья зона (15-20 минут) |
Итого |
Кол-во проживающего населения, чел. |
18 872 |
128 |
6 090 |
25 090 |
Реальная доля покупателей «Тихоокеанский», % |
50 |
30 |
13 |
- |
Реальное кол-во покупателей «Тихоокеанский», чел. |
13 756 |
38 |
791 |
14 585 |
Объем продаж в год, млн руб |
228,2 |
129,6 |
151,2 |
544,1 |
Необходимо также помнить, что количество покупателей варьируется, так как покупателями могут люди, которые планируют только единожды посетить супермаркет «Тихоокеанский». Также цена среднего товарного чека будет варьироваться, т.к. в выходные предпраздничные и праздничные дни покупатели приобретают больше товаров и именно в такие дни средний товарный чек может составлять 1000-1500 рублей.
Супермаркет
«Тихоокеанский» позволяет: экономить
время (является магазином самообслуживания
и предполагает обслуживание покупателей,
проживающих в прилегающих
Политика Супермаркета «Тихоокеанский» — использование 2—3 поставщиков для каждой товарной группы, каждый из которых поставляет примерно 40—60% от общего ассортимента в этой товарной группе. Кроме того, компания использует как минимум 2 бренда в каждой товарной группе, тем самым предоставляя покупателю возможность выбора.
Ценовая политика является конкурентным преимуществом торговой супермаркета «Три толстяка», базирующимся на широком выборе доступных товаров. Ценовая политика супермаркета строится исходя из оптимального соотношения наценённых, частично ценовых и ценовых принципов ценообразования. Наценённый принцип ценообразования отталкивается от необходимости плановой наценки на данную подгруппу, доли в обороте, цен рынка по товарам частично ценового принципа ценообразования, а также с учетом различных маркетинговых мероприятий, и призван обеспечить необходимую доходность деятельности супермаркета.
Частично ценовой принцип отталкивается от соотношения минимальных цен «рынка» (внешней среды) с необходимостью минимальной наценки на данную подгруппу и призван обеспечить необходимую долю рынка в совокупности с обеспечением необходимой доходности деятельности супермаркета «Тихоокеанский».
Ценовой принцип ценообразования отталкивается от минимальных цен «рынка» (внешней среды) и призван обеспечить необходимую долю рынка, как совокупность потребительских расходов населения на территории деятельности супермаркета.
Стратегия торгового
предприятия заключается в
Информационная
система торгового предприятия
позволяет осуществить
Главная задача мерчендайзера — сделать полки в торговом зале привлекательными, чтобы потребитель узнал о товарах, заинтересовался ими и купил.
Чтобы все цели мерчендайзера были достигнуты, разработаны три закона успешного мерчендайзинга.
1. Закон запаса. Согласно этому закону все товары на полках должны быть обеспечены трехдневным запасом в магазине.
2. Закон расположения. В каждой торговой точке должен наличествовать набор ассортимента, хотя бы минимальный.
3. Закон презентации. Желание совершить незапланированную покупку появляется только тогда, когда одно наименование товара представлено несколькими единицами на выкладке.
Мерчендайзинг является одним из самых результативных методов стимулирования продаж, причем до недавнего времени он же считался и самым дешевым. Однако с все возрастающей конкуренцией розничные сети вводят все новые платежи — «входные», «платежи за мерчендайзинг», что, несомненно, делает этот метод более дорогостоящим, но и более профессиональным.
Цель внутренней планировки: сделать магазин настолько удобным и привлекательным для покупателей, насколько это возможно, и в то же время обеспечить эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца.
На рисунке 6 изображена планировка зала супермаркета «Тихоокеанский», так называемые «горячие» и «холодные» зоны, площадь зала составляет около 300 кв.м.
Рисунок 6 – Планировка торгового зала
- горячая зона
- холодная зона
В торговом зале в зависимости от формы и размера помещения, расстановки торгового оборудования и направления основного потока посетителей формируется несколько зон. Эти зоны торгового зала носят название «горячих» и «холодных». Горячие зоны торгового зала отличаются высоким потенциалом: товары, расположенные в таких зонах, распродаются быстро, поток покупателей не иссякает. Холодные зоны торгового зала, наоборот, характеризуются низкой посещаемостью, невысоким уровнем продаж. Как правило, в «горячих» зонах торгового зала размещают новые товары, ходовые товары, приносящие максимум прибыли магазину. Холодные зоны торгового зала в промтоварных магазинах лучше оборудовать под места отдыха либо примерочные, а в продуктовых магазинах усилить их потенциал и повысить привлекательность при помощи разнообразных приемов: оформления, цветовых или световых акцентов, специальной выкладки товаров.
Все основные скоропортящиеся продукты размещены по периметру зала. Это позволяет добиться того, чтобы покупатель продвигался от входа через весь зал. Мясо и мясопродукты. Отдел расположен вдоль дальней стены торгового зала – это является удачным ходом, так как для приобретения мясных продуктов покупатели пересекут весь зал, а в результате объем их покупок увеличится. Овощи и фрукты. Отдел расположен в самом начале торгового зала, так как эта продукция является высоко прибыльной и лучше предложить ее покупателям до того, как они наберут товаров на большую сумму в других отделах. В непосредственной близости от отдела «Овощи и фрукты» расположен отдел «Соки». Хлеб и кондитерские изделия. Отдел расположен по периметру, с левой стороны, т.е. в этот отдел покупатель может попасть либо сразу (пойдя по часовой стрелке), либо в конце продвижения (пойдя против часовой стрелки). Такое расположение отдела является не совсем удачным, т.к., направляясь к хлебу, как важному элементу любой покупательской корзины, покупатель может выбрать первый вариант маршрута (по часовой стрелке), а значит не обойдет весь остальной магазин. Кондитерская и чай/кофе. Товары этих отделов дополняют друг друга, поэтому расположение отделов выбрано удачно. Замороженные продукты. Отдел расположен в центре зала. Продукция этого отдела не нуждается в дополнительной поддержке, т.к. спрос на неё растет постоянно. Бакалея. Данные товары расположены в глубине зала, т.е. вполне удачно. Соусы. Расположение этого отдела оставляет желать лучшего. С одной стороны он дополняет продукцию баннеты, но с другой пересекается с кондитерскими изделиями. Отдел «Вино, пиво, лимонад» расположен по периметру в начале маршрута. По моему мнению, можно подыскать более удачное место, т.к. в нашей культуре существует стереотип покупки: покупаем что-нибудь поесть, а потом к этому подбираем напиток.