Закон предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:20, доклад

Краткое описание

Предложение — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Файлы: 1 файл

Закон предложения.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

 Закон предложения

 Предложение количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

 Связь между ценой блага и объемом  его предложения находит отражение в законе предложения.

 Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

 Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

 Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложение благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

 Взаимодействие  спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

 Рыночная  цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

 При рыночном равновесии спроса и предложения  отсутствуют факторы, как для  повышения, так и для понижения  цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

 Рыночная  цена зависит как от спроса, так  и от предложения. При этом одни экономисты преувеличивают роль спроса, другие —  роль предложения. 
 

       Эластичность  предложения 

 «Эластичность»  в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

 Термин  «эластичность» в экономической  науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

 Наиболее  удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике 
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в 
результате; 1%-ного изменения другой. 

 Степень изменения объема предложения в  зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

 

 где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

 Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.  

 Виды  эластичности предложения

 Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

 Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода:

 краткосрочный,

 среднесрочный,

 долгосрочный.

 Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

 Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

 Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

 Эластичность  предложения служит показателем  относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

 Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 Спрос. Закон спроса

 Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его  основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений  вообще.

 Однако  потребности людей это еще  не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель  мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

 Спрос – это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. 

 Коренное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:

 А) здравый  смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.

 Б)В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения , или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

 В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает  на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя  и у него появляется возможность  и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем  по высокой.

       Основным  фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или  влево кривую спроса. К важнейшим  из этих факторов можно отнести:

  • Потребительские вкусы.

 Благоприятное для данного продукта изменение  потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями  моды, будет означать, что спрос  возрастает. И наоборот, неблагоприятные  перемены вызовут уменьшение спроса.

 К изменению  потребительского спроса могут привести и технологические изменения  в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие  пластинки.

  • Число покупателей.

 Увеличение  на рынке числа потребителей обусловливает  повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к  сокращению спроса.

  • Доход.

 В отношении  большинства товаров повышение  доходов приводит к повышению  спроса на них. Товары, спрос на которые  изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

 Но  есть ряд товаров, спрос на которые  изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос  на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории.

 Другими словами, с повышением доходов населения  повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более  высокой цене, а со снижением доходов  возрастает спрос на товары менее  качественные, но более дешевые.

  • Цены на сопряженные товары.

 Изменение спроса в связи с изменением цен  на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская  стоимость которого идентична потребительской  стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем  маргарина и наоборот. При повышении  цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).

 Взаимодополняющие товары – это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например, часы и ремешок к ним; магнитофон и кассета к нему. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих  товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.

  • Ожидания.

 Они, как правило, связаны с ориентацией  людей на повышение цен и доходов  в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения  инфляционные ожидания ведут к ажиотажному  спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить  потребителей ограничивать свои расходы  и предъявлять меньший спрос  на товары и услуги в данный период.

 Кроме этих факторов, состояние спроса в  той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического  развития общества, структурой производимого  валового национального продукта, размерами  национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни  населения, политикой государства  в конкретный период времени и  другими факторами. 

 Издержки  производства и доход.

 Издержки производства и доход предприятия — это как положительный и отрицательный полюса магнита. Сегодня нужно заботиться не только о снижении издержек и цен, но и о повышении качества, улучшении потребительских свойств своей продукции, увеличении объемов продаж товара. Если это не будет делать предприятие, его рано или поздно задавят и выживут с рынка наиболее предприимчивые конкуренты.

Информация о работе Закон предложения