Размещение товаров в торговом зале

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:30, лекция

Краткое описание

Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается еще при составлении его технологической планировки .
Размещая товары в торговом зале, исходят из ассортимента реализуемых в магазине товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы. Учитывают также конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д. Кроме того, на размещение товаров в магазине оказывают влияние определенные правила установки различных видов торгово-технологического оборудования, необходимость соблюдения правил пожарной безопасности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

    1. Размещение товаров в торговом зале

  Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается еще при составлении его технологической планировки . 
 Размещая товары в торговом зале, исходят из ассортимента реализуемых в магазине товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы. Учитывают также конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д. Кроме того, на размещение товаров в магазине оказывают влияние определенные правила установки различных видов торгово-технологического оборудования, необходимость соблюдения правил пожарной безопасности. 
 При продаже товаров через прилавок обслуживания покупателям предлагаются только образцы товаров, находящиеся за прилавком. Поэтому для покупателей не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранные ими товары. 
 С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приобретают самостоятельное значение и оказывают прямое влияние на товарооборот. 
 В магазинах, ассортимент которых состоит из продовольственных и непродовольственных товаров, для размещения этих товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если не удается обособить эти зоны, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары, например, мелкие галантерейные изделия. 
 Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Сначала определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале с учетом площади, необходимой для их выкладки. 
 При самообслуживании всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром, поэтому особенно большое значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров. 
 Размещая товары, руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства. 
 Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки. Следовательно, размещать товары необходимо так, чтобы обеспечить равномерное распределение потока покупателей по всему торговому залу. 
 При размещении товаров в торговом зале их стремятся подбирать по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению. Это дает возможность покупателям совершать комплексные покупки, сокращает время их пребывания в магазине. 
 Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут заменить друг друга по своим потребительским свойствам. 
 Группировка по назначению — это расположение рядом товаров, которые могут удовлетворить какую-либо определенную потребность покупателя. 
 Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание же благоприятных условий для приобретения товаров, в том числе и за счет сокращения времени на их выбор при правильном размещении, позволяет увеличить число таких покупателей. 
 Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром. 
 При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования: 
 • зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, должна примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;  
 • для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков; 
 • крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около контрольно-кассового узла или близко к выходу из торгового зала; 
 • товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых помещений; 
 • выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателей. 
 Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах. 
 Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то можно расположить их в нескольких местах торгового зала. 
 Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), размещают за прилавком обслуживания. 
  Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать стиральные порошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары . 
 При распределении товаров на площади торгового зала важно также создать условия для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременным пополнением товаров.

2. Выкладка товаров в торговом зале

  При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров. 
 Эффективное использование площади выкладки и емкости оборудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и сокращению запасов товаров в кладовых магазина. 
 Как уже отмечалось, наиболее продуманным размещение товаров должно быть в торговых залах магазинов самообслуживания. Здесь следует выкладывать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. При этом должен быть облегчен доступ покупателей ко всем товарам, обеспечено быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента. 
 Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности. 
 При выкладке товаров в упаковке рекомендуется поместить один образец без нее или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о ее содержимом. 
 Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается выкладывать товары в загрязненной и деформированной упаковке. 
 Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный. 
 Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивается хороший показ товаров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами. 
 При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну-две полки. 
 Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах. 
 На практике чаще всего комбинируют оба эти способа, применяя элементы как горизонтальной, так и вертикальной выкладки. 
 Используют различные приемы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями. Некоторые товары подвешивают на специальных приспособлениях (штангах, консолях и т. п.). 
 В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом в кассетах и контейнерах, а скоропортящихся продуктов — в охлаждаемых прилавках. Этот прием удобен и покупателям, и продавцам (требуется меньше времени на выкладку товаров и можно более рационально использовать экспозиционную площадь оборудования). 
 Выкладка бывает товарная и декоративная. 
 Товарную выкладку используют в магазинах самообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров. 
 Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид, позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее можно применять для оформления витрин, в магазинах или отделах, где продажа товаров производится через прилавок обслуживания. Но использование декоративной выкладки в магазинах самообслуживания нецелесообразно, так как покупатели неохотно разрушают сооружения из товара в виде пирамид, красиво выложенных стопок, спиралей и т. д. 
 Выкладывая товар, необходимо учитывать степень спроса на него, цену и другие характеристики. 
 В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю в товарообороте занимают товары повседневного и частого спроса. Поэтому их выкладка должна быть особенно удобной для покупателей и тем самым способствовать увеличению продажи. Эти товары выкладывают в большом количестве таким образом, чтобы покупатель мог легко взять их. Если позволяет упаковка, такие товары удобнее выкладывать навалом, например, в корзинах. 
 Товары, пользующиеся редким спросом, а также более дорогие по сравнению с аналогичными , расположенными рядом, выкладывают на верхних полках. 
 Дешевые товары целесообразно размещать внизу оборудования, в том числе навалом. 
 Повысить эффективность выкладки товаров позволяет и знание особенностей психологии покупателей. 
 Например, известно, что наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные в поле их зрения, на высоте 80-160 см. Кроме того, более удобными для них зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Поэтому здесь следует выкладывать товары устойчивого спроса, а рядом с ними товары, продажу которых хотят увеличить (например, новые или малознакомые товары), и товары импульсивного спроса, желание купить которые возникает у покупателя только после того, как он обратит на них внимание. С этой же целью товары импульсивного спроса выкладывают на торцовых полках горок. 
 Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже замечают товары, находящиеся в начале и в конце каждого ряда. Значит, на таких полках должно быть отведено место для товаров в яркой, обращающей на себя внимание, упаковке. Здесь же целесообразно поместить рекламную информацию на плакатах, выложить красочные буклеты, листовки и т. п. 
 Замечено, что в магазинах, имеющих насыщенную выкладку, товары реализуются лучше. Поэтому пополнение ими оборудования продавцы должны производить не только до открытия и перед закрытием магазина, но при необходимости и в течение рабочего дня. 
 

3. Размещение и выкладка отдельных видов товаров

  Швейные и трикотажные изделия группируют по видам, моделям, размерам, ростам. Их размещают на вешалках и кронштейнах. Отдельные образцы швейных и трикотажных товаров помещают во внутримагазинные витрины, на манекенах и стендах. 
 Товары для мужчин, женщин и детей размещают в торговом зале отдельно. 
  Головные уборы выкладывают на кронштейнах, укрепленных на перфорированных щитках пристенных и островных горок. Рабочий запас располагают стопками на нижних полках горок. 
  Меховые товары группируют по виду меха, помещая информацию о нем на каждом образце. 
 Все перечисленные выше товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера, а для одежды и белья — роста. 
 Ткани группируют по видам и роду волокна, из которого они изготовлены. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон. 
 Размещают образцы на стендах, кронштейнах, островных горках, прилавках так, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ. 
 Обувь располагают на оборудовании по половозрастному признаку (мужская, женская, детская). В каждой группе ее выкладывают по видам (ботинки, полуботинки, туф ли и т. д.), размерам и моделям с учетом сезонности. 
 На торговом оборудовании закрепляют единообразные указатели размеров. 
 Рекомендуется выкладывать на оборудовании несколько пар каждого вида и размера обуви, так как ее запас в торговом зале одновременно является выставочным и рабочим. При этом одинаковые пары должны размещаться на одной полке или кронштейне. 
Резиновую и валяную обувь размещают отдельно от других видов обуви. 
 Информация, содержащаяся на ярлыке, должна включать в себя наименование обуви, артикул, цену, размер. 
 Сопутствующие товары (вкладные стельки, набойки, предметы ухода за обувью) выставляют открыто в кассетах пристенных и островных горок. 
 Размещенные в торговом зале образцы технически сложных, товаров должны иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие основные технические характеристики. Эти товары демонстрируются в собранном виде. 
  Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней выставляют для продажи, группируя по их назначению. Они обязательно должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия. Для изделий без вставок из драгоценных камней указывается также цена за 1 грамм. 
  Товары бытовой химии размещают на стендах, кронштейнах, горках, столах, прилавках и другом торговом оборудовании. Чтобы обеспечить удобство выбора, эти товары группируют по видам в зависимости от назначения (моющие, чистящие, полирующие и т. д.). 
 Мебель должна быть размещена в торговом зале таким образом, чтобы покупатели имели возможность рассмотреть гарнитуры и отдельные предметы. В крупных магазинах оформляются интерьеры квартир с показом имеющихся в продаже наборов мебели с использованием сопутствующих товаров. 
 На каждом образце товара помещается ярлык с указанием названия изделия, артикула и цепы. На ярлыке к гарнитуру указываются все входящие в него предметы, цена каждого предмета и общая стоимость набора. 
  Скоропортящиеся продовольственные товары выкладывают в охлаждаемых прилавках и витринах по видам продуктов. 
    Для выкладки остальных продуктов используют полки горок, навесные корзины, тару-оборудование и др. 
  Хлеб и хлебобулочные изделия выкладываются в шкафах и горках в достаточном количестве. Хлеб размещают так, чтобы покупатели имели возможность отобрать его, не касаясь руками соседних изделий. Отбор хлеба должен производиться только специальными вилками. 
 Ярлыки цен крепятся к оборудованию, на котором раз мещены хлебобулочные изделия. 
  Кондитерские изделия, продаваемые на вес через прилавок обслуживания, размещают по видам и сортам на рабочем месте продавца. С этой целью используют внутренние полки прилавков (на них размещают печенье, вафли, пряники и другие изделия в таре поставщика), а также ящики и кассеты прилавков и пристенных шкафов, куда высыпают карамель и конфеты в завертке. 
 Образцы всех кондитерских изделий, имеющихся в продаже, выставляются в витринах. Для этого применяют корзины, вазы, блюда и другой инвентарь. 
 Расфасованные кондитерские изделия выкладывают на прилавках, горках и др. 
 Торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой размещают в охлаждаемых витринах и шкафах. Пирожные, рулеты, кексы выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками. 
  Картофель и плодоовощные товары выставляются на горках и прилавках, в лотках, кассетах, корзинах, тележках и другом оборудовании и инвентаре. 
 В магазинах самообслуживания эти товары продают фасованными и упакованными в бумажные и полимерные  пакеты, хлопчатобумажные и полимерные сетки, а также связанными в пучки (редис, салат, лук зеленый и другая зелень). 
 При продаже товаров через прилавок обслуживания на прилавках, горках и витринах должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров, снабженные ярлыками с указанием наименования, сорта и цены за 1 кг или за штуку (пучок). 
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 
1. Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале? 
2. Какие требования учитываются при закреплении за товарными группами постоянных зон размещения? 
3. Какие товары считаются взаимозаменяемыми? 
4. Приведите примеры сопутствующих товаров. 
5. Какие товары реализуют через прилавок обслуживания? 
6. Какие правила должны соблюдаться при выкладке товаров в торговом зале? 
7. Какими способами производят выкладку товаров на торговом оборудовании? 
8. Какие приемы используют при выкладке товаров в торговом зале? 
9. Чем отличается товарная выкладка от декоративной ? В каких случаях они применяются? 
10. Каким образом выкладка позволяет привлечь внимание покупателей к товарам? 
11. Какие особенности поведения покупателей следует учитывать при размещении и выкладке товаров? 
12. Приведите примеры выкладки отдельных видов товаров в торговом зале.

 


Информация о работе Размещение товаров в торговом зале