Социокультурная среда как внешний фактор в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социокультурной среды как фактора внешней среды предприятия.
Задачи курсовой работы:
-раскрытие теоретических основ социокультурной среды предприятия;
-рассмотрение социокультурной среды на примере ООО «Дом мебели»;
-разработка рекомендаций по совершенствованию социокультурной среды предприятия.

Оглавление

Введение
3
1.Теоретические аспекты социокультурной среды предприятия
5
1.1 Внешняя среда предприятия
5
1.2. Характеристика социо - культурной среды предприятия
14
2.Анализ социо-культурной среды как фактора внешней среды предприятия в ООО «Дом мебели»

16
2.1 Общая характеристика предприятия
16
2.2 Характеристики социо – культурной среды предприятия
22
3. Разработка мероприятий по совершенствованию социо-культурной среды в ООО «Дом мебели»

38
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг_социокультурная среда.doc

— 573.50 Кб (Скачать)


ОУП ВПО «АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И ФИНАНСЫ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

 

«Социокультурная среда как внешний фактор в маркетинге»

 

 

Выполнил: Мирхайдарова Л.Ф.

Научный руководитель: ст.преподаватель Сафина Е.Н.

Дата сдачи курсовой работы на кафедру: «___»_______________ 2012 г.

Оценка: ________________

 

__________________________

(подпись руководителя)

 

Уфа – 2012

 

 

Содержание

 

Введение

3

1.Теоретические аспекты социокультурной среды предприятия

5

1.1             Внешняя среда предприятия

5

1.2. Характеристика социо - культурной среды предприятия

14

2.Анализ социо-культурной среды как фактора внешней среды предприятия в ООО «Дом мебели»

 

16

2.1 Общая характеристика предприятия

16

2.2 Характеристики социо – культурной среды предприятия

22

3. Разработка мероприятий по совершенствованию социо-культурной среды в ООО «Дом мебели»

 

38

Заключение

44

Список использованных источников

46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный мир рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой либо цели, решения какой либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. В современной рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов и т.д.[1] Но, являясь целостной структурированной системой и обладая всеми чертами самостоятельности, характерными для работы в рыночных условиях, организация (предприятие, фирма) одновременно является частью более сложной и динамичной системы. По отношению к предприятию ее можно охарактеризовать как внешняя среда функционирования. Под внешней средой организации понимается все, что находится за пределами внешней границы и структуры организации, но оказывает заметное влияние на уровень выполнения ею своих функций. Предприятие должно установить наиболее важные стратегические цели своего развития и определить, как эти цели будут восприниматься внешней средой. Соответственно предприятие должно получить из внешней среды достаточное количество и качество информации.

Окружение локальной организации и она сама находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, где определяющее значение имеет внешнее окружение. Оно объективно обуславливает необходимость (сущность, возникновение) той или иной локальной организации, ее функции, структуру и формы, а также определяет те ресурсы среды, которые может использовать организация для выполнения своего назначения, с другой стороны, и локальная организация объективно воздействует на свою среду через качество, достаточность и разнообразие своих функций. При таком характере диалектического взаимодействия следует разделять факторы, ресурсы, условия внешней среды, прямо влияющие и определяющие приемы самоорганизации и функционирования организации, и те, которые лишь косвенно этому содействуют.

Следовательно, актуальность данной темы бесспорна в любое время и в отношении любой организации. Так как для любой организации разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно организация является частью сложной и динамичной среды своего окружения, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течении всей своей деятельности. И только хорошо изучив механизм этого взаимодействия, организация может эффективно планировать свою деятельность в долгосрочном периоде и своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде.

Целью курсовой работы является рассмотрение социокультурной среды как фактора внешней среды предприятия.

Задачи курсовой работы:

-раскрытие теоретических основ социокультурной среды предприятия;

-рассмотрение социокультурной среды на примере ООО «Дом мебели»;

-разработка рекомендаций по совершенствованию социокультурной среды предприятия.

Предметом исследования является социокультурная среда предприятия.

Объектом исследования является ООО «Дом мебели».

 

2.      Теоретические аспекты социокультурной среды предприятия

 

2.1    Внешняя среда предприятия

 

Как метко заметил один ученый, «среда организации – это вселенная элементов». «Вселенная элементов» означает не только огромное их количество, но и их единство в сложной системе, частью которой является организация. Очевидно, уровень управляемости организации будет тем выше, чем больше свободы выбора поступать сообразно со своими желаниями, не нарушая организованности сложной системы. Свобода выбора будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, и способностью, умением воплотить эти возможности с помощью потенциала организации, то есть готовностью ее внутренней среды.[2]

Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия. Изменения, происходящие во внешней среде, оказывают влияние на показатели функционирования организации. Воздействию этих изменений подвергаются цели, стратегии и сама миссия организации. Поэтому актуальной задачей руководства является обеспечение адекватности стратегии организации окружающей ее среде. Руководство должно иметь четкое представление, в какой стратегической ситуации находится организация в данный момент.[3]

Основными характеристиками внешней среды являются[4]:

1) Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды. Взаимосвязи и вектора влияния факторов внешней среды зачастую очень сложно предугадать. К положительным изменениям для фирмы иногда могут привести и кажущиеся на первый взгляд негативными изменения. Так, когда в 2003 году правительством РФ было введено квотирование импорта курятины под влиянием лобби российских владельцев птицефабрик, для лидеров рынка – «Союзконтракта» и «Оптифуд» это не только не принесло убытков, но оказалось очень выгодным. В течение года конкуренция в отрасли снизилась, так как мелкие фирмы, до этого существовавшие за счет демпинговой политики, вынуждены были свернуть бизнес, а общая норма прибыли выросла с 5 до 15%. Согласно этой характерной особенности внешней среды рассмотрение факторов среды не может производиться изолированно, а только во взаимосвязи с другими и учетом динамики их изменений.

2) Сложность внешней среды – число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора. По Дункану, сложность внешней среды выражается в количестве и разнообразии ее характеристик, которые должны учитываться при принятии решений.

3) Подвижность (или динамичность) – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. В различных организациях скорость изменений среды существенно отличается. Чайлд приводит 3 характеристики, с помощью которых можно оценить изменчивость внешней среды: частота, величина и регулярность изменений ее факторов [5, с.3].

4) Неопределенность внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации.

Следовательно, внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. В ней можно выделить среду косвенного воздействия (макроокружение или макросреда) и среду непосредственного воздействия (микроокружение или микросреда)[5]. Рисунок 1:

                                                            Среда косвенного воздействия

 

Среда прямого воздействия

Рисунок 1 - Среда фирмы

Среда косвенного воздействия создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него границы допустимого и недопустимого. Обычно выделяют 4 основных факторов этой среды: социокультурные, политико-правовые, технологические и экономические. Ричард Л. Дафт в своем учебнике «Менеджмент» выделяет еще один консолидированный фактор - международные изменения (условия).

Социокультурная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Она характеризуется численностью и структурным составом населения, уровнем образования, стилем жизни, традициями, трудовой этикой, готовностью людей терпеть лишения, связанные с проводимыми реформами и т.д. Социокультурная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос на товары, затраты по их обслуживанию и т.п. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации[6].

Политико-правовая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами. При всех различиях устройства государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях, зависящих от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны и др. [2, с.31]. Политико-правовые факторы играют важную роль, определяют обстановку и степень стабильности общества. Тесно увязанные с социокультурными факторами в стране некоторые аспекты политической обстановки представляют для предприятия особое значение. Настроения федеральных, законодательных органов и судов в отношении производства влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов, устранение налоговых льгот, законодательство по защите прав потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Другой элемент политической обстановки – это группы особах интересов и партий. Большое значение для предприятия имеет фактор политической стабильности, от которого зависит приток капитала из-за рубежа[7].

Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса (НТП) в области производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создается внутри организаций, но в значительно большей степени – вне их, в научных организациях, в НТ центрах и т.п. Технологические факторы являются основными причинами появления новых отраслей и производств, глубокого изменения действующих отраслей [2, с.31]. Уровень НТ развития в стране оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организаций и что особенно важно – на конкурентоспособность продукции и технологий.

Экономическая составляющая определяется уровнем и особенностями рыночного механизма. Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить позиции организации на рынке.

Информация о работе Социокультурная среда как внешний фактор в маркетинге