Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения товаров магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.
Объектом исследования является универсам "Высшая Лига".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Определение, значение, правила размещения и выкладки товаров в торговом зале……………………………………………………….6

1.1.Основы размещения и выкладки товаров в торговом зале…………..6

1.2 Технология размещения товаров в торговом зале……………….12

Глава 2 Анализ размещения и выкладки товара в магазине……………26

2.1. Характеристика торговой деятельности магазина…………………...26

2.2.Экономические расчеты.………………………………………………….28

2.3. Рекомендации по ассортиментной политике магазина «Высшая Лига»…………………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………...42

Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

кд курсовик.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет коммерции

 

Кафедра Торговое дело. Коммерция

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

 

Тема: Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина

(на примере  универсама «Высшая Лига»)

 

 

 

  

Студентки 2 курса заочного отделения

 Факультета коммерции:

                     Мозотовой Татьяны Александровны

 

 

 

 

Рецензент: ст.пр.Климова С.В.

                                                                                        Оценка__________________________

Подпись__________________________

Дата «_____»________________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1  Определение, значение, правила размещения и выкладки товаров в торговом зале……………………………………………………….6

 

1.1.Основы  размещения и выкладки товаров  в торговом зале…………..6

 

1.2 Технология размещения  товаров в торговом зале……………….12

 

Глава  2 Анализ размещения и выкладки товара в магазине……………26

 

2.1. Характеристика торговой  деятельности магазина…………………...26

 

2.2.Экономические расчеты.………………………………………………….28

 

2.3. Рекомендации по ассортиментной политике магазина  «Высшая Лига»…………………………………………………………………………38

 

Заключение……………………………………………………………………...42

 

Список использованной литературы………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для организации успешной торговли выкладку и размещение товара необходимо планировать заранее. Разработка плана с использованием выполненных на бумаге чертежей расположения продукции требует времени, но следует помнить, что перекладывать с одного места на другое любые виды товаров легче на бумаге, чем в реальности. При наличии плана можно сэкономить массу ценного времени при выкладке товаров для показа покупателям. Практически все компоненты бизнеса, сегодня поддаются автоматизации. И это не только бухгалтерский учёт или делопроизводство, но и торговля. Правильная выкладка товара в торговом зале супермаркета на витринах и стеллажах магазинов может серьёзно улучшить объём продаж. Сегодня в этой сфере есть достаточно много наработок, даже существуют специализированное программное обеспечение, в задачу которого входит составление планограмм, и визуальное получение результатов от такого мероприятия. Конечно, многое зависит и от площади магазина и от выбранной планировки и конечно от предполагаемого ассортимента.

В важную роль в развитии сферы торговли играет рациональное размещение товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания.

Надо создавать и учитывать удобства при ознакомлении и выборе товара, поскольку товары обладают высокой притягательностью для покупателей и это позволяет сохранить необходимый для торговых предприятий объем оборота и обеспечить прохождение покупательского потока и в отдаленные участки торгового зала.

В связи с выше изложенным тема исследования актуальна и представляет не только практический, но и теоретический интерес.

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения товаров магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

-рассмотреть задачи совершенствования  и общие требования к устройству  и планировке магазинов;

-проанализировать практический  аспект устройства, планировки оборудования  магазина и основные направления  их рационализации.

Объектом исследования является универсам "Высшая Лига".

Предметом исследования является устройство и планировка магазина и размещение продукции универсама «Высшая Лига».

В курсовой работе были использованы научные труды авторов Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, статистическая отчетность предприятия, законодательные акты, периодическая статистика журналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Определение, значение, правила размещения и выкладки товаров в торговом зале.

 

    1. Основы размещения и выкладки товаров в торговом зале

 

В управлении процессами торговли важная роль, отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Под выкладкой часто подразумевается сложный процесс, связанный с расположением и укладкой предлагаемого наименования продукта, чтобы он выигрышно был показан потребителю.

"Грамотно  расставить товар - это искусство, стратегия которого должна быть  просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая  в порядке выкладка всегда  способствует приобретению покупателем  товара"

"Эффективность  работы магазинов, качество обслуживания  покупателей во многом зависят  от рационального размещения  товаров в торговом зале. Оно  позволяет правильно спланировать  покупательские потоки, сократить  время на отборку товаров, увеличить  пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала  магазина при пополнении товарных  запасов в торговом зале."[1]

Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Рациональное размещение продукции способствует стимулированию покупательского потока и значительно экономит время обслуживания посетителей. Постоянные посетители быстро находят необходимый им товар, так как знают место его расположения.

"Определяющим  фактором при распределении установочной  и демонстрационной площади торгового  зала между отдельными группами  товаров является частота их  приобретения. Чем выше частота  приобретения товаров отдельных  групп, тем большая установочная  и демонстрационная площадь (а  соответственно и площадь торгового  зала) необходима для их размещения" [3]

Такой принцип размещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально использовать торговую площадь. Поэтому в рамках товарной специализации магазина, избранной торговым предприятием для осуществления своей деятельности, должна быть определена частота приобретения товаров отдельных групп покупателями с учетом сезонных особенностей спроса.

Важным фактором, влияющим на размер площади торгового зала, отводимой для размещения отдельных товаров, являются затраты времени покупателей на их осмотр и отбор. Чтобы не создавать излишнего скопления покупателей на отдельных участках торгового зала, под товары, требующие значительных затрат времени на их осмотр и отбор, следует отводить большую площадь.

"Существенное  влияние на распределение площади  торгового зала между отдельными  группами товаров оказывает широта  их ассортимента. Чем выше число  разновидностей, предлагаемое для  реализации покупателям в рамках  отдельной группы, тем большей  при прочих равных условиях  должна быть площадь торгового  зала, отводимая для их размещения."[4]

Определенное влияние на размер площади, отводимой для размещения отдельных товаров, оказывают их габариты. Для крупногабаритных товаров при прочих равных условиях отводится большая площадь торгового зала.

С учетом рассмотренных факторов и особенностей формирования группового ассортимента товаров в рамках избранной формы его специализации осуществляется распределение площади торгового зала в разрезе отдельных товарных групп.

При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их выкладки. В магазинах самообслуживания применяются следующие основные приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопками и другие.

"Наиболее  распространенным приемом является  выкладка товаров навалом. Этот  прием удобен и для покупателей, и для персонала - он требует  меньших затрат труда на выкладку  и обеспечивает более эффективное  использование демонстрационной  площади оборудования"[2]

Особенно удобна выкладка товаров навалом в контейнерах, корзинах, на полках горок, на прилавках - витринах и т.п. Однако такая выкладка целесообразна не для всех товаров.

В зарубежной практике для выкладки непродовольственных товаров навалом используются столы с высокими бортами (особенно при продаже уцененных товаров - в упаковке и без нее). Покупатель свободно выбирает необходимые товары, а после осмотра их не нужно укладывать строго на прежнее место. Кроме того, при такой выкладке не требуется постоянное наблюдение со стороны продавцов, но при этом несколько снижается коэффициент демонстрационной площади.

При выкладке товаров на оборудовании следует руководствоваться принципом, что товар - не декорация, потому не следует составлять из товаров пирамиды и другие не фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе.

Цели использования выкладки едины для всех торговых марок:

-добиться, чтобы  товар вошел в доверие к  потребителю и стал любимым;

-увеличить  объем продаж;

-быть сильным  конкурентом для одноименных  товаров других производителей;

-увеличить  воздействие товара на потребителя;

-заслужить  признание благодаря идеальному  представлению изделий.

Заметный товар чаще всего становится выбором покупателя, особенно большое значение имеет полка, на которой расставлен продукт. Многочисленные исследования показывают, что средние полки, расположенные на уровне глаз посетителя, способствуют максимальным продажам, в народе мерчандайзеры  называют такие полки золотыми, именно за них и разворачивается борьба. Полки, находящиеся выше уровня глаз, имеют показатели продаж ниже, чем средние, и называются серебряными. Соответственно, самые нижние полки обречены, они занимают третье место по выигрышности размещения. Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона попок, расположенных на высоте 110 - 160 см над уровнем попа. Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны попок, расположенных на высоте 80 - 110 см (нижняя) и 160 - 180 см (верхняя) от уровня пола.

С учетом такого зонирования полок оборудования производится выкладка отдельных товаров. Товары на оборудовании следует размещать таким образом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками. Чем большая масса товаров расположена на оборудовании, тем лучше они реализуются.

 

Существует ряд общих обязательных правил, используемых в мерчандайзинге:

- ближе к  покупателю должен располагаться  товар, у которого срок реализации  близок к завершению. Продукты  более позднего срока действия  находятся далеко, в глубине полки. Такой принцип помогает избежать  остатков просроченных товаров. Кроме того, залежавшийся товар  с истекающим сроком годности  можно реализовать, применив дополнительные  акции, презентации, дегустации и  т.д.;

-продукты  располагаются лицевой стороной  к покупателю и должны быть  видны целиком, не загораживая  друг друга.

-хороший  обзор способствует увеличению  заметности и заострению внимания  покупателя, ценники должны быть  правдивыми, эстетичными, соответствовать  товару и нести легко читаемую  информацию. Плюсом будет являться  наличие у прилавка каталога  с продукцией и ценами, где  покупатели могли бы самостоятельно  найти интересующую и нужную  для них информацию о составе, уточнить стоимость; 

-при желании  взять товар в руки не должно  быть никаких лишних преград, потребителю должно быть удобно, доступный путь к товару - еще  одно правило.

-совершенный  внешний вид изделий, максимальная  опрятность формирует впечатление  о товаре, производителе и о  магазине в целом. Опрятность  относится к витринам, стеллажам, полкам и прочему торговому  оборудованию, которое должно содержаться  в чистоте и порядке.

Информация о работе Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина