Предприятие и рынок как объекты маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В этих программах заложены мероприятия по уменьшению риска при помощи улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Одним из элементов функционирования фирмы является маркетинговая среда. Маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся конт­ролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Предприятие как объект маркетинга…………………………………………4

Виды и структура предприятия…………………………………………………4
Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия………4
 Маркетинговые исследования предприятия………………………….....4
 Маркетинговая политика предприятия………………………………….6
 Маркетинговое продвижение товара……………………………………14

II. Рынок как объект маркетинга……………………………………………….18

Конъюнктура рынка…………………………………………………………….18
Товарный рынок…………………………………………………………….......19
 Классификация товарных рынков…………………………………........19
Сегментация рынка……………………………………………………………..23
 Сегментация рынка и ее основные критерии и признаки……………..23
 Сегментация рынка по параметрам продукции…………………..........26
 Методы рыночной сегментации…………………………………….......28
 Целевой сегмент рынка предприятия……………………………….......31
Рыночная ниша. Рыночное окно……………………………………………….32
Позиционирование………………………………………………………….......33

Список литературы…………………………………………………………......38

Файлы: 1 файл

Рынок как объект маркеетинга.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.1.

№ п/п

 

 

Классификационный признак

 

 

Тип рынка

 

1

Структура хозяйства страны.

 

 

1.   Стран с экономикой натурального хозяйства

2.   Стран-экспортеров сырья

3.   Промышлено-развивающихся стран

4.   Промышлено-развитых стран

 

2

Уровень доходов и характер их распределения в стране.

 

 

1. Страны и регионы с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким).

2. Страны и регионы с высоким уровнем доходов (очень высоким и преимущественно высоким).

3. Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов.

 

4. Страны с преимущественно средним уровнем доходов.

 

3

Территориальный охват.

 

 

1. Внутренний.

2. Национальный.

3. Региональный.

4. Мировой.

 

4

Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией

 

1. Машин и оборудования.

2. Минерального сырья и топлива.

3. Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров

 

5

Сфера общественного производства.

 

 

1. Товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования).

2. Товаров духовного производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.).

 

6

Характер конечного использования товаров.

 

 

1. Товаров производственного назначения.

2. Товаров потребительского назначения.

 

7

Срок использования товаров.

 

1. Товаров долговременного пользования.

2. Товаров краткосрочного пользования.

3. Товаров одноразового пользования.

 

8

Организационная структура товарных рынков (различные условия торговли и характеры взаимоотношений между продавцами и покупателями) и т. д.

 

1. Мировой рынок

а) открытый

б) закрытый.

 

2. Внутренний рынок

а) оптовый

б) розничный.

 

 

 

 

Пояснение классификации типов товарных рынков.

 

Привлекательность страны в качестве рынка сбыта той или иной продукции определяется в основном двумя характеристиками: структурой хозяйства страны и уровнем и распределением доходов в стране.

Структура хозяйства страны определяет производственный спрос, то есть спрос на сырье, материалы, машины, оборудование и инструменты.

Группе промышленно-развитых стран свойственна передовая структура хозяйства с высоко развитой промышленностью, сферой услуг, доля сельского хозяйства невелика. В группе развивающихся стран структура хозяйства, как правило, представлена, прежде всего, сельским хозяйством и горнодобывающей промышленностью и носит экспортную направленность.

Промышленно-развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров, импортерами сырья, материалов. Большой размах и многообразие производственной деятельности делают промышленно-развитые страны с их богатыми рынками сбыта привлекательными для любых товаров.

Страны с экономикой типа натурального хозяйства занимаются в основном простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть производимого они потребляют сами, а остальное напрямую обменивают на простые товары и услуги, поэтому такие рынки для экспортеров остаются непривлекательными.

Страны-экспортеры сырья богаты природными ресурсами. Большую часть валютных поступлений для нужд своего хозяйства они получают за счет экспорта этих ресурсов. Такие страны являются хорошими рынками для сбыта горнодобывающего оборудования, сельхозмашин, инструментов и вспомогательных материалов, погрузочно-разгрузного оборудования, тракторов и грузовых автомобилей.

Уровнем и характером распределения доходов в стране определяется, прежде всего, спрос на потребительские и продовольственные товары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения в стране. Для промышленно-развитых стран характерен высокий уровень ВВП на душу населения, в десятки раз превышающий этот показатель развивающихся стран.

При классификации по территориальному признаку исключительно важную роль играет проблема определения и структуризации понятия “мировой рынок”. Условно первичным элементом этой системы является внутренний рынок, под которым подразумевается сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами. Отличие внутреннего рынка от национального заключается в появлении у последнего такого важного элемента функционирования экономического механизма большинства стран, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок - это сфера осуществления внутри- и внешнеторговых операций.

Мировой рынок логично определить как совокупность национальных, включающих, соответственно, как внутриторговые, так и внешнеторговые операции. Таким образом, мировой рынок - понятие значительно более широкое, чем международные торговые операции, за счет включения такого важного элемента, как внутренняя торговля, которая, как правило, обеспечивает преимущественную долю всех торговых операций мирового рынка.

На мировых рынках можно выделить два основных рыночных сектора.

1. Закрытый рынок - это товарный рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. Основные сегменты закрытого рынка - это внутрифирменные поставки (ВФП), представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных (транснациональных) корпораций; специальная торговля, представленная поставками товаров в рамках “помощи”, по долгосрочным контрактам, бартерные и компенсационные сделки и др. Важнейшими особенностями закрытого сектора товарного рынка являются преобладание различных форм регулирования; ограниченное влияние конъюнктурных факторов; относительная устойчивость рыночных цен.

2. Открытый сектор товарного рынка представляет собой сферу обычной коммерческой деятельности практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Отсутствие некоммерческих связей между контрагентами предопределяет относительную неустойчивость складывающихся между ними отношений. Для такого рынка характерно заключение краткосрочных сделок (на срок до 1 - 1,5 лет), в основном, сделок на бирже; частые и резкие колебания цен.

Классификация рынков по товарно-отраслевому признаку с многоуровневой детализацией необходима в сфере внешнеэкономической деятельности и общепринята в мировой торговой практике.

В группу рынков машин и оборудования входят различные рынки машино-технических изделий, такие как: общего машиностроения, электротехнического и приборостроения; транспортного машиностроения.

В группу рынков минерального сырья и топлива - рынок топлива и энергетического сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, уран); рынки минерального сырья (руды черных и цветных металлов, бокситы, первичные и вторичные металлы); рынки химического сырья и удобрений.

В группу рынков сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров - рынки промышленного сельскохозяйственного сырья (хлопок, лен, шерсть, натуральный каучук); рынки лесных товаров (деловая древесина, пиломатериалы, целлюлоза и др.); рынки продовольственного сырья (зерно, сахар, животные и растительные масла и жиры, кофе, фрукты, овощи, рыба и рыбопродукты).

Подобная классификация обусловлена тем, что национальная статистика большинства государств и статистика международных организаций и, прежде всего, ООН строится по отраслевому признаку.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный.

Оптовая торговля представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами по оптовым ценам. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерной особенностью взаимоотношений оптовых торговцев с товаропроизводителями является наличие кредитных отношений.

Розничная торговля представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности всех категорий населения страны на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако, при этом необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером с данной точки зрения являются проблемы, встающие при выделении национальных и региональных рынков и проведении политики правительства, направленной на защиту собственных рынков, политики протекционизма.

В практической деятельности большинства предприятий, в частности, работающих на внутреннем товарном рынке, приведенная классификация рынков может быть востребована не полностью (это не означает, что маркетолог не должен ее знать), с другой стороны, как уже отмечалось выше, эту классификацию можно продолжить, дополнить и детализировать.

Как известно, рыночные исследования выступают как информационная основа достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара, в связи с чем в первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка.

Основой дальнейшего дробления и классификации рынка является материально-вещественная форма товара. Здесь могут быть выделены следующие уровни детализации:

а) общегрупповой - продукты питания; вино-водочные и табачные изделия; непродовольственные товары; предметы длительного пользования; услуги;

б) групповой - по группам товаров (услуг) - радиотовары; одежда; мебель и т. д.;

в) видовой - по видам товаров в каждой группе - телевизоры; радиоприемные устройства; пальто мужские; платья летние и т. д.

Классификация рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей - рынок мужской, женской, детской одежды, рынок товаров для фотолюбителей, туристов, спортсменов, охотников, любителей домашних животных и т. п.

Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он может реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Другими словами производителей и, прежде всего, маркетинговые службы предприятий интересует рынок сбыта продукции.

Рынок сбыта продукции - это часть рынка (совокупного, регионального и т. д.), в пределах которого осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых  данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка, на который и должны быть направлены маркетинговые усилия.

 

Сегментация рынка

 

Сегментация рынка и ее основные критерии и признаки

 

Классификация товарных рынков в том качестве, в котором я привела ее в табл. 2.1., представляет собой макросегментацию мирового товарного рынка как единого целого. Углубление исследования рыночных возможностей предполагает необходимость дальнейшего членения рынка в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товаров, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов (потребителей), на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия, с другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений по рынку, основа для выбора правильного сочетания элементов (инструментов) маркетинга. Сегментация проводится с целью удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.

Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками, они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).

Информация о работе Предприятие и рынок как объекты маркетинга