Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Ры­нок — кос­вен­ное, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров, сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок — это един­ст­вен­ная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции и т.д. Ры­нок — ос­но­ва ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Оглавление

1.Рыночный спрос
2. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос
3. Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения
4. Неценовые факторы, влияющие на предложение
5. Эластичность спроса и предложения
6. Рыночное равновесие
Практикум
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Закон спроса и закон предложения.doc

— 161.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.Рыночный спрос

2. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос

3. Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения

4.              Неценовые факторы, влияющие на предложение

5. Эластичность спроса и предложения

6.              Рыночное равновесие

Практикум

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рыночный спрос

 

Ры­нок — кос­вен­ное, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров,  сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний,  а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок —  это един­ст­вен­ная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции и т.д. Ры­нок — ос­но­ва ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Ры­нок —  это ин­ст­ру­мент, или ме­ха­низм, сво­дя­щий вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (по­став­щи­ков)  от­дель­ных то­ва­ров и ус­луг, Од­ни рын­ки яв­ля­ют­ся ло­каль­ны­ми, то­гда как дру­гие но­сят ме­ж­ду­на­род­ный или на­цио­наль­ный ха­рак­тер. Не­ко­то­рые от­ли­ча­ет лич­ный кон­такт ме­ж­ду предъ­я­ви­те­лем спро­са и по­став­щи­ком, а дру­гие яв­ля­ют­ся без­лич­ны­ми —  на них по­ку­па­тель и про­да­вец ни­ко­гда не ви­дят или во­все не зна­ют друг дру­га,

Со­стоя­ние рын­ка оп­ре­де­ля­ет­ся со­от­но­ше­ни­ем ве­ли­чи­ны спро­са и пред­ло­же­ния

Спрос и пред­ло­же­ние —  взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью по­ку­па­те­лей (по­тре­би­те­лей), а пред­ло­же­ние — со­во­куп­но­стью то­ва­ров, пред­ло­жен­ных про­дав­ца­ми (про­из­во­ди­те­ля­ми); со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми скла­ды­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя со­от­вет­ст­вую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры.

Спрос изо­бра­жа­ет­ся в ви­де гра­фи­ка, по­ка­зы­ваю­ще­го ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­те­ли го­то­вы и в со­стоя­нии ку­пить по не­ко­то­рой це­не из воз­мож­ных в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни цен. Спрос вы­ра­жа­ет ряд аль­тер­на­тив­ных воз­мож­но­стей, ко­то­рые мож­но пред­ста­вить в ви­де таб­ли­цы. Он по­ка­зы­ва­ет то ко­ли­че­ст­во про­дук­та, на ко­то­рое (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) бу­дет предъ­яв­лен спрос при раз­ных це­нах. Спрос по­ка­зы­ва­ет ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­те­ли бу­дут по­ку­пать по раз­ным воз­мож­ным це­нам. Це­на спро­са —  мак­си­маль­ная це­на, по ко­то­рой по­тре­би­тель го­тов ку­пить дан­ную про­дук­цию.

Ве­ли­чи­ны спро­са долж­ны иметь оп­ре­де­лен­ное зна­че­ние и от­но­сить­ся к оп­ре­де­лен­но­му от­рез­ку вре­ме­ни. Ко­рен­ное свой­ст­во спро­са за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: при не­из­мен­но­сти всех про­чих па­ра­мет­ров сни­же­ние це­ны ве­дет к со­от­вет­ст­вую­ще­му воз­рас­та­нию ве­ли­чи­ны спро­са. Бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда прак­ти­че­ские дан­ные про­ти­во­ре­чат за­ко­ну спро­са, но это не оз­на­ча­ет его на­ру­ше­ние, а толь­ко лишь на­ру­ше­ние до­пу­ще­ния при про­чих рав­ных  ус­ло­ви­ях.

 

2. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос

 

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Другими словами, это количество товаров и услуг, которое потребитель готов покупать по данным ценам.

Очевидно, что основным фактором, влияющим на спрос (Д), является цена (Р). Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, т. е. спрос на него выше. И наоборот. Цена и величина спроса (QД), таким образом, связаны обратной зависимостью. Именно эту зависимость принято называть законом спроса.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса обусловлена тремя факторами:

Снижение цены увеличивает покупательную способность потребителя при той же величине дохода (эффект дохода).

Снижение цены товара делает его более привлекательным и увеличивает склонность покупателя к замещению им других товаров (эффект замещения).

Так как, в соответствии с законом убывающей предельной полезности, каждая дополнительная единица товара приносит потребителю все меньшее удовлетворение, нужно снизить цену, чтобы побудить его увеличить покупки.

Закон спроса имеет графическое изображение в виде кривой спроса   Д

(рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Кривая спроса

На графике (рис. 1) видно, что изменение цены обусловливает перемещение величины спроса по самой кривой (из точки А в точку С).

Кроме цены, на спрос влияют и другие неценовые факторы: потребительские вкусы; доходы потребителей; число покупателей; цены на взаимозаменяемые и сопряженные товары; потребительские ожидания. Под воздействием этих факторов меняется сам спрос, и кривая спроса смещается либо вверх (кривая Д1), если спрос возрастает, либо влево вниз (кривая Д2), если спрос падает.

Но недостаточно знать, что с изменением цены изменяется спрос. Любому субъекту рынка важнее знать, как изменится спрос, если цена изменится на какую-то конкретную величину, скажем, на 1%.

 

3. Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения

 

Предложение призвано удовлетворять спрос. Эти два понятия не существуют друг без друга.

Предложение - это количество товара, которое производитель способен произвести и предложить по определённой цене.

Предложение (S), как и спрос, зависит, прежде всего, от цены (Р). Только зависимость здесь прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить производители. Эту прямую зависимость цены и количества предлагаемого товара называют законом предложения. Его графическая интерпретация - кривая предложения S (рис. 2).

Рис. 2 Кривая предложения

Кривая предложения имеет положительный наклон, что говорит о стремлении производителя продать большее количество товара по более высокой цене. Изменение цены означает движение по кривой предложения (например, из точки А в точку В).

Однако на объём предложения влияют, кроме цены, и другие, неценовые детерминанты: технология производства; цены на экономические ресурсы; налоги и субсидии; число продавцов; цены на другие товары; потребительские ожидания.

Неценовые детерминанты предложения сдвигают кривую предложения или вправо вниз (S1), или влево вверх (S2).

 

4.        Неценовые факторы, влияющие на предложение

 

Факторы влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства

2. Технология производства

3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей

4. Размер налогов и субсидий

5. Количество производителей

Под влиянием неценовых факторов изменяется предложение (-> S1 при увеличении предложения, в -> S2 при уменьшении предложения).

5. Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность спроса - это степень реакции спроса на изменение цены. Измеряется она коэффициентом эластичности (ЕД).

Если ЕД > 1, спрос эластичен. Это означает, что общий доход производителей возрастает с уменьшением цены, вследствие значительного увеличения объёма продаж.

Значит, снижение цен - выгодно.

Если ЕД < 1, спрос неэластичен. Это значит, что общие доходы производителей снижаются со снижением цены. Снижение цен увеличивает спрос столь незначительно, что убытки от снижения цен не перекрываются прибылью от роста спроса. В этом случае снижать цены не стоит.

Если ЕД = 1, то это спрос единичной эластичности, в этом случае процентное изменение спроса совпадает с процентным изменением цены. Графическое изображение этих видов эластичности дано на рис. 3.

Рис.3 Эластичность спроса

Есть два крайних случая эластичности.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то это абсолютно неэластичный спрос (ЕД = 0).

Если же бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, это абсолютно эластичный спрос (ЕД = ∞). Эти ситуации изображены на рис. 4.

 

Итак, мы рассмотрели эластичность спроса в зависимости от цены. Но можно рассмотреть эластичность спроса в зависимости от всех его факторов, каждого в отдельности (например, по доходам), или в совокупности. И в том, и в другом случае степень эластичности спроса подчиняется в своём движении одним и тем же законам.

 

 

Рассмотрим эластичность предложения.

Это степень реакции предложения на изменение цены. Исчисляется она аналогично исчислению эластичности спроса:

 

ЕS всегда величина положительная. А это значит, что при любом повышении цены доход производителя увеличивается, а при любом понижении цены прибыль падает.

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

Лёжкость товара, т. е. возможность его длительного сохранения. Например, фрукты надо продавать быстрее, или создать условия для их хранения, что повышает их цену. Значит, предложение неэластично (ЕS < 1).

Особенности технологии производства. Если производитель сможет быстро нарастить производство при росте цены, или быстро перейти на производство другого товара при понижении цены, то предложение данного товара эластично (ЕS > 1).

Фактор времени. Возможны три варианта влияния этого фактора, связанные с выделением трёх периодов времени: мгновенного, краткосрочного и долгосрочного.

Допустим, что в мгновенном периоде повышается спрос. Но предложение сразу измениться не может, т. е. предложение абсолютно неэластично.

Краткосрочный период более длителен. В связи с применением интенсивных методов ведения хозяйства предложение может несколько вырасти. Но для значительного увеличения производственных мощностей, открытия новых предприятий времени недостаточно. Тем не менее, эластичность предложения растет.

В условиях долгосрочного периода предложение может полностью отреагировать на повышение спроса, приспособиться к нему.

Очевидно, что с увеличением периода времени эластичность возрастает.

Понятие эластичности, таким образом, помогает анализировать поведение производителей и потребителей и поэтому имеет большое практическое значение.

6.     Рыночное равновесие

 

На рынке спрос и предложение взаимодействуют между собой. Если величина спроса (QД) и величина предложения (QS) уравняются (совпадут), то такую ситуацию называют рыночным равновесием. Цена, соответствующая этой ситуации, называется равновесной ценой (Р0), а количество товаров - равновесным количеством (Q0).

Графически равновесный рынок и равновесную цену можно изобразить, совместив на одном графике две кривые: кривую спроса и кривую предложения.

Полученную фигуру иногда называют крестом Маршалла (рис. 5).

Кривые пересекутся в точке О. Только в этой точке рынок равновесен,

а цена P0 - равновесная. Все остальные возможные цены являются неравновесными.

Если фактическая цена установится на уровне P1

(P1 > P0), предложение возрастет, а объем спроса упадет, и возникает избыточное предложение (QS > QД). Рынок начнет автоматически снижать цену до P0, восстанавливая на рынке равновесие. Если же цена достигнет уровня P2 (P2 < P0), предложение упадет, спрос возрастет, и объем спроса превысит объем предложения (QД > QS). На рынке начнется повышение цен до уровня равновесной цены.

На равновесную цену и равновесное количество товаров весьма заметное влияние оказывают неценовые факторы спроса и предложения. Можно сформулировать четыре варианта этого влияния.

Увеличение спроса (сдвиг кривой спроса вправо вверх) вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров.

Уменьшение спроса (сдвиг кривой спроса влево вниз) вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товаров.

Увеличение предложения (сдвиг кривой предложения вправо вниз) влечёт за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

Информация о работе Закон спроса и предложения