Предложение в книжной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Книготорговое дело – это структурное построение книготорговых систем, взаимосвязь и взаимодействие звеньев, функциональных подразделений систем в процессе товародвижения, материально-техническое оснащение технологических процессов, совокупность операций, обеспечивающих решение главных задач – оперативное доведение непериодических изданий от производителя до потребителя и наиболее полного удовлетворения спроса населения в книжной продукции.

Оглавление

1. Определение понятия «книготорговое дело».
2. История книготоргового дела в РБ.
3. Основные функции и задачи книжной торговли.
4. Основные организации и предприятия в РБ, занимающиеся книжной торговлей, схема книготорговой сети в республике.
5. Система ценообразования на книги и контроль над соблюдением ценообразования.
6. Анализ работы магазина «Академическая книга», изучение и формирование спроса на книгу.
7. Основные противоречия в сфере книжной торговли РБ.

Файлы: 1 файл

книготорговое дело.doc

— 123.50 Кб (Скачать)


2

 

План работы

1.             Определение понятия «книготорговое дело».

2.             История книготоргового дела в РБ.

3.             Основные функции и задачи книжной торговли.

4.             Основные организации и предприятия в РБ, занимающиеся книжной торговлей, схема книготорговой сети в республике.

5.             Система ценообразования на книги и контроль над соблюдением ценообразования.

6.             Анализ работы магазина «Академическая книга», изучение и формирование спроса на книгу.

7.             Основные противоречия в сфере книжной торговли РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Определение понятия «книготорговое дело».

Книготорговое дело – это структурное построение книготорговых систем, взаимосвязь и взаимодействие звеньев, функциональных подразделений систем в процессе товародвижения, материально-техническое оснащение технологических процессов, совокупность операций, обеспечивающих решение главных задач – оперативное доведение непериодических изданий от производителя до потребителя и наиболее полного удовлетворения спроса населения в книжной продукции.

 

2.      История книготоргового дела в РБ.

Историю развития книготоргового дела в Беларуси можно разбить на несколько периодов.

1.       До начала XVI в. Возникновение книжной торговли.

2.       XVI - середина XVIII в. В условиях государственной монополии на издания печатной книги частное предпринимательство развивается в сфере книжной торговли.

3.       От середины XVIII в. до 1861г. Возникновение и укрепление предпринимательства в печатном книжном деле.

4.       1861 – 1917 гг. Расцвет капиталистического книжного предпринимательства.

5.       1917 – 1990 гг. Советский период. Возврат к государственной монополии, запрет частного предпринимательства в книжном деле.

6.       С 1990 – по нынешнее время. Возрождение книжного предпринимательства.

Практики, имеющие большой стаж работы в книжной системе, явились свидетелями того, как в начале 60 годов книжные склады были переполнены уцененной классической литературой. Собрания сочинений Л.Толстого, Ф.Достоевского и многих других можно было приобрести по 5 копеек за том. В конце 70-х и в начале 80-х годов идет огромный спрос на книгу. В это время гигантских масштабов достигла централизация книжного дела, плановая экономика, основанная на диктате сверху, стала препятствием для развития книжного дела. Ориентир на политическую книгу привел к затоваренности книжной торговли при одновременном росте неудовлетворенного спроса на книги самой различной тематики. В республике вводятся талоны на приобретение книг за сданную макулатуру, покупатели осаждают книжные магазины, дежурят всю ночь у магазинов, особенно у магазина «Подписные издания», чтобы оформить подписку. В магазине «Научно-техническая книга» -  очередь у стола предварительных заказов. Покупатель стремится заказать книгу узкоспециальную, техническую и готов год ждать выполнения заказа. На волне неудовлетворенного спроса появляется «черный» рынок и книжные «жучки» - ребята, которые хорошо ориентируются в обстановке. Из книжных «жучков» в будущем вырастут новые предприниматели книготоргового дела.

К концу 80-х годов в Беларуси, несмотря на условия, была создана довольно крепкая система книгораспространения. Это можно проследить на примере работы Минского облкниготорга.

Функции книгораспространения выполняло 60 магазинов, из которых 50 работало в г. Минске. Книготорговые предприятия были все капитально отремонтированы, на каждый магазин был разработан свой дизайн.

Структура книготоргового предприятия включала: универсальные книжные магазины, специализированные книжные магазины, букинистические книжные магазины.

Минский областной книготорг, как и другие книготорги, имел богатую инфраструктуру – книжные склады с механизированной системой погрузки, транспорт, АСУ (автоматизированную систему управления), машинно-вычислительный центр (первые компьютеры). В МОКТ работало 1200 человек – в основном профессионалы своего дела.

Структура управления в это время существовала следующая: книготорги – Республиканское Управление книжной торговли – Государственный комитет по печати. Согласно Постановлению Совета министров упразднялись лишние управленческие звенья. Всячески сохраняя себя, Управление книжной торговли РБ разделило Минский облкниготорг на Минский книготорг и Минский областной книготорг. Управление книжной торговли РБ,  взяв на себя  функции Минского книготорга, тем самым сохранило себя, и на базе минских магазинов была создана «Белкнига». В это же время начинается приватизация книжной торговли, которая привела к значительному сокращению количества книжных магазинов. В результате перестали существовать как книжные магазин «Научно-техническая книга», универсальный магазин по ул. Кирова (район железнодорожного вокзала), магазин «Дружба» и многие другие.

Стремительное падение доходов населения, отсутствие оптового звена резко сузило круг потребителей книг, торговля не могла оплачивать поставки, неплатежи, в свою очередь, вели к спаду издательского производства. Наиболее тяжело кризис сказался на государственных издательствах, лишенных оборотных средств и не готовых к деятельности в рыночных условиях. Несмотря на активную поддержку со стороны государства, большинство таких издательств не смогло преодолеть кризис. Как мера по спасению издательств применялось их объединение и укрепление.

Из 10 государственных издательств сохранилось только 6. Это издательства: «Беларусь», «Вышэйшая школа», «Беларуская энцыклапедыя», “Мастацкая літаратура”, “Народная асвета” и “Беларуская навука”, которое имеет двойное подчинение.

После 1990г. в книжном бизнесе Беларуси произошли качественные изменения. Сформировалась правовая база книжного бизнеса, возникли крупные универсальные частные книгоиздательские и книготорговые фирмы. Радикально изменился ассортимент, значительно улучшилось оформление книг, сократились сроки подготовки изданий, началось внедрение информационных технологий, осваиваются современные методы маркетинга и менеджмента.

 

3.      Основные функции и задачи книжной торговли.

Книжная торговля выступает как важный организующий и стимулирующий фактор, как существенная часть расширенного производства непериодической печатной продукции в целом.

Развиваясь в обществе, организованная книжная торговля выполняет определенные общественные функции. По сущности общественных отношений, которые они выражают, и по характеру выполненных задач функции книжной торговли определяются как экономические.

Экономические функции книжной торговли подобны функциям всей торговли в целом. Важнейшая из них заключается в том, что книжная торговля обеспечивает возмещение затрат, связанных с производством, перемещением и хранением товаров, и создает условия для воспроизводства книжной продукции. Книжная торговля в соответствии с экономическими законами по основным формам и методам подобна торговле в целом и, следовательно, на нее распространяются все права и условия общей торговли. Но книжная торговля существенно отличается от общей торговли тем, что в ней преобладают другие функции. Книга – результат творчества, отражающий общественные, социальные, политические, научные и культурные реалии эпохи.

В отличие от других товаров книга как потребительская стоимость создается в сфере нематериального производства (авторский труд) и получает материальную форму в сфере книгоиздательства, полиграфического производства. Книга предназначена для удовлетворения духовных потребностей.

Книга как потребительская стоимость, ее общественная полезность и значение заключаются в ее способности выступать средством передачи информации – политической, экономической, хозяйственной, научной, технической, художественной. Книге свойственны обучающие функции, научная книга служит интеграции науки.

Именно в силу своей специфики с 1963 года книжная торговля вместе с книгоиздательством и полиграфией была объединена в особую отрасль народного хозяйства, которую возглавлял Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли – Госкомитет БССР, в настоящее время эта структура, подчинив себе систему производства и распространения периодической печати, переименована в Министерство информации РБ.

Распространение (реализация) книг означает их доставку от издательства к конечным потребителям. Следовательно, распространение включает в себя операцию купли-продажи книг работниками оптовой или розничной торговли.

Наиболее типичной схемой распространения книг является: производитель – оптовая торговля – розничная торговля – покупатель. Однако могут быть выстроены и иные схемы решения, но в основном движение готовой продукции к потребителю начинается, как правило, с оптовой книжной торговли. Ее задача состоит в том, чтобы с наименьшими затратами и в максимально короткие сроки доставить выпущенные издания розничным торговым предприятиям. В рыночных условиях число оптовых предприятий резко возрастает. Оптовые предприятия изучают конъюнктуру книжного рынка, собирают заказы розничных предприятий и, в соответствии с ними закупают книжную продукцию у поставщиков, проводят рекламно-информационные мероприятия, транспортно-экспедиционные работы. В соответствии с выполняемыми функциями они имеют оптовые базы и склады, а во многих случаях – собственные транспортные средства.

Можно утверждать, что без налаженного опта не будет эффективно работать книжный рынок. Старая система оптовой книжной торговли, основанная на централизованном планировании, административном размещении тиражей, экономически необоснованных ценах, ушла в прошлое. Это развязало руки предпринимателям, ликвидировало препятствия на пути развития хозяйственной инициативы, устранило необходимость распространять книги, не пользующиеся спросом.

В настоящее время развивается новая структура оптовой книжной торговли, свободная от излишней централизации. Если розничное книготорговое предприятие региона территориально отдалено от центральной оптовой структуры, ему, конечно, целесообразно заказывать ассортимент изданий у своего местного, регионального оптовика. Ранее эту роль выполняли оптовые базы книготоргов. Сейчас сложилась довольно пестрая картина. Обычно в областных регионах действует несколько параллельных оптовиков. Кроме того, крупные магазины, в том числе в регионах, предпочитают сами покупать книги от издательств, минуя посредников. Такая схема имеет как преимущества, так и недостатки:

1.       Снижает до минимума торговые наценки на оптовую цену издательства;

2.       Способствует быстрой доставке партий книг после их выпуска в розничную сеть и таким образом позволяет магазину обойти конкурентов и первыми начать продажу выгодного издания.

Но:

1.       Обязывает книжные магазины заказывать крупные партии изданий и идти на риск образования нереализуемых остатков.

 

Поставка книг через региональный опт

1.       Способствует созданию более широкого ассортимента книг в магазине;

2.       Дает возможность заказывать книги более мелкими партиями, но более регулярно получать их, т.е. содействует ускорению товародвижения;

3.       Позволяет отбирать и заказывать книги не по каталогам, а непосредственно по образцам.

Но:

1.       Сопровождается ростом торговой наценки из-за появления добавочного посредника

 

4. Основные организации и предприятия в РБ, занимающиеся книжной торговлей, схема книготорговой сети в республике.

Важной формой оптовой торговли является ярмарочная деятельность, необычайно развившаяся в последнее время. В течение года в России проходит не менее 40 книжных ярмарок межрегионального и всероссийского масштаба.

Самая крупная и авторитетная книжная ярмарка – ежегодная Московская – проводится с 1977г. на Всероссийском выставочном центре.

Заметно растет число участников зарубежных ярмарок, из которых самая посещаемая – Франкфуртская ярмарка.

Книжники нашей страны активно участвуют во многих российских, немецких, польских и др. ярмарках и, кроме того, сами организуют ежегодную Международную ярмарку, которая обычно проходит в феврале.

В феврале 2006 года в Минске проходила 13-я Минская международная книжная выставка-ярмарка “Книги Беларуси – 2006”. Организаторы ярмарки поставили себе задачу вывести Минскую ярмарку в круг книжных форумов Восточной Европы. В прошлом году белорусские книгоиздатели принимали активное участие в ярмарках в Вильнюсе, Москве («Книги России» и «Московская международная книжная выставка-ярмарка»), Варшаве, Киеве, Белграде, во Франкфуртской книжной ярмарке, Салоне детской книги в Кишиневе, а также в национальных выставках Беларуси в Калининграде и Вильнюсе.

В этом году ярмарка была разбита на две рабочие площадки: экспозиционную – в основном павильоне «БелЭКСПО» (площадью свыше 2500 кв.м.) и книготорговую – в дополнительном павильоне (1 100 кв.м.). По сравнению с ярмаркой прошлого года общая площадь увеличилась более чем на 400 кв.м. Участвовал в ярмарке 521 экспонент из 16 стран мира, за четыре дня на выставке-ярмарке побывало более 28 500 посетителей. Помимо России на выставке-ярмарке широко была представлена продукция книгоиздателей Украины, представивших объединенную экспозицию «Книги Украины». На выставочной площадке отдельными экспозициями и информационными стендами посольств зарубежных стран была представлена издательская продукция Литвы, Молдовы. Польши, Великобритании, Франции. Словакии, США, Германии, Китая, Швеции, Кубы, Сербии и Черногории, Индии.

Информация о работе Предложение в книжной торговле