Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения товаров магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.
Объектом исследования является универсам "Высшая Лига".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Определение, значение, правила размещения и выкладки товаров в торговом зале……………………………………………………….6

1.1.Основы размещения и выкладки товаров в торговом зале…………..6

1.2 Технология размещения товаров в торговом зале……………….12

Глава 2 Анализ размещения и выкладки товара в магазине……………26

2.1. Характеристика торговой деятельности магазина…………………...26

2.2.Экономические расчеты.………………………………………………….28

2.3. Рекомендации по ассортиментной политике магазина «Высшая Лига»…………………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………...42

Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

кд курсовик.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

 

 

 

-для выделения  и лучшего восприятия желательно  сопровождать выкладку художественным  оформлением, рекламоносителями (воблер, шелфтокер, страйп)

-продукция  не должна менять место своего  расположения часто.

Даже самое малое пространство торгового зала можно использовать эффективно и совсем не обязательно строить сложные композиции, занимающие большую площадь.

"Эффективность  работы магазинов, качество обслуживания  покупателей во многом зависят  от рационального размещения  товаров в торговом зале. Оно  позволяет правильно спланировать  покупательские потоки, сократить  время на отборку товаров, увеличить  пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала  магазина при пополнении товарных  запасов в торговом зале. Поэтому  размещение товаров в торговом  зале магазина следует осуществлять  с учетом следующих основных  требований."[6]

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Однородные товары лучше размещать концентрированно.

Соблюдение правил выкладки обеспечивает максимальные закупки, и работает на поддержание товара на рынке сбыта.

Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.

 

1.2 Технология размещения товаров  в торговом зале

 

Размещение изделий - это их расположение на площади и оборудовании торгового зала, наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия уделяют должное внимание данным аспектам деятельности, и это неудивительно, размещение и выкладка являются важными средствами стимулирования сбыта.

"При  выкладке товаров в упаковке  рекомендуется отдельные образцы  оставлять без упаковки или  в прозрачной упаковке, чтобы  покупатель мог ознакомиться  с ними" [9]

При размещении товаров определяется принципиальный способ выкладки - вертикальный и горизонтальный.

Вертикальная выкладка предусматривает размещение товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

Вертикальный способ выкладки, предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на полках стеллажей сверху вниз, что обеспечивает свободный доступ покупателей различного роста и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера - верхние полки.

Вертикальная выкладка более эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.

В случае, когда необходима горизонтальная выкладка, нужно учитывать, что на самой нижней полке размещается товар более дешевый или менее привлекательный, а также изделия больших размеров.

При горизонтальной выкладке ту или иную разновидность товаров размешают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки.

Подобная выкладка может иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или иной товар себя презентует. В первом случае продукция разделяется по виду товара. Вторым вариантом будет горизонтальное расположение по торговой марке, таким образом, товар каждого производителя располагается совершенно отдельно от конкурентов.

"Свои  пиковые зоны продаж горизонтальная  выкладка имеет справа от центра  и в самом центре полки. Наиболее  слабые места размещения - это  боковые и с левой стороны  от центра. Как правило, недорогие  товары располагаются в слабых  зонах, считается, что покупатель  обнаружит их и там, а в самых  сильных зонах - продукты более  дорогой ценовой категории."[8]

На практике часто встречается смешанный тип выкладки с элементами как горизонтальной, так и вертикальной схем. Выигрышной считается дисплейная выкладка, когда на обзорном месте по ходу движения покупательского потока располагается фирменная стойка или стенд. Являясь в своем роде дополнительным торговым оборудованием и рекламой в одном лице, данная дополнительная точка продаж может хорошо презентовать изделия, использовать различные инструменты и способы расстановки товара.

Применяют также блочную выкладку, или выкладку продукции по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение, как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).

Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь наглядность и побуждать к желанию приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

Рассмотрим еще несколько принципов выкладки товаров.

1. Недорогие  товары работают на то, чтобы  создать у покупателя благоприятное  впечатление об уровне цен  магазина.

2. Принцип  чередования, когда товары с низкими  и высокими ценами чередуются, приносит торговой точке наибольшую  прибыль.

3. С учетом  предыдущего принципа основные  дорогие марки, бренды следует  размещать в самом начале ассортиментной  группы. Это логично, ведь в еще  пустую корзину человек положит  большее количество товара.

4. На переднем  плане полки выставляются так  называемые фейсы - это единица  продукта, расположенная лицом к  покупателю, подобных рядов может  быть различное количество, что  связано с имеющимся объемом  продукции в наличии и возможностями  полочного пространства, наиболее  оптимальным является 3-5 фейсов каждого  вида продукции.

5. Принцип  напыщенности и гармоничности  зависит от наличия товара  и его ассортимента. Если продукция  представлена в малом количестве, хотя можно заполнить оборудование  большим количеством единиц продукции, то покупателю труднее будет  акцентировать внимание на данном  товаре, она будет воспринята  как единичная, разрозненная, потеряется  в глазах покупателя.

6. Принцип  удлинения полок. Можно удлинить  полку, поставив корзину с уцененным  товаром. Применяется и иллюзионное  удлинение с помощью зеркал, к  тому же, если зеркало расположить  и сверху, то произойдет мнимое  удваивание продукции.

7. Принцип  объединения товаров по группам. Применяется к товарным позициям  одной серии.

8.Принцип "наилучшему  товару - лучшее место" более применим  в собственных магазинах. Товар, который приносит самую большую  выручку, должен располагаться в  наиболее выигрышном месте.

При размещении отдельных групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и комплексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать по возможности рядом (например, посуда и столовые приборы).

За всеми группами товаров закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям привыкнуть к месту их расположения и ускоряет процесс продажи.

  Выделяют различные типы товара:

"Основные  товары (staple merchandise) - это те товары, которые розничная фирма продает  постоянно. Для супермаркетов основными  товарами являются, например, молоко, хлеб.

К ассортиментному товару (assortment merchandise) относится одежда, мебель, автомобили и другие типы продуктов, которые розничный торговец предлагает в ассортименте, чтобы предоставить покупателю возможность выбора. Многие товары популярных размеров и цветов заказывают с помощью плана запасов модели; чтобы сделать ассортимент лее разнообразным, заказывают также небольшие количества товаров менее популярных размеров и цветов.

"Модный  товар (fashion merchandise) - это продукты, продажи  которых носят циклический характер  из-за изменения вкусов и образа  жизни людей. Например, такие товары, галстуки-бабочки или мини-юбки, очень хорошо продаются в течение  нескольких лет, затем на некоторое  время теряют популярность, а  потом снова входят в моду. Для таких товаров строить  прогнозы довольно сложно"

Сезонный товар (seasonal merchandise) - продукты, которые хорошо продаются только в сезон, т.е. в определенные периоды времени, не следующие один за другим. Такие товары, как лыжное снаряжение или системы кондиционирования воздуха, прекрасно продаются в течение только одного зимнего или летнего) сезона в году. И, поскольку самые высокие показатели объемов продаж сезонных товаров обычно приходятся на одно и то же время года, составлять прогнозы для них довольно легко.

С помощью товаров индустрии развлечений (fad merchandise) за короткое время генерируются большие объемы продаж. Но очень часто популярность игрушек и игр недолговечна. Поэтому розничной фирме следует быть осмотрительной и не относиться к товарам индустрии развлечений с чрезмерным оптимизмом или, наоборот, пессимизмом, строить прогнозы для этих товаров трудно потому, что нужно определить, действительно они будут иметь большой успех и как долго это будет продолжаться. Иногда товары индустрии развлечений становятся "долгожителями", и тогда наблюдаются остаточные явления продаж на протяжении достаточно длительного периода.

При составлении прогнозов для самых ходких товаров (которыми могут быть основные товары, товары индустрии развлечений и т.д.) используют список "всегда в продаже", чтобы определить, какое количество товара необходимо приобрести для перепродажи. Цель заключается в том, чтобы закупить достаточное количество данных товаров, чтобы они всегда были в наличии.

  Анализ выкладки в торговой группе «Высшая Лига»

 

Торговая сеть, учитывающая в своей деятельности комплексные потребительские запросы самой широкой аудитории, оперирует магазинами в самом эффективном формате современной розницы - магазинами самообслуживания. В каждом магазине сети созданы все необходимые условия для комфортной покупки - просторные залы, удобное торговое оборудование, удобная выкладка товара. Система самообслуживания наряду с квалифицированным консультированием и полной предпродажной подготовкой товара позволяет покупателям значительно экономить их время.

Постоянные специальные предложения и рекламные акции, проходящие на регулярной основе, привлекают в магазины сети новых клиентов и укрепляют лояльность постоянных покупателей.

  В магазинах самообслуживания "Высшая Лига" товары и торговое оборудование размещаются таким образом, чтобы направить покупателей против часовой стрелки :проход за проходом по всему магазину. Основные продукты питания: чай, кофе, хлеб, мясо, сахар, яйца, которые приносят магазину небольшой или средний доход, размещаются отдельно, в задней части магазина.

В поисках этих продуктов покупатель проходит по всему магазину, обозревая товары, в изобилии размещенные по левую и правую стороны от него. При этом покупателя подвергают искушению товарами с более высокой разницей между себестоимостью и продажной ценой. Таким образом, стимулируются максимальные объемы продаж и доходов.

Максимальному увеличению объемов продаж способствует размещение товаров на полках на уровне глаз.

Товары в магазинах "Высшая Лига" группируются по секциям (комплексам). Их специализация строиться по товарно-отраслевому принципу: секция - напитки, секция - хлебобулочные изделия и т.п.

Определение места расположения секций - это, прежде всего продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса.

Закрепление за секциями зон размещения в торговом зале проводится с учетом следующих основных требований:

  -зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к продаже;

-зона  товарных групп, требующих длительного  ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового  зала;

-затраты  труда торгового персонала, связанные  с пополнением и перемещением  товаров в торговом зале, являются  минимальными;

Информация о работе Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина