Торговый зал

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:31, доклад

Краткое описание

В работе изложены основные требования к торговому залу предприятия.

Файлы: 1 файл

ОРТ.docx

— 25.12 Кб (Скачать)

ТОРГОВЫЙ ЗАААААЛ

 

ЗОНИРОВАНИЕ 
Итак, концепция магазина определена. В ней отражен полный ассортиментный перечень, группы товаров, перечень отделов, который может быть, например таким:

  • Овощи–фрукты;
  • Мясо и мясопродукты;
  • Молочные продукты;
  • Гастрономия, кулинария;
  • Рыба;
  • Замороженные продукты;
  • Бакалея;
  • Хлебобулочные и кондитерские изделия;
  • Соки–воды;
  • Спиртные напитки;
  • Сопутствующие товары.

Помимо отделов при зонировании  учитываются такие объекты и  параметры, как зона входа–выхода, кассовая зона, пути подачи товара в  торговый зал, направления покупательских потоков, предпочтения покупателей  и др. 
Считается, что различные зоны в торговом помещении неравноценны по отдаче. По ходу своего движения покупатель в первой четверти зала совершает около 40% покупок, во второй — около 30%, в третьей — 20% и в оставшейся —10%. Также имеется статистика, что 80% покупателей обходит все точки продаж, расположенные по периметру, и только 50% покупателей обходят внутренние ряды. И хотя эти цифры весьма условны и применимы к торговым объектам средней площади, их необходимо учитывать.  
Для грамотного зонирования все товары в соответствии с предпочтениями потенциальных покупателей делят на:

  • товары повседневного спроса;
  • товары периодического спроса;
  • товары импульсного спроса.

Товары повседневного спроса —  это товары, покупка которых планируется  покупателем при каждом визите в  магазин. К ним можно отнести: молочные и мясные продукты, хлеб, овощи.  
Товары периодического спроса — это товары, покупка которых планируется один раз в течение нескольких визитов. К ним относятся: товары бакалейной группы, деликатесы, кондитерские изделия, бытовая химия. 
Товары импульсного спроса — это товары, покупка которых в данный визит не планировалась покупателем. Например, хозяйственные товары, печатная продукция, батарейки, игрушки, косметика, компакт–диски и т.п. 
Как правило, в зоне интенсивной торговли (в первой части торгового зала) размещают наиболее прибыльные товары. Для выравнивания отдачи с остальной торговой площади товары повседневного спроса в основном размещают во второй и третьей части зала преимущественно по периметру. На пути к ним располагают сопутствующие товары, стимулирующие импульсные покупки. Но чрезмерно увлекаться стандартной планировкой не стоит. В супермаркете с большой площадью концентрация отделов с товарами повседневного спроса в конце маршрута движения покупателя может отрицательно сказаться на продажах товаров, находящихся в начале и середине пути движения.

ПЛАНИРОВКА ЗАЛА 
После проведения зонирования определяются с методом торговли в отделах:

  • самообслуживание,
  • торговля через прилавок,
  • смешанный метод.

После этого определяется, какой  вид торгового оборудования будет  применяться для различных групп  товаров внутри отдела. На основании  данных предыдущего анализа рассчитывается необходимая площадь экспозиции того или иного торгового и  холодильного оборудования. Затем происходит расстановка оборудования в отделах  со-гласно предварительно проведенному зонированию. При расстановке оборудования в каждом отделе, помимо основных, также предусматриваются дополнительные места продаж для товаров импульсного спроса. Также предусматриваются места для установки мобильных стендов и проведения промоакций. 
Чаще всего при организации торгового пространства используется линейная планировка. Ряды торгового оборудования в центре зала расположены параллельно направлению входа в торговый зал и кассовым терминалам. При такой организации торговая площадь используется наиболее рационально, а покупатель легко ориентируется в торговом зале и чувствует себя комфортно. 
С точки зрения организации системы внутренней безопасности торгового объекта и защиты от краж эта планировка также имеет неоспоримые преимущества. 
При расстановке оборудования в торговом зале обычно используют принцип «подобное — подобному». Для чего это делается. 
Во–первых, покупателю легче ориентироваться в торговом зале и выбирать товары. 
Во–вторых, при компактно расположенном холодильном оборудовании сокращаются потери холода, «уходящего» в торговый зал. 
В–третьих, торговый зал выглядит более эстетично. 
Кроме отделов супермаркета очень важно правильно спроектировать следующие зоны:

  • зона входа–выхода;
  • зона входа в торговый зал;
  • расчетно–кассовая зона.

Зона входа–выхода 
В этой зоне располагаются упаковочные столы для покупателей, совершивших покупки, камера хранения, торговые точки арендаторов, накопители покупательских корзин и тележек. В этой зоне часто пересекаются потоки покупателей. Поэтому в планировочном решении необходимо заложить достаточное пространство для движения покупателей и по возможности развести встречные покупательские потоки. Перед началом планировки необходимо определиться будет ли организован выход с тележками на автостоянку. В планировке также нужно учесть, каким образом будут собираться покупательские тележки, где они будут храниться, как будет обслуживаться камера хранения. Иногда в зоне входа предусматривают специальные места для установки рекламных стендов и проведения промоакций.

Вход в торговый зал 
Ширина турникета на входе в торговый зал супермаркета должна соответствовать расчетной проходимости (как правило, от двух метров при площади от 1 000 кв. м). Непосредственно перед входом, равно как и сразу после входа, должно быть достаточно свободного пространства во избежание скопления покупателей. При этом надо обеспечить свободный разбор покупательских корзин и тележек. Очень важно не перегрузить торговым оборудованием пространство после входа через турникет, особенно если запланировано направить покупателя в одном, нужном с точки зрения продавца, направлении. Покупатель не должен ощутить давление и почувствовать, что им манипулируют. 
Зона входа — это идеальное место для вы-кладки товаров импульсного спроса и высоко- прибыльных товаров периодического спроса.

Расчетно–кассовая зона 
Как правило, основной вопрос при организации расчетно–кассовой зоны — это определение оптимального количества кассовых терминалов. Существует несколько методов определения их количества. В расчетах используются такие параметры, как: пропускная способность магазина, время считывания штрихкода одного товара, среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем, среднее время на расчет с одним покупателем и др. Таким образом, для определения количества кассовых узлов приходится оперировать одновременно многими теоретическими значениями параметров, что не всегда приводит к точному результату. 
Не проводя сложных расчетов, в среднем принято считать, что для продуктового супермаркета площадью 500–1 500 кв. м в зависимости от проходимости необходим один кассовый узел на 80–150 кв. м торговой площади. 
В любом случае лучше иметь некоторый запас по количеству кассовых узлов или предусмотреть в проекте возможность их дополнительной установки в процессе эксплуатации магазина. Если в перспективе будет происходить отток покупателей, вызванный нежеланием стоять в очередях, то разовая экономия на количестве кассовых терминалов не имеет экономического смысла. 
Прикассовая зона — место совершения большого количества импульсных покупок. Для стендов с товарами импульсного спроса необходимо предусмотреть отдельные места, не уменьшая при этом свободную площадь прикассовой зоны. Распространенной ошибкой является перегрузка прикассовой зоны оборудованием с импульсными товарами и узкие проходы через кассы. И то и другое снижает объем продаж импульсных товаров.

ШИРИНА ПРОХОДОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ 
При организации покупательских потоков всегда возникает вопрос о ширине проходов в зале. Минимальная ширина проходов в торговом предприятии определена в соответствующих ГОСТах и других нормативных документах. Однако это совсем не значит, что надо слепо стремиться к экономии торгового пространства. Реальную ширину того или иного прохода определяют запланированные покупательские потоки. Также необходимо создать покупателю комфортные условия для не-спешного выбора товара. Особое внимание следует уделить ширине проходов вдоль отделов с товарами повседневного спроса. Здесь, как правило, одновременно останавливается и выбирает товары много покупателей. Ширина проходов в таких местах должна быть не менее 2–2,5 м. 
Ширину проходов между стеллажами принято делать в пределах 1,6–2,2 м. При меньшей ширине покупатели с тележками с трудом будут расходиться и постараются быстрее покинуть замкнутое пространство или даже проигнорируют этот ряд. При большем расстоянии покупатель при выборе товара будет придерживаться только одной стороны прохода. Что бы осмотреть противоположную сторону покупателю нужно будет еще раз пройти по тому же ряду. Как правило, покупатели этого не делают, считая, что все товары в этом ряду уже просмотрены. Кроме того, покупатель обычно придерживается правой стороны по ходу движения. Если покупательский поток организован так, что имеет преимущественно одностороннее направление, то товары, расположенные слева, будут продаваться очень плохо. 
Еще одной критичной к ширине проходов зоной является прикассовая площадь. Очередь в кассу не должна препятствовать проходу покупателей, еще не сделавших всех покупок. Ширина прохода между кассовыми терминалами и остальным торговым оборудованием зависит от проходимости и площади магазина и обычно составляет не менее 2,5 м.

 

помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к  продаже

 

 

 Состав этой группы помещений существенно  различается по типам и размерам магазинов. Он зависит от технологической  схемы работ. 
Общими технологическими требованиями к зонам для приемки товаров являются: 
- наличие специальных мест для разгрузки транспортных средств, в том числе рамы, дебаркадеров в крупных магазинах; 
- выделение необходимых определенных площадей (зон) для расстановки принятых товаров и проверки их по количеству и качеству: 
- наличие специально выделенных зон для размещения завоза товаров во внерабочее время; 
- обеспечение взаимосвязи зоны приема товаров с помещениями для хранения товаров, подготовки товаров к продаже и непосредственно с торговым залом. 
Основным технологическим требованием к помещениям для хранения товаров является обеспечение их сохранности в течение установленного срока хранения. Зона хранения размещаются в промежутке от зоны приема до места размещения торгового зала. 
Помещения для подготовки товаров к продаже планируется с учетом поточной технологии работ независимо от ее характера и степени механизации. Поступление товаров планируется со стороны зоны приема или хранения товара, выдача (отбор ), подготовленных товаров к продаже – в сторону торгового зала. 
При этом могут быть использованы варианты непосредственной подачи товаров после соответствующей обработки на оборудование торгового зала.

Подсобные помещения включают помещения  для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке 

  1. Технические помещения – часть помещений магазина, предназначенная для размещения технических служб и / или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования. В состав этих помещений входят: 
    1.  
      вентиляция или вентиляционные камеры
    2.  
      машинные отделения лифта и холодильных установок
    3.  
      электрощитовая
    4.  
      пункты автоматизации систем управления
    5.  
      радио, и телефонные узлы

 
Площадь технических помещений 10-15% от неторговых помещений магазина.


Информация о работе Торговый зал