Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.docx

— 168.11 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………......… 3

Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5

     1.1. Понятие и основные черты теории  совершенной конкуренции....…5

     1.2. Механизм спроса и предложения  при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10

     1.3. Общая характеристика рынков  несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14

Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22

     Задание 1…………………………………………………………………..22

     Задание 2 ………………………………………………...………………..26

     Задание 3 ……………………………………………………………….…28

Заключение

Список  использованной литературы  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     По  определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и  предложения производителей устанавливаются  цены товаров, и объемы продаж.

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

     Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества.

     Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.

     Исходя  из данной цели, в курсовой работе будут  рассмотрены следующие задачи:

     - рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;

     - определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;

     - дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.

     Структура курсовой работы состоит из введения, теоретической и расчетно-аналитической частей, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 1. Закон  спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции 

     1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции 

     Рыночный  хозяйственный механизм есть форма  проявления системы экономических  интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное  содержание.

     Хозяйственный механизм – это совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических  интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству  на качественно новой основе.

     Хозяйственный механизм – одна из самых сложных  экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических  категорий в их самом различном  соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль  заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. – все  эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически  используемые в экономической жизни  общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.

     Изменения в социально-экономической жизни  общества вызывает необходимость изменения, экономических, правовых и организационных  норм в использовании экономических  категорий и законов прежде всего  со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечить согласование в системе экономических отношений  и законов. Другие хозяйствующие  субъекты вынуждены учитывать изменения  в хозяйственном механизме в  своей деятельности.

     В рыночной экономике в условиях частной  собственности, свободы, инициативы и  предпринимательства главным элементом  хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.

     Конкуренция (от лат. сoncurrere – бежать вместе, соперничать) является выражением экономических  отношений в условиях рыночного  хозяйства. Она представляет собой  определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между  агентами спроса и предложения, между  потребителями и производителями  благ (товаров и услуг). Эти отношения  пронизывают главные сферы экономической  жизни: производство, распределение, обмен  и потребление. Они выполняют  важную роль своеобразной «соединительной  ткани», благодаря наличию которой  рыночная экономика функционирует  в качестве сложной и многозвенной системы.

     В экономической литературе существует множество определений категории  «конкуренция».

     По  определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого  соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто  весьма жестокие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия  покупки сырья и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание  в общественном производстве.

     Наряду  с примитивно-бытовыми определениями  конкуренции как борьбы за кошелек  покупателя и т.п. в экономической  литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как  отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических  результатов их деятельности; практически  принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

     Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность  этой категории. Следует подчеркнуть  главное: вне конкуренции рынок  не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

     Рыночная  конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики  как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения, и в которой в конечном счете  реализуются успехи и неудачи  в конкурентной борьбе, является результатом  взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется  до рынка под влиянием множества  факторов, но не корректируется на рынке.

     Каждый  из субъектов на рынке двигает  личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут  подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать  в ущерб социально и экономическим  интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий  лежит конкуренция. В условиях конкуренции  личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее  сильным стремлением другого  субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышения  ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей т.д. Иначе  говоря, конкуренция выступает как  дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную  деятельность в интересах всего  общества.

     А. Смит разработал теорию трудовой стоимости, в соответствии с которой действительным мерилом меновой стоимости выступает  затраченный на производство товара труд. Величайшая заслуга А. Смита  состоит в том, что он отделил  естественную цену, определяемую затратами  труда, от рыночной цены товара, определяемой спросом и предложением на рынке. Именно отклонение рыночных цен от стоимости и определяют успехи и неудачи конкурентной борьбы и в конечном счете – судьбы агентов рыночных отношений. Смит весьма доходчиво объясняет этот механизм. Он пишет: «Рыночная цена любого товара редко редко может продолжительное время держаться ниже естественной цены, хотя и может долгое время оставаться на более высоком уровне. Какая бы часть ее не оплачивалась ниже своей естественной нормы, лица, интересы которых от этого страдают, немедленно почувствуют ущерб и сейчас же извлекут столько из труда и капитала из производства этого товара, что количество последнего, доставляемое на рынок, окажется достаточным только для удовлетворения действительного спроса на него. Так будет, по крайней мере, в случае существования полной свободы».

     Еще более полно и последовательно  развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо  и других экономистов классического  направления. 

     Ниже  мы будем рассматривать теории совершенной  и несовершенной конкуренции, на какие виды они делятся, и что  из себя представляют.

     Характер  взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Рыночная структура  – это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими  ему проявлениями таких ключевых характеристик, предопределяющих поведение  участников рынка и параметры  равновесия, как: количество рыночных агентов (продавцов и покупателей), их информированность и мобильность, тип выпускаемой продукции, условия  вхождения на рынок и ухода  с него.

     Простейшим  и исходным типом, или моделью, рынка  является рынок совершенной конкуренции.

     Совершенная конкуренция представляет собой  идеальный образ конкуренции, при  которой на рынке функционирует  множество продавцов и покупателей  с разными возможностями и  правами. При этом влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

     Совершенная конкуренция имеет следующие  основные признаки:

     1. Многочисленность субъектов рынка.  На рынке действует большое  число мелких продавцов и покупателей.  В силу этого совершаемые продавцом  продажи (или потребителем покупки)  ничтожно малы по сравнению  с совокупным объемом рынка.

     2. Однородность продукции. Это значит, что продукция конкурирующих  фирм гомогенна и неразличима,  т.е. данные продукты разных  предприятий рассматриваются покупателем  как точные аналоги. Поскольку  товары одинаковы, потребителю  безразлично, у какого продавца  их приобретать. Вследствие однородности  продукции отсутствует основание  для неценовой конкуренции, т.е.  конкуренции на базе различий  в качестве продукции, рекламе  или стимулировании сбыта.

     3. Отсутствие контроля за ценой.  Многочисленность производителей  и потребителей однородной продукции  фактически предопределяет, что  при совершенной конкуренции  субъекты рынка не в состоянии  оказывать влияние на цены. Когда  какой-то продавец устанавливает  более высокую цену на товар,  покупатели свободно переходят  к его многочисленным конкурентам.  Если же отдельный продавец  установит цену ниже обычного  уровня, то товары, реализованные  по такой цене, не смогут удовлетворить  существенным образом спрос покупателей  и нарушить среди них свободную  конкуренцию. На совершенно конкурентном  рынке и покупатели, и продавцы  являются ценополучателями, они  «соглашаются» с ценой, принимают  ее как данность.

Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции