Предложение в книжной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Книготорговое дело – это структурное построение книготорговых систем, взаимосвязь и взаимодействие звеньев, функциональных подразделений систем в процессе товародвижения, материально-техническое оснащение технологических процессов, совокупность операций, обеспечивающих решение главных задач – оперативное доведение непериодических изданий от производителя до потребителя и наиболее полного удовлетворения спроса населения в книжной продукции.

Оглавление

1. Определение понятия «книготорговое дело».
2. История книготоргового дела в РБ.
3. Основные функции и задачи книжной торговли.
4. Основные организации и предприятия в РБ, занимающиеся книжной торговлей, схема книготорговой сети в республике.
5. Система ценообразования на книги и контроль над соблюдением ценообразования.
6. Анализ работы магазина «Академическая книга», изучение и формирование спроса на книгу.
7. Основные противоречия в сфере книжной торговли РБ.

Файлы: 1 файл

книготорговое дело.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Почетным гостем 13-й Минской международной книжной выставки-ярмарки «Книги Беларуси – 2006» в этом году являлась Россия. Стильный и эффектный стенд России привлекал всеобщее внимание. Экспозиция Почетного гостя разместилась на площади 250 кв. м. и продемонстрировала печатную продукцию около 40 российских издательств. Ее продолжением стали самостоятельные экспозиции ряда издательств России. Среди российских экспонентов можно назвать «Наука», «АСТ», «Большая Российская энциклопедия», «ОЛМА-Пресс», «Владос», «Европа», «Граница», «Вокруг света», «Издательский Дом «Инфра-М», «Финансы и статистика».

Особый интерес вызвала культурная программа России. На Российском национальном стенде состоялись встречи с известными писателями, представителями ведущих издательств. Презентации книг проходили как на самом стенде, так и в книжных магазинах и библиотеках Минска.

Российская программа также включала семинары, круглые столы по вопросам книгоиздания, книгораспространения и перспектив российско-белорусского сотрудничества в этой отрасли.

На территории Республики Беларусь работает большое количество оптовых фирм, которые доставляют книги в розничную сеть. К самым крупным поставщикам можно отнести следующие фирмы: «Современное слово», «Мир знаний», «Делсар», «Открытая книга», «Хэлтон», «Виртан», «Пантера» и др.

Новое явление на книжном рынке – постоянно действующие мелкооптовые книжные ярмарки, которые функционируют на ул. Я.Купалы (рядом с Выставочным комплексом), на ул. Даумана (в помещении спортивного комплекса «Динамо»). Предлагая, как правило, на основе немедленного наличного расчета только что вышедшие издания и пользующиеся длительным спросом книги, эти ярмарки облегчают заключение оптовых сделок между издателями и книжной торговлей, являются оперативными индикаторами спроса на те или иные издания.

Заключительной стадией товародвижения является розничная книжная торговля. Именно здесь книга попадает непосредственно в руки потребителя – читателя и наглядно определяется степень соответствия издательских предложений и покупательского спроса. Розничная торговля является основным источником оплаты за свой труд всей цепочки предприятий отрасли.

Практика показывает, что и в условиях рыночной экономики сохраняются основные виды розничных книготорговых предприятий: стационарные книжные магазины и киоски, библиотечный коллектор, передвижная сеть торговли книгами. Их задача – наиболее полно удовлетворить спрос покупателей, обеспечить минимальные издержки обращения и высокую культуру торговли.

Работа по пропаганде и рекламе книжных изданий осуществляется также с помощью проведения различных культурно-массовых мероприятий с выходом на большие читательские аудитории. Презентации, встречи с авторами и издательскими коллективами в учебных заведениях и научных учреждениях, библиотеках, на предприятиях.

Важной составляющей всего книжного дела в нашей республике является система книгораспространения, состоящая из книготорговых предприятий «Белкнига», «Гроднокнига», «Бресткнига», «Витебскнига», «Гомелькнига», «Могилевкнига» и сети фирменных магазинов издательств и полиграфических предприятий.

Повышение эффективности хозяйствования подведомственной книжной торговли посредством разгосударствления книготорговых республиканских унитарных предприятий и создания на их базе открытых акционерных обществ с последующим активным привлечением инвестиций в их развитие – это вопрос, постоянно находившийся в поле зрения Министерства информации. Во исполнение постановления Совета министров Республики Беларусь от 02 апреля 2004г. № 368 в конце 2005г. завершается работа по преобразованию в ОАО находившихся в республиканской собственности унитарных предприятий «Белкнига», «Бресткнига», «Витебсккнига», «Гомелькнига», «Гроднокнига.

В настоящее время книготорговая сеть насчитывает 86 книжных магазинов. Из них 56 расположены в г. Минске и пяти областных городах, 30 – в 18 районных центрах и 1 – в поселке городского типа. Таким образом, книготорговая сеть Министерства информации обслуживает население 22 административно-территориальных единиц, что составляет 18,6% от общего числа.

По итогам коллегии Министерства информации был выработан комплекс мер, предусматривающий системную работу книготорговых предприятий с одной стороны, по выявлению и использованию собственных резервов в части увеличения торговых площадей, с другой – по активизации этой работы во взаимодействии с местными органами госуправления. Разработан на утверждение коллегии План расширения розничной книготорговой сети на 2006 – 2008 годы.

 

5. Система ценообразования на книги и контроль над соблюдением ценообразования.

В книжной торговле магазинная форма остается для предпринимателей ведущей, но она базируется на современных информационных технологиях, использовании логических методов в управлении материальными потоками. Успех предпринимателя все больше зависит от его маркетинговой стратегии, умения найти и использовать свои конкурентные преимущества. На повестку дня выходит вопрос о ценообразовании в книжном деле, которое по примеру развитых стран должно стать предметом картельных соглашений между полиграфическими, издательскими и книготорговыми фирмами.

Понятие цены – одно из самых фундаментальных и сложных в экономической науке. Существует даже такое устойчивое выражение: “Экономика – это наука о ценах”. Для целей нашей работы достаточным будет следующее определение: цена – это количество денег, выплачиваемое покупателем за товар.

Конечной ценой на книгу является цена розничной продажи (РЦ), которая в общем случае состоит из следующих частей:

РЦ = ИЦ + ОН(%) + НДС(%) + РН(%) + + НП(%),

где ИЦ – отпускная издательская цена, ОН – оптовая наценка оптовой фирмы, НДС – налог на добавленную стоимость, РН – розничная наценка магазина, НП – налог с продаж (местный).

              В условиях нашего книгораспространения розничная наценка магазина определяется нормативным документом РБ и не может составлять более 30%, НДС составляет 18%, в России этот налог дифференцируется: на научные и социально-значимые издания налог составляет 10%. С 2005 года книжная торговля платит 5% налог с продаж. На конечную цену большое значение оказывает оптовая наценка оптовой              фирмы. Если магазин заказывает книги у крупной фирмы, которая может иметь скидки при закупке литературы, то, естественно, наценка может быть значительно меньшей.

              Основными контролирующими органами за соблюдением ценообразования являются налоговые инспекции, а также ведомственный контроль.

Государство оказывает большую помощь в развитии книжного дела в нашей республике – издается очень много литературы, отражающей развитие нашей истории, культуры и т.д. с дотацией, книготорговые предприятия освобождены от арендной платы за помещения.

              Хочется надеяться, что в скором будущем книжная торговля будет облагаться значительно меньшими налогами или некоторые из них будут отменены.

 

6. Анализ работы магазина «Академическая книга»,

изучение и формирование спроса на книгу.

О развитии книготоргового дела в последние годы в Республике Беларусь можно проследить на примере магазина «Академическая книга» в г. Минске.

Многие знают магазин «Академическая книга» Национальной академии наук как предприятие с особой и сложной историей своего развития. Глубоко не останавливаясь на этих событиях, отметим только то, что после полного упадка он восстановлен в июне 1998 года. Практически за 8 лет своей новой жизни магазин сумел снискать репутацию одного из лучших магазинов в Республике Беларусь по работе с научной, научно-популярной, учебной, технологической и справочной литературой.

Анализ хозяйственной деятельности и развития магазина характеризуют следующие экономические показатели:

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год (11 мес.)

Балансовая прибыль, млн. рублей

47,0

48,6

93,0

Товарооборот, млн. рублей

1 724,6

2 185,3

2 398,8

Рентабельность, %

19

14

27

Средняя месячная заработная плата, тыс. рублей

447

593

752

Производительность труда одного работника (товарооборот/численность), млн. рублей

59,0

75,4

82,7

 

Предприятие выполняет все утвержденные на 2005 год основные показатели прогноза социально-экономического развития коммерческих организаций НАН Беларуси.

Росту экономических показателей способствует огромная работа каждого члена коллектива, каждого специалиста. Особое внимание уделяется ассортиментной работе. Главное здесь – поиск серьезных, научных изданий по всем отраслям наук, книг по современным технологиям производств и т.д.

В ассортиментной работе на первое место выдвигается работа с книгами наших республиканских издательств. И здесь также цифры говорят о положительной динамике.

 

 

 

 

 

 

Объем продаж, млн. рублей

Издательства

2004 год

2005 год (11 мес.)

Беларуская навука

7 234,8

12 920,7

Беларуская энцыклапедыя

14 443,0

29 839,3

Вышэйшая школа

39 558,2

48 238,6

Право и экономика

18 392,6

33 806,6

 

Для любого магазина, прежде всего, необходим востребованный покупателями товар. Отсутствие на книжном рынке предприятия, которое бы предлагало столь широкий ассортимент научно-технической и, в первую очередь, узкоспециализированной литературы, а также высокая моральная ответственность перед учредителем обязывали сотрудников магазина, прежде всего, работать не на получение прибыли, а на удовлетворение запросов научно-технической и педагогической элиты страны.

В магазине «Академическая книга» можно найти уникальные издания. И этому в большей мере способствует работа с авторами, от которых книги принимаются как от физических лиц на комиссионной основе. На сегодняшний день 576 авторам, нашим ученым из различных отраслей наук, магазин оказал содействие в реализации их книг.

Сумма реализации по годам имеет значительный рост:

2003 год – 32,1 млн. рублей;

2004 год – 41,5 млн. рублей;

2005 год – 46,3 млн. рублей.

Росту экономических показателей способствует огромная работа каждого члена коллектива, каждого специалиста. Особое внимание уделяется ассортиментной работе. Главное здесь – поиск серьезных, научных изданий по всем отраслям наук, книг по современным технологиям производств и т.д.

Богатство уникального ассортимента привлекает серьезных покупателей, конечно, здесь необходимо учесть серьезную рекламную, маркетинговую работу.

Корпоративными покупателями магазина являются республиканские библиотеки: Национальная библиотека РБ, Республиканская научно-техническая библиотека, Республиканская научная медицинская библиотека, Президентская библиотека и др.

Активная деятельность работников «Академической книги» по поиску издателей и поставщиков серьезной литературы дала свои положительные результаты. Сегодня в магазине представлено более 29 тысяч наименований книг, которые поставляют 260 юридических и 248 физических лиц (комитентов). Каждый, кто хоть раз побывал в «Академической книге», мог лично убедиться в широком и разнообразном ассортименте предлагаемой литературы по всем направлениям науки и техники.

Работе с покупателем в «Академической книге» придается значение не меньшее, чем поиску новых книгоиздателей. Ведь сейчас непросто продать даже популярную литературу, а научную — тем более. Нередко она является штучным товаром. И чтобы он не залеживался на полках, сотрудники магазина сами ищут покупателя для таких книг. Уже несколько лет в магазине есть тематические планы многих (в т.ч. и российских) издательств, и каждый может оставить предварительный заказ на заинтересовавшую его книгу. Более того, маркетинговая служба старается информировать своих потенциальных покупателей о наличии в «Академической книге» литературы интересующего их профиля. Магазин помогает покупателям в поиске нужной им книги. В настоящее время постоянно растет число коллективных пользователей магазина. И если раньше ими были в основном ведущие библиотеки страны, то сейчас с магазином все больше сотрудничают библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, предприятий и организаций. Причем, не только из Минска. В целях приобретения производственной литературы в магазине часто комплектуются библиотеки следующих предприятий: Белорусский автомобильный завод (г. Жодино), Осиповичский завод автоматических агрегатов, Минский моторный завод, Белтрансгаз, Гомельэнерго, Белэнергострой, Гипросвязь и многие другие.

Информация о работе Предложение в книжной торговле