Роль и организация розничной торговли в процессе распределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.
Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований, происходящих в РБ.
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского ГПТ, а также наметить основные пути их рационализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность и виды розничной торговли 5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли, розничный товарооборот 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16
2.1. Классификация предприятий розничной торговли 16
2.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 19
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
3.1. Развитие розничной торговли в Беларуси 25
3.2. Деятельность магазина № 19 Борисовского горпищеторга 34
3.3. Организация сетей розничных магазинов в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической  теории

 и маркетинга

 

 

 

 

 


 

Курсовая работа

по дисциплине «Распределение промышленных товаров»

Тема: «Роль  и организация розничной торговли в процессе распределения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 5

1.1. Сущность и виды розничной торговли 5

1.2. Особенности функционирования розничной торговли, розничный товарооборот 10

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16

2.1. Классификация предприятий розничной торговли 16

2.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 19

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25

3.1. Развитие розничной торговли в Беларуси 25

3.2. Деятельность магазина № 19 Борисовского горпищеторга 34

3.3. Организация сетей розничных магазинов     в     Республике Беларусь 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного  хозяйства на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась  с рядом проблем: высокие налоги, высокая конкуренция, повышение  квот и т.д.

Возникшие проблемы в результате различных причин выдвинули предложения  о коренной реорганизации отрасли, необходимости  реформирования торговли. Кроме того, развитие и образование  рыночных механизмов, появление многообразия организационно-правовых форм предприятий  торговли, вовлечения в торговлю значительного  числа населения республики, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и новых технологий обусловили потребность  в новых подходах к организации  и планированию торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые  соответствуют их разнообразным потребностям.

Основной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с  одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой, среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач  вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, не совершенствованное по устройству и планированию, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном  этапе преобразований в РБ имеет  свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством  и т.д., поэтому готовые рецепты  реформирования торговли отсутствуют.

Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование  и повышение эффективности организации  и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран  на основе экономических преобразований, происходящих в РБ.

Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В  связи с этим основная цель настоящей  работы – исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия  на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского ГПТ, а также наметить основные пути их рационализации. Для  достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных  между собой теоретических и  практических вопросов, таких как  понятие и функции розничной  торговли, виды розничной торговли, особенности её организации в  различных отраслях экономики. Для  этого используются различные учебные  пособия, законодательные документы, статистические данные, что позволяет  эффективно дать оценку развитию розничной  торговли в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

  1. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 

    1. Сущность и виды розничной торговли

 

В процессе коммерциализации белорусской экономики особую значимость приобретает такая важная форма  реализации  товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля - это  завершающая форма продажи товаров  конечному потребителю в небольших  объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.  Коммерческая работа по продажи в розничных  торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. [4,с. 115] Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является именно розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для  личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного  потребления или хозяйственных  нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной  торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров  осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных  пунктов и т.д.

Розничная торговля выполняет  ряд функций:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и  предложение на конкретные виды  товаров;

- осуществляет поиск товаров,  необходимых для розничной торговли;

- проводит отбор товаров,  их сортировку при составлении  требуемого ассортимента;

- осуществляет оплату  товаров, принятых от поставщика;

- проводит операции по  приемке, хранению, маркировке товаров,  устанавливает на них цены;

- оказывает поставщикам,  потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные  и другие услуги.

Розничная торговля, являясь  выражением малого бизнеса в Беларуси, отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИЧП (индивидуальное частное предприятие), МП (малое предпринимательство), АОЗТ (акционерное общество закрытого  типа), АООТ (акционерное общество открытого  типа), кооперативов и других форм частного предпринимательства.

Наибольшее развитие розничной  торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.

Выделяют следующие виды розничной торговли:

Стационарная  торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

Существует много видов  магазинов, среди них:

- традиционное обслуживание  через прилавок;

- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет  свободный доступ к товарам;  в результате сокращается время  торговой операции и увеличивается  пропускная способность магазина  с последующим увеличением объема  реализации. Оплата за отобранные  товары проводится в узлах  расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами.  Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся  сеть магазинов самообслуживания  в Беларуси почти полностью  прекратила своё существование;

- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается  на витрины, полки, что значительно  снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа  осуществляется по более низким  ценам;

- магазины, торгующие по  каталогам. Каталоги могут быть  выданы потенциальным покупателям,  посетившим данный магазин, или  разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар,  направляет заказ с указанием  своих реквизитов в магазин  почтой. Магазин принимает решение  об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного  зала покупатель может сделать  заочный заказ по каталогу  либо посетить магазин и лично  выбрать необходимый ему товар.  При торговле по предварительным  заказам оплата может быть  разная: при получении товара, в  форме предоплаты или путем  почтового перевода; выполнение  заказа часто сопровождается  доставкой товара непосредственно  по адресу покупателя;

- продажа через торговые  автоматы. Торговые автоматы удобны  тем, что могут работать круглосуточно,  без торгового персонала. Их  устанавливают внутри магазина  или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).

Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.

Здесь выделяют следующие  виды торговли:

- разносная с применением лотков и других несложных устройств;

- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;

- прямая продажа на дому.

Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В Беларуси эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.

Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

Многообразные формы и  методы розничной торговли не могут  быть эффективными без качественного  оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три  вида:

- связанные с покупкой  товаров, т.е. приём заказов,  компетентные консультации, упаковка  товаров и их доставка на  дом;

- услуги, оказываемые покупателям  после приобретения товаров: подгонка  швейных изделий под клиента,  раскрой купленных тканей, установка  и наладка на дому сложных  видов электронной техники (компьютеров,  телефонов, музыкальных центров);

- услуги, сопутствующие эффективной  реализации товаров: благоприятная  и уютная атмосфера с высокой  культурой обслуживания; организация  буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей,  ремонтные мастерские и др.

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются  в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.

В структуре розничной  торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в  соответствующие группы по признаку производственного происхождения  или потребительского назначения. В розничной торговли в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

- специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.

- узкоспециализированные  магазины продают товары составляющие  часть товарной группы (мужская  одежда, рабочая одежда, шёлковые  ткани и др.).

Информация о работе Роль и организация розничной торговли в процессе распределения