Роль и организация розничной торговли в процессе распределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.
Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований, происходящих в РБ.
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского ГПТ, а также наметить основные пути их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность и виды розничной торговли 5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли, розничный товарооборот 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16
2.1. Классификация предприятий розничной торговли 16
2.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 19
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
3.1. Развитие розничной торговли в Беларуси 25
3.2. Деятельность магазина № 19 Борисовского горпищеторга 34
3.3. Организация сетей розничных магазинов в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

Таким образом, торговля вне магазина занимает значительное место в системе распределения. Различные её виды дают потребителю  возможность быстро найти нужный товар, а предприятиям получить хорошую  прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Развитие розничной торговли в Беларуси

 

Главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации  и координации торговой деятельности в республике в его составе  сформированы следующие основные функциональные управления:

- Управление  экономики и торговли и развития  рыночных отношений;

- Управление  финансов, цен, бухгалтерского учета  и контроля;

- Управление  организации потребительского рынка  продовольственных товаров;

- Управление  организации потребительского рынка  непродовольственных товаров;

- Управление  организации торговли и услуг;

- Управление  организационно-кадровой работы  и делопроизводства;

- Управление  координации внешнеторговой деятельности  и создания товаропроизводящей сети за рубежом;

- Управление  защиты прав потребителей и  контроля за рекламой;

- Отдел  общественного питания.

Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство  и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:

- разработка  и реализация долгосрочных и  краткосрочных программ развития  торговли;

- координация  деятельности органов государственного  управления и других организаций  в области торговли;

- ведение  торгового реестра;

- формирование  товарных ресурсов, проведение закупочных  и товарных интервенций;

- осуществление  государственного контроля в  торговле;

- мониторинг  конъюнктуры внутренней и внешней  торговли;

- иные  полномочия в соответствии с  законодательством.

По официальным  данным Минторга за январь - октябрь 2010 года объем розничного товарооборота, учитывая все каналы реализации, составил 55956,6 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,6%.

В том  числе в октябре 2010 года объем  розничного товарооборота, учитывая все  каналы реализации, составил 6550,8 млрд. руб. и увеличился по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года на 19,5%.

Снизился  в целом по республике на 0,6 процентных пункта, по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных  и продовольственных рынков. За январь-октябрь 2010 года он составил 26,3%. Наиболее высокий  удельный вес в Витебской (29,6%), Брестской (28,9%), и Гродненской (28,3%) областях.

В текущем  периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных  министерств и ведомств (112,6%), удельный вес которых составляет 17,1% в товарообороте  торговых организаций (снижение объемов  продаж отмечается у концерна «Беллесбумпром» – 98,4%).

Розничный товарооборот торговых организаций, включая  общественное питание, за январь–октябрь 2010 г. составил 41252,6 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем–октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 17,6%.

Доля  товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности  составила 17,4%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций  увеличился на 12,6%; по частной, включая  иностранную собственность (без  учета потребительской кооперации) – рост на 20,9 %. Темп роста товарооборота  торговых организаций потребительской кооперации – 108% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 12,8%).

По организациям общественного питания обеспечен  темп роста товарооборота к уровню предыдущего года на 9,6%. Удельный вес  продукции собственного производства составил  98,5%.

За январь–октябрь 2010 г. через все каналы реализации увеличилась продажа продовольственных  товаров – на 14,6%, непродовольственных  на 18,6%. В общем объеме розничного товарооборота удельный вес продовольственных  товаров составил 50%, непродовольственных  – 50%.

Доля  продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе–октябре 2010 г. составила 77,3%, в том числе  по продовольственным товарам 85,4%, непродовольственным  – 66,4%.

Товарные  запасы по состоянию на 1 ноября 2010 г. снизились на 2 дня по сравнению  с началом года и с аналогичным  периодом прошлого года, обеспечивая 41 день торговли.

Данные  представлены в таблице 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1. - Розничный товарооборот через  все  каналы  реализации по областям и г. Минску за  январь- октябрь 2010 года*

Наименование

областей

Общий объем розничного товарооборота

В том числе

2010 г.

2010 г. в % к 2009 г. в сопоставимых  ценах

Торговых организаций

Индивид. предпринимателей и физ. лиц и частных унитарных предприятий, созданных в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках, в обустроенных помещениях, киосках и др. объектах

2010 г.

2010 г. в % к

2009 г. в сопостав. ценах

Удельный вес в

Удельный вес в общем объеме

2009 г.

2010 г.

Брестская

7144,6

116,2

5081,3

117,1

71,1

29,3

28,9

Витебская

6459,0

115,4

4549,3

114,0

70,4

28,8

29,6

Гомельская

6510,0

115,3

5020,0

116,9

77,1

24,0

22,9

Гродненская

5958,4

115,4

4271,1

115,8

71,7

28,6

28,3

Минская

7785,1

116,9

5818,8

118,7

74,7

26,3

25,3

Могилевская

5379,6

116,4

3921,4

117,1

72,9

27,6

27,1

г. Минск

16719,9

118,1

12590,7

119,6

75,3

25,7

24,7

ИТОГО

55956,6

116,6

41252,6

117,6

73,7

26,9

26,3


*Источник: [13]

Таким образом, товарооборот в 2010 году  увеличился на 16% по сравнению  с 2009 г.  Розничная торговля в Беларуси полностью контролируется Министерством  торговли, которое играет важную роль в ее развитии. В  настоящее время  ориентация идёт на потребление продукции  белорусского производства.

    1. Деятельность магазина № 19 Борисовского горпищеторга

 

Торговое предприятие  «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994 г. решением исполкома Советского района г. Борисова (номер решения городского исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т). Юридический адрес предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8. Предприятие занимает здание по названному адресу.

Торговое предприятие  «Универсам» было акционировано  в 1997 г. По состоянию на 01.01.2010 г. численность сотрудников – 86 человек, из них 8 чел. – управленческий персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на торговую и торгово-посредническую деятельности.

С этого времени активно  занимается коммерческой деятельностью.  Кроме государственных предприятий,  поставлявших основные товары народного  потребления, фирма сотрудничает с  более чем 30-ю фирмами торгово-посреднического  профиля. Фирма занимается мелкооптовой и мелкорозничной торговлей, что  составляет в среднем 2 и 30 % от общего объема товарооборота соответственно.  Предприятие постоянно следит за ассортиментом к качеством товара. Торговое предприятие «Универсам»  - это рентабельное и платежеспособное предприятие.

Однако при постоянном росте товарооборота по сравнению  с предыдущим периодом в сопоставимых ценах наблюдается снижение суммы прибыли и уровня рентабельности, что происходит в основном за счет роста издержек, не зависящих от предприятия.

Так, за 2 квартал 2010 г.  по сравнению с I кварталом товарооборот возрос на 19%, а балансовая прибыль снизилась на 2,1%, уровень рентабельности – на 0,4, чему способствовал рост издержек по транспортным расходам на 22,9 %, зарплате - 7,4,  аренде и содержанию зданий - 97,0, расходам на топливо и газ - 94,9, процентов за кредит - 44,7 %.

Основные итоги финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия  «Универсам» № 19 г. Борисова приведены в таблице 3.2.

Из краткого анализа приведенных  в таблице  данных следует, что  данное предприятие работает в целом  эффективно. Основной показатель – прибыль в 2010 г. имеет рост по отношению к отчетному 1 полугодию 2009 года на 8,8 %. Валовой доход от продаж товаров также имеет прирост на 10,6 %. Издержки обращения (затраты) по сравнению с другими показателями выросли на 11,1 % (самый большой прирост), что свидетельствует об увеличении статей затрат на осуществление торговой деятельности.

Единственный негативный момент – это отсутствие прироста прибыли от реализации продукции (в % к товарообороту).

Остальные показатели также  имеют рост в 2010 году по сравнению  с предыдущим годом.

При более точном анализе  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия, а также  динамики товарооборота необходимо учитывать товарооборот за каждый месяц  или квартал, чтобы выявить точную динамику и реальную эффективность  деятельности данного торгового  предприятия. Кроме того, необходимо за базисный год брать не только прошлый год, но и более ранние годы, как это делается на Западе.

Таблица 3.2. - Итоги  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Универсам»  № 19 за два последние года*

     Показатель

2009 год

2010 год

% роста

Товарооборот, млн.руб.

18454,0

200670

108,7

Валовой доход, млн.руб.

33025,0

36522,0

110,6

К товарообороту, %

17,8

18,2

102,2

Издержки обращения, млн.руб.

28814,0

32015,5

111,1

К товарообороту, %

15,6

16,0

102,5

Прибыль от реализации, млн.руб.

1337,2

1454

108,8

К товарообороту, %

0,72

0,72

0

Торговая площадь, м2

1440

1600

111,1

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.руб.

307,6

334,4

102,9

Численность работников, чел.

84

86

102,3

В том числе торгово-оперативный  персонал, чел.

64

64

0

Товарооборот на 1-го работника, млн.руб.

219,70

2333,3

106,2

Товарооборот на 1-го торгово-оперативного работника,млн. руб.

2883,4

3135,5

108,7

Информация о работе Роль и организация розничной торговли в процессе распределения