Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.
Введение 3
1. Законы спроса и предложения 5
2. Факторы влияющие на спрос и предложение 15
3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров 20
Заключение 25
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Законы
спроса и предложения
2. Факторы
влияющие на спрос и
3. Применение
законов спроса и предложения
на примере рынка отдельных
товаров
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Рынок
– это так называемое «место встречи»
покупателей и продавцов
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение, где спрос определяется как платежеспособная потребность покупателей, а предложение - товары, которые предлагаются продавцами.
На
рынке эти два понятия
Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.
Спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, образуют рыночное равновесие, при котором объем и цена потребления и производства товаров становятся равными.
Большой вклад в изучение спроса и предложения внесли зарубежные авторы: А. Смит, Т. Мальтус, О.А. Курно, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, П.А. Самуэльсон, М. Фридман, Макконнелл К., Брю С., Стенлейк Дж. Ф., Пессель М.А. и др.
В современных условиях исследование спроса и предложения, как основных элементов рыночной конъюнктуры рассматриваются в трудах, Абрамовой М.А., Антоновой Н.Г., Камаевой В.Д., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Баранниковой Н.П., Богачеваой В.Д., Лаврушиной О.И., Борисовой Е.Ф., Булатовой А.С. и др.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические
-
раскрыть основные влияющие
- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
Впервые
понятия спроса и предложения
в экономической науке
Людвиг фон Мизес считал, что именно спрос задает тон всей экономике: «Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в экономике. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они не командуют кораблем, они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель» [6, c.23]
С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения, спрос выступает уже в денежной форме, то есть проявляется как платежеспособная потребность.
Различают два вида спроса на товары или услуги:
1. индивидуальный;
2. рыночный спрос;
Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем.
Рыночный спрос - это суммированное отражение спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
С целью практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют различные методы. Наиболее часто используются следующие из них:
Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако он не всегда дает достоверные результаты из-за объективных трудностей.
Осуществляется специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Несмотря на то, что является дорогостоящим методом, вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется.
Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, к примеру, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях.
Осуществление эксперимента связано с целым рядом проблем: во-первых, существует риск отрицательных результатов и, как следствие, сокращение прибылей и продаж компании; во-вторых, фирма не может быть уверена, что объем продаж вырос в результате эксперимента, а не под воздействием других факторов; и, в-третьих, в силу финансовых ограничений фирма может позволить себе лишь ограниченное число маркетинговых экспериментов.
На основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени, рассматривается влияние прочих факторов спроса. При наличии достаточно объемной статистической базы данных можно с определенной долей погрешности вычислить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.
Так же различают:
Количество
товаров, которое покупают люди, всегда
зависит от цен на них.
Между рыночной ценой и количеством товара,
которое необходимо потребителям, всегда
существует определенное соотношение.
Спрос на товар ограничивается высокой
ценой на него, а если цена уменьшается,
то, как правило, спрос увеличивается.
Такое соотношение рыночной цены товара
и денежного выражения спроса на него
называется кривой спроса.
Рис.1. Кривая
спроса
Кривая спроса – это кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени (рис. 1).
На
графике кривая опускается сверху вниз.
Это объясняется законом
«В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость объема спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество готовы приобрести потребители в данный момент. Соответственно, чем ниже цена товара, тем выше спрос»[1, c.574].
Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов в теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона «спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку» [4, c.308].В современной формулировке этот закон звучит так: « Закон спроса – это обратная связь между ценной и величиной спроса.»
Для количественной оценки спроса используется такой показатель, как величина спроса.
Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде функция записывается в следующим образом:
Qd = f( P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),
где P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; Psub – цена на товары субституты; Pcom – цена на товары комплементы; N – количество покупателей; B – прочие факторы.
Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид:
PD = f (QD)
Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.
С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода).
С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что так же ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения).
Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Возможные исключения:
1. Парадокс Гиффена
2. Эффект Веблина
При анализе рыночной системы необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (рис. 2).
Рис. 2. Кривая
спроса (изменение величины предложения)
Реакция покупателей на изменение цен на рынке бывает различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей используется понятие эластичность.
Эластичность, по неоклассической теории, разделяют на: