Социокультурная среда как внешний фактор в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социокультурной среды как фактора внешней среды предприятия.
Задачи курсовой работы:
-раскрытие теоретических основ социокультурной среды предприятия;
-рассмотрение социокультурной среды на примере ООО «Дом мебели»;
-разработка рекомендаций по совершенствованию социокультурной среды предприятия.

Оглавление

Введение
3
1.Теоретические аспекты социокультурной среды предприятия
5
1.1 Внешняя среда предприятия
5
1.2. Характеристика социо - культурной среды предприятия
14
2.Анализ социо-культурной среды как фактора внешней среды предприятия в ООО «Дом мебели»

16
2.1 Общая характеристика предприятия
16
2.2 Характеристики социо – культурной среды предприятия
22
3. Разработка мероприятий по совершенствованию социо-культурной среды в ООО «Дом мебели»

38
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг_социокультурная среда.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

 

Увеличение численности персонала старше 50 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы в системе торговли данным видом товара и управления. Сегодня на рынке труда спрос превышает предложение на такие необходимые для специализированной торговли, которую осуществляет ООО «Дом мебели».

Таблица 2.5

Динамика персонала по уровню по образованности, на конец 2010 г.

Уровень образования

Чел

%

Высшее образование

19

27,1

Средне специальное - профессиональное

27

38,6

Начальное профессиональное

20

28,6

Начальное среднее

4

5,7

Итого

70

100

 

Из таблицы видно, что основную долю по образованию занимают лица средне специального профессионального образования 38,6 %, затем идут лица с начальным профессиональным образованием 28,6%, меньше всего работников на предприятии с начальным образованием 5,7%. Доля работников с высшим образованием составляет 27,1%.

Это говорит о том, что необходимо повышать образовательный уровень сотрудников.

Обеспеченность предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать количественный и качественный состав персонала.

Важным показателем стабильности предприятия квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительности работы в данной должности.

Также необходимо отметить, что данные таблицы 2.5 подтверждают рост численности персонала и по возрастным категориям (старше 50 лет – 52% от общей численности) и по продолжительности общего стажа работы специалистов (свыше 20 лет стажа - 16% от общей численности). Следует отметить, что работников со стажем работы 10 лет и более преобладающая часть, более 50 %, что говорит об опытности и стабильности персонала.

Таким образом, проведенный анализ трудовых показателей позволяет сделать вывод, что у ООО «Дом мебели» имеется достаточно большой трудовой потенциал, который в настоящее время используется не в полную силу. В связи с чем актуальным становится вопрос о мотивировании персонала предприятия к более эффективному труду.

Мотивирование персонала является одной из ключевых проблем кадрового менеджмента. Каким образом мотивировать работников к эффективному выполнению их обязанностей? Дело в том, что мотивирование — это не набор общих правил, для каждого отдельного человека существуют свои методы. Поэтому главная задача — найти то, что важно именно для конкретного работника. Основная проблема состоит в нахождении правильного соотношения материального и морального мотивирования персонала.

Зная содержание мотивов и стимулов разных категорий сотрудников, можно построить оптимальные системы мотивации, которые реализуют следующие цели:

1. поддержка интереса к выполнению и перевыполнению планов;

2. проявление инициативы и изобретательности;

3. стремление в работе взаимодействовать с коллегами.

Приемы нематериальной мотивации персонала на ООО «Дом мебели»:

Нематериальный стимул включает следующие элементы:

· потребность, которую хочет удовлетворить работник;

· возможность, позволяющая это сделать;

· деятельность, необходимая для получения этой возможности;

· цена (издержки работодателя).

Кроме традиционно принятых материального и нематериального способов мотивации персонала, существуют и другие приемы, открывающие не менее сильные ресурсы для мотивации персонала и стимулирования труда, такие, как к примеру:

· формирование идеологии, корпоративной культуры, положительного внутреннего и внешнего имиджа компании;

· прояснение организационной структуры путем установления оптимального формального и неформального взаимодействия различных подразделений и их сотрудников. Этот прием включает механизмы централизации или децентрализации принятия решений, эффективно работающие в зависимости от ситуации.

· другие способы.

В целом, для нематериальной мотивации можно выделить следующие инструменты:

· корпоративная культура

· социальная политика

· внутрифирменные коммуникации

· соревнование

Корпоративная культура - это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников без каких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы.

К базовым элементам корпоративной культуры относятся:

- миссия компании (общая философия и политика);

- базовые цели (стратегия компании);

- этический кодекс компании (отношения с партнерами, подрядчиками, сотрудниками);

- корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа).

 

 

Таблица 2.6

Цели нематериальной мотивации и способы их достижения на предприятии ООО «Дом мебели»

Цели мотивации

Составляющие мотивации

Системы, методы, программы

Понимание и признание задач предприятия. Ориентация на перспективу. Согласование взаимных интересов

Культура компании – система общих для всего персонала ценностных ориентиров и норм

Нормативная разработка (своевременная корректировка) основных принципов руководства персоналом, структуры предприятия, стиля управления, корпоративной культуры

Развитие чувства принадлежности к коллективу, организации. Создание единого восприятия общности как внутри, так и вне компании

Идентификация с фирмой – ее положительный образ в глазах персонала и во внешнем мире

Разработка и внедрение имиджевой программы на предприятии

Соотнесение затрат и результата, готовность к риску

Система участия – распределение самими работниками общего результата деятельности, развитие сотрудничества

Разработка и применение эффективных систем оплаты и стимулирования труда, методов распределения прибыли; участие в капитале, развитие отношений партнерства

Ответственность и самостоятельность управленцев, их конструктивное сотрудничество. Положительное отношение к подчиненным

Принципы руководства – предписания и нормативные положения для регулирования отношений между начальниками и подчиненными в рамках действующей в компании концепции управления

Разработка и внедрение положения об основных принципах управления (определение компетенций и порядка взаимодействия заместителей руководителя и т.д.).

Применение системы обучения, развитие управленческих навыков

Социальная защищенность и интеграция с компанией. Ответственность перед подчиненными. Повышение трудовой активности

Обслуживание персонала – социальные льготы, услуги и преимущества, предоставляемые работникам, независимо от их положения в компании и результатов деятельности

Проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи

Участие в принятии решений на рабочем месте. Вовлеченность в дела предприятия, возложение ответственности на себя

Привлечение к принятию решений – согласование с работником способов достижения целей

Установление порядка делегирования ответственности, определение ее форм, добровольное участие в принятии решений

Качественная работа сотрудников и самоконтроль, коллегиальность в общении с членами группы. Готовность и способность к решению проблем

Группы качества – объединения сотрудников, совместно решающих проблемы компании. Они организуются из людей, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания

Создание групп по управлению и координации деятельности компании

Ответственность коллектива и его членов. Взаимопонимание и сотрудничество. Самостоятельность в принятии решений

Автономные рабочие группы – структурные единицы, самостоятельно (полностью или частично) организующие свою работу

Создание постоянных или временных групп для выполнения определенных заданий или реализации проектов

Гибкость в достижении целей. Понимание рабочих взаимосвязей

Рабочие факторы – мероприятия, направленные на количественные и качественные изменения заданий и поля деятельности

Проведение работы, направленной на наполнение содержания труда, его обогащение, коллективную организацию

Удовлетворенность состоянием рабочего места. Удовольствие от работы

Организация рабочего места – оснащение в соответствии с потребностями сотрудника

Применение современных технических и других вспомогательных средств для оснащения рабочих мест, физиологических и психологических элементов для улучшения условий труда

Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего графика

Регулирование режима работы – гибкий график, его приспособление к потребностям сотрудника и предприятия

Внедрение программ, направленных на сокращение рабочего времени, его регулирование различными методами, увеличение количества дней отпуска (в зависимости от выслуги лет)

Информированность о делах предприятия. Мышление и деятельность с позиций интересов фирмы

Информирование работников – своевременное доведение до них необходимых сведений о делах компании

Внедрение системы внутрифирменных коммуникаций

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Критичная оценка своих трудовых достижений

Оценка персонала – планомерная и формализованная система аттестации с определенными критериями

Введение регламентов, регулирующих жизнедеятельность предприятия, подразделений, сотрудников; определение критериев оценки работы

 

В современной действительности миссия компании, ее базовые цели для большинства сотрудников являются данностью, неотъемлемой частью работы, которые четко сформулированы и общедоступны. Для эффективной работы программы мотивации персонала необходимо точно, ясно и понятно сформулировать и, что очень важно, формализовать миссию и основные задачи. Формализация задач и целей усиливает их воздействие и повышает обязательность людей. Документально зафиксированная (еще лучше – внесенная во внутрифирменные документы, написанная на заставках компьютеров, титульных листах органайзеров сотрудников) цель позволяет постоянно концентрироваться на ее достижении. Для достижения поставленных целей необходима периодическая актуализация конечных результатов и приведение их в соответствие с изменившимися условиями. Задача должна быть реальной в плане наличия внутренних ресурсов и внешних возможностей, но труднодостижимой, иначе мотивация работников будет слишком слабой. Установление конечных и промежуточных сроков реализации целей позволяет знать пройденный и определять оставшийся путь. Своевременное и полное информирование персонала о ходе достижения цели помогает держать ее в поле зрения. Этот процесс необходимо связывать с системой поощрений, что будет помогать поддерживать его эффективность. Сотрудники должны иметь четкое представление о том, за какие действия последует вознаграждение.

Этический кодекс представляет собой официальный документ компании, который описывает взаимоотношения сотрудников с различными группами людей (внешними и внутренними клиентами), придерживаться которого обязан каждый сотрудник. Как правило, в нем заложены наиболее важные аспекты, важные для данной компании вопросы.

Наличие всего комплекса элементов корпоративного стиля рождает у сотрудников чувство принадлежности к компании, чувство гордости за нее, мотивирует работников на успешный труд.

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия в ООО «Дом мебели» решаются следующие основные задачи:

                    выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;

                    разработка программы развития нового или работающего специалиста;

                    определение способов внешней и внутренней мотивации работника.

Содержание, методы и процедура комплексной оценки персонала, проводимые в ООО «Дом мебели» приводятся на рисунке 2.2.

Деловая оценка персонала начинается с четко проработанной организационной подготовки, а затем она проводится в несколько этапов:

1)                 Сбор и обобщение предварительной информации на сотрудника.

2)                 Подготовка руководителя организации к оценочной беседе и проведение оценочной беседы с оцениваемыми сотрудниками.

3)                 ормирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию.

4)                 Принятие решений экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

Рисунок 2.2. Система комплексной оценки персонала в ООО «Дом мебели»

 


Таблица 2.7

Классификация факторов, учитываемых при оценке труда в ООО «Дом мебели»

Факторы

Содержание факторов

1

2

Естественно-биологические

Пол, возраст, состояние здоровья, умственные способности, физические способности, климат и др.

Социально-экономические

Состояние экономики, государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы, квалификация работника, мотивация труда, уровень жизни и др.

Технико-организационные

Характер решаемых задач, сложность труда, состояние организации производства и труда, условия труда, объем и качество получаемой информации и др.

Социально-психологические

Отношение к труду, психофизиологическое состояние работника, моральный климат в коллективе и др.

Рыночные

Развитие экономики, развитие предпринимательства, уровень и объем приватизации, акционирование организаций, конкуренция, инфляция, безработица и др.

Информация о работе Социокультурная среда как внешний фактор в маркетинге