Роль и организация розничной торговли в процессе распределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.
Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований, происходящих в РБ.
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского ГПТ, а также наметить основные пути их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность и виды розничной торговли 5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли, розничный товарооборот 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16
2.1. Классификация предприятий розничной торговли 16
2.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 19
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
3.1. Развитие розничной торговли в Беларуси 25
3.2. Деятельность магазина № 19 Борисовского горпищеторга 34
3.3. Организация сетей розничных магазинов в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

- комбинированные магазины  осуществляют реализацию товаров  нескольких групп, отражающих  общность спроса или удовлетворяющих  соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).

- универсальные магазины  продают товары многих товарных  групп в специализированных секциях.

- смешанные магазины реализуют  товары различных групп как  продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.

Таким образом, розничная  торговля - это торговая деятельность по продаже товаров и услуг  непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего  использования. Различные её виды позволяют  эффективно организовать сбытовую политику магазинов и предприятий. Именно она выполняет ряд важнейших  для развития политики распределения  функций.

 

 

    1. Особенности функционирования розничной торговли, розничный товарооборот

 

Показателем, характеризующим  объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

Структура розничного товарооборота  выглядит следующим образом:

- макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).

- товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).

- товарно-ассортиментная  структура учитывает соотношение  отдельных видов продукции, входящих  в определенную группу (одежда: мужская,  женская, детская,; мебель: для жилья,  служебных помещений, офисов, дачи  и т.п.).

- микроструктура показывает  удельный вес конкретной продукции  в объёме реализации данного  ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые,  переносные и т.п.).

На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические  условия, национальные особенности  региона.

Анализ особенностей каждого  вида розничной торговли показывает, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В последние годы такое  соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота  реализуется сегодня на основе внемагазинных  форм продаж. Данное обстоятельство имеет  вполне определенные негативные последствия - уменьшение розничного товарооборота.

Для того, чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

- универсализация продовольственной  торговли за исключением товаров  редкого эпизодического спроса;

- развитие специализированных  и узкоспециализированных непродовольственных  магазинов в центрах жилой  застройки;

- формирование торговых  сетей, крупных универсальных  розничных предприятий, торговых  центров и торговых комплексов;

- организация в центральных  торговых зонах жилых массивов  предприятий с высоким уровнем  торгового обслуживания;

- формирование системы  так называемых удобных магазинов,  расположенных в радиусе пешеходной  доступности и торгующих широким  ассортиментом продовольственных  и непродовольственных товаров;

- выделение специальных  зон для уличных ярмарок и  базаров;

- формирование автономных  зон торгового обслуживания вдоль  автомагистралей;

- восстановление розничной  торговли через автоматы.

Инфраструктура розничной  торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие розничных  торговых предприятий с позиции  их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных  торговых предприятий;

- розничных торговых предприятий,  принадлежавших товаропроизводителям;

- розничных торговых предприятий,  принадлежавших оптовым торговым  организациям;

- муниципальных розничных  торговых предприятий.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий  розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной  рыночной среды.

В этой среде независимым  розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие  объединения. Магазин, принадлежащий  товаропроизводителю или оптовой  организации, всегда функционирует  в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный  торговый объект - это, как правило, социально ориентированное розничное  торговое предприятие, дополняющее  сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового  обслуживания.

Разнообразие розничных  торговых предприятий с позиции  их ориентации на конкретную зону торгового  обслуживания должно предусматривать  выделение в любой системе  торгового обслуживания:

- магазинов местного значения;

- магазинов общесистемного  значения;

- магазинов в составе  торговых центров;

- магазинов (палаток, киосков,  павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать  универсальным ассортиментом продовольственных  и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов  общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные  магазины, магазины с комбинированным  ассортиментом товаров.

Особое место в классификации  рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой  совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как  единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому  особую группу розничных торговых предприятий  должны составлять предприятия в  составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный  ассортимент продовольственных  и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать  на пересечении крупных автомагистралей  с тенденцией смещения за пределы  интенсивной городской застройки.

Развитие розничной торговой сети должно идти по следующим основным направлениям:

- рост количества розничных  торговых предприятий будет идти  как за счет нового строительства,  реконструкции и комплексной  рационализации действующих магазинов,  так и на основе прогрессивной  технологии.

- в розничной торговле  наблюдаются процессы создания  внутримежотраслевых объединений и открытие фирменных торговых предприятий товаропроизводящих отраслей. Например, в Минске развивается сеть фирменных магазинов, которые реализуют товары предприятий легкой и текстильной промышленности и входят в состав их акционерных обществ. Необходимо, чтобы повсеместно проходил процесс универсализации торговых предприятий, а так же росло число смешанных магазинов.

- торговые предприятия,  как это следует из экономической  теории и практики, главной целью  своей деятельности обоснованно  считают получение прибыли.

- для достижения главной и всех других целей торговые предприятия должны ориентироваться на спрос покупателей, более полное удовлетворение их нужд и тем самым способствовать обеспечению благополучия людей и общественному прогрессу.

В торговой отрасли, в результате реформ были разрушены основы развития различных видов и типов торговых предприятий, разорваны сложившиеся  розничные и оптово-розничные "цепи", которые были основаны на общих подходах к формированию ассортимента, выборе технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению однообразных форм обслуживания. [7, с. 228]

Необходимо возродить  деятельность предприятий определенных видов и типов, которые выполняли  бы функции ведущего звена, способствовали бы внедрению новых форм организации  торговли и современных технологических  процессов.

В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции  наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие  концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие  разделы: ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и  товаров; указания по организации расчетных  узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров  через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.

Считается, что в данное время важно вмешательство государственных  и муниципальных властей в  различные формы собственности  торговых предприятий. При этом ему  необходимо обеспечить оптимальное  сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной  рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные и потребительские кооперативы, малые предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.)

Так же все предприятия  должны руководствоваться общепринятыми  в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией  на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака  качества, применения гибкой системы  скидок цен и др.)

Таким образом, разнообразие видов предприятий розничной  торговли предполагает использование  магазинных и внемагазинных видов  торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов  по телефону, продажи на дому, внемагазинной  торговли с использованием электронных  технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения. Развитие разнообразных  видов и типов предприятий  и разработка новых методов розничной  торговли является одним из важных направлений розничной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

    1. Классификация предприятий розничной торговли

 

Розничная торговля - это  торговая деятельность по продаже товаров  и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного  или домашнего использования. Все  участники каналов распределения - производители, оптовики, импортеры - могут выступать в качестве розничных  торговцев, если сбывают продукцию  непосредственно конечным потребителям.

Чтобы выяснить основные формы  розничной торговли, необходимо рассмотреть  критерии, по которым обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких критериев используют структуру собственности, структуру  стратегии организации торговли, уровень предлагаемых услуг и  немагазинные формы торговли.

Новая тенденция белорусского ритейла - освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”. Как бы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не остановить.

Сейчас на белорусском  рынке представлены почти все  торговые форматы организованного ритейла. Самые распространенные из них:.

Дискаунтеры - в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.

Информация о работе Роль и организация розничной торговли в процессе распределения