Спрос и предложение товаров. Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное
обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением
«продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной
обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и
потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом
и предложением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА 4

1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. 5

1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 6

1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 10

Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 14

2,1:ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 15

2,2:ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 18

2,3:РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. 20

Глава III: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
ТРУДА В РОССИИ. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27

Файлы: 1 файл

спрос.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Спрос и предложение  товаров 

              МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                         АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

                        КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 

                           ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 

      НА ТЕМУ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ТОВАРОВ. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 
 
 

      РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор эк. наук, проф. Агеев В.М. 

      РЕЦЕНЗЕНТ

                                                                  ВЫПОЛНИЛА: 

                                                           студентка 2 курса 

                                                          соц.эк. факультета

                                                          дневного отделения

                                                             Мархиева Залина 
 
 

                                 МОСКВА 2001 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ    3 

      Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА  4 

        1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.   5 

        1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА.   6 

        1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА   10 

      Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 14 

        2,1:ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.    15 

        2,2:ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  18 

        2,3:РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА.     20 

        Глава III: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ

  ТРУДА В  РОССИИ.     23 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 25 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В  рыночной  экономике  продукты  продаются  и  покупаются.   Товарное

обращение и  соответственно  рынок  всегда  представлены   парным  отношением

«продавец-  покупатель»,  которое   в   превращенной   форме,   свойственной

обращению, выражает внутренние связи и противоречия  между  производством  и

потреблением. Они  проявляются в сфере обмена как  противоречия между  спросом

и предложением.

      Спрос и предложение товаров  являются подлинными регуляторами  рыночной

экономики. В  основе жизни рыночной экономике  лежит взаимодействие  спроса  и

предложения. Именно от этого взаимодействия зависит  ответ, что  производить,

для кого производить  и по  какой  цене  продавать  произведенную  продукцию,

чтобы  извлечь  необходимую  прибыль  для   дальнейшего   развития.   Именно

соотношение между  спросом и предложением порождает  колебания  рыночных  цен.

Через  эти  колебания  устанавливается  тот   уровень   цен,   при   котором

обеспечивается  равновесие спроса и  предложения,  а  в  итоге  -  равновесие

производства  и потребления.

      Всем известно что, одним из  главных вопросов, который пытались  решить

не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является –  что

определяет цены на  продукты?  И  из  выше  сказанного  появляется  наиболее

краткий ответ  на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

      В рыночной экономике понятие  «спрос» наряду с  понятием  «предложение»

относится к  числу фундаментальных. Распространена даже шутка,  что  попугая,

умеющего  произносить  слова  «спрос»   и   «предложение»,   можно   считать

образованным  экономистом.

      Как известно, самые  распространенные,  обобщающие  термины  настолько

емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной  мере

относится и  к терминам «спрос» и «предложение».

      Сначала разберемся, что такое  СПРОС… 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СПРОСА 
 

      СПРОС-   это  платежеспособная  потребность,  сумма   денег,   которую

покупатели могут  и намерены  заплатить  за  какие-то  нужные  им  изделия  и

услуги. Спрос  нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если  человек

нуждается в  каком-то  благе,  но  у  него  нет  денег,  то  он  не  обладает

покупательским  спросом,  т.е.  совокупная  величина  потребностей  превышает

платежеспособный   спрос,   и   потребности   не   могут   быть    полностью

удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это  спрос на товары и  услуги,

подкрепленный денежными средствами  покупателей.  Он  отражает  обеспеченную

деньгами часть  потребностей населения в  конкретных  количествах товаров и

объемах услуг  определенного назначения.

      Спрос характеризуется количеством  товаров определенного вида,  которые

потребитель хочет  и в состоянии  купить  при  определенной  цене  на  них  в

течение  определенного  периода  времени.  Именно  спрос   определяет,   что

покупать на рынке и в каком количестве.  Спрос- это важнейший  ориентир  для

предложения. И  наоборот, предложение на рынке выступает  с  такими  товарами,

которые пользуются спросом.

        Соотношение спроса и предложения, в конечном счете, определяет  цены

на  рынке  потребительских  товаров,  средств  производства,  ценных  бумаг,

рабочей силы и  других товаров. 
 
 

       1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО  ФОРМИРОВАНИЯ. 
 

      Различают  индивидуальный  спрос,  т.е.  платежеспособные  потребности

отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный  спрос  индивидуальных

покупателей и  совокупный спрос, выраженный в  деньгах,  который  формируется

на национальном  уровне.  Он  представляет  собой  реальный  объем товаров,

который  готовы  купить  при  определенном  уровне  цен  все   хозяйствующие

субъекты.

      По степени охвата товаров  различают:  а)  микроспрос,  т.е.  спрос  на

отдельные виды товаров,  б)  макроспрос,  т.е.  спрос  на  более  или  менее

крупные группы товаров.

      По степени удовлетворения спроса  выделяют: а) реализованный спрос,  б)

неудовлетворенный спрос, который определяется количеством  денег, которые  не

могут быть обменены на товары в силу их отсутствия  в  продаже,  в)  скрытый

неудовлетворенный спрос, когда вместо  желаемого  товара,  отсутствующего  в

продаже, приобретаются  другие товары или его вид, худший по качеству.

      По характеру спроса  различают:  а)  падающий  спрос,  б)  полноценный

спрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос,  д)  нерегулярный  спрос,  ж)

нерациональный  спрос.

      Элементы формирования спроса. На  размеры и структуру спроса  влияют: а)

цена продукта или услуги, б) доходы  населения,  в)  число  покупателей,  г)

наличие товара, д) вкусы покупателей,  е)  мода,  ж)  реклама,  з)  цены  на

сопряженные товары, и) система налогообложения,  к)  возможность  и  условия

кредита, л) гарантийный  и постгарантийный сервис,  м)  сезонный  фактор,  н)

демографические факторы, о) географические особенности,  п)  национальные  и

исторические  особенности,   р)   профессиональная   структура   работающего

населения, с) имущественная  дифференциация населения, т) валютный  курс,  у)

меры по стимулированию спроса и др.

      Для  стимулирования  спроса  можно  использовать  следующие  меры:  а)

демонстрация  товаров,  б)  предложение  о  возврате  денег,  если  товар  не

понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и  конкурсы  и

др. 
 

      1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 
 

      Величиной спроса  называется  количество  товара,  которое покупатели

готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене  в  течение  определенного

периода: дня, недели и т.п.

      Величина спроса находится в  обратной зависимости  от  цены:  чем  выше

цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот,  чем

ниже  цена,  тем  большее  количество  товара  люди   готовы   купить.   Это

соотношение называется законом спроса.

      Для того чтобы легче выявить  зависимость  спроса  от  цены  рассмотрим

шкалу спроса,  которая показывает,  сколько   товаров можно   купить   по

различным ценам  за данный период. 
 

      Цена 1 кг яблок, руб.       Покупатели готовы купить 

      2     25

      5     15

      8     9

      10    6

      15    4

      20    2 
 

      Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса  (С)

от цены (Ц): С=F(Ц), где F- показатель количественной зависимости. Чем  выше

цена товара, тем меньше спрос на него со стороны  покупателей.  Например,  в

нашей стране повышение  цен на подписные издания в 1991-1998гг.  привело к

сокращению объема подписки.  Действует  и  обратная  зависимость:  чем  ниже

цена, тем больше спрос. Математически  это  означает,  что  между  величиной

спроса и ценой  существует обратно пропорциональная зависимость (однако  не

обязательно в  виде гиперболической, представленной формулой y=а/x).

      Природа закона спроса по  существу  проста.  Если  у  покупателя  есть

Информация о работе Спрос и предложение товаров. Закон спроса и предложения