Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.docx

— 168.11 Кб (Скачать)

     Определим общие затраты предприятия при  каждом уровне реализации продукции, используем формулу:

     TC=FC+VC                                                                           (1)

     Где TC –общие издержки, FC- постоянные издержки, VC-переменные издержки

     Введем  полученные данные в Таблицу 1.

     Для определения общего  дохода предприятия  используем формулу:

     TR=P*Q                                                                                    (2)

     Где TR-валовый доход, P-цена, Q-объем продукции

     Полученные  данные так же внесем в Таблицу 1.

     Определим прибыль предприятия, вычитая из валового дохода все общие издержки.

     Вывод: по полученным данным мы видим, что  наивысший показатель прибыли- 160000 руб. достигается при объеме реализации- 6000 шт.

     Далее определим оптимальный объем  реализации, используя метод сопоставления  предельных показателей.

     Построим  таблицу.

     Таблица 2.

     Определение оптимального объема реализации с помощью  предельных показателей.

     Q шт.      TC руб.      MC руб.      MR руб.
     1000      125000         100
     2000      180000         100
     3000      230000         100
     4000      280000         100
     5000      355000         100
     6000      440000         100
     7000      550000         100
     8000      675000        100

 

     Основными предельными показателями для предприятия  являются показатели предельных издержек (MC) и предельного дохода.

     Предельные  издержки показывают, во сколько рублей обходится предприятию производство дополнительной единицы продукции. Для определения этого показателя используем формулу:

     MC=∆TC/∆Q                                                                      (3)

     Где MC- предельные издержки, ∆TC- изменение общих издержек,

     ∆Q- изменение объема производства.

     Внесем  полученные данные в таблицу.

     Из  таблицы видно, что предельные затраты, достигают своего минимума при объеме- 3000 шт.

     В условиях совершенной конкуренции  предельный доход (MR) равен цене реализации т.е.- 100 руб.

     Расширение  объема реализации выгодна в пределах показателей, при которых предельный доход превышает предельные затраты.

     Таким образом, оптимальный объем- 6000 шт.

     Предприятию нельзя производить более 6000 шт. т.к. при объемах в 7000 шт. предельные издержки превышают предельный доход значит, производство каждой дополнительной единицы  продукции приносит убыток.

     2.Отобразим  на графике кривую валовой  выручки и кривую валовых издержек  (график 1).

     3. График валовых издержек и  валовых доходов (график 2).

     4.Определим  наименьшую цену реализации, которую  предприятие может принять в  краткосрочной перспективе равна  величине средних переменных  издержек в долгосрочной перспективе,  минимальная цена должна соответствовать  наименьшему показателю средних  общих издержек (ATC) На основе показателей переменных и общих затрат рассчитаем средние значения этих показателей при различных значениях объема реализации.

     Отразим расчеты в таблице.

     Таблица 3.

     Расчет  наименьшей цены реализации

Q, шт. AVC, руб. ATC, руб.
1000 75 125
2000 69 94
3000 60 76,67
4000 57,5 70
5000 67 71
6000 65 73,3
7000 71,4 78,5
8000 78,13 84,38

     Для расчета средних переменных затрат (AVC) используем формулу:

     AVC=VC/Q                                                             (4)

     Где ATC- средние общие издержки, TC- общие издержки,                                      Q- объем продукции

     Вывод: в долгосрочной перспективе цена реализации равна наименьшему показателю- 70 руб./шт. 

     Задание 2.

     Фирма действует в условиях несовершенной  конкуренции. Функция издержек задается формулой  TC = 10 + 5Q + Q2, а спрос выражается функцией  P = 65 – 2Q.

     Определите  количество продукции (Q) и цену (Р), при которой фирма максимизирует прибыль?

     Рассчитайте общую выручку.

     Определите  степень монопольной власти фирмы  по индексу Лернера. 

     Решение

     В условиях совершенной конкуренции  существуют следующие правила максимизации прибыли:

     MR = MC                                                          (6)

     Где MR – предельный доход

       MC  - предельные издержки фирмы.

     Определим предельные затраты фирмы, которые  являются производными от общих затрат, т. е.

     MC = TC

     TC = 10 + 5Q + Q2

     TC' = (10 + 5Q + Q2)  =  5 + 2Q

     Таким образом, МС = 5 + 2Q

     Определим общий доход фирмы  по следующей  формуле:

     TR = P * Q                                                     (7)

     Где

     TR – валовый доход (выручка)

     P – цена продукции

     Q – объем продукции

     TR = P * Q = (65- 2Q) * Q = 65 Q -2Q2

     Предельный доход является производной от общего дохода

     MR = TR                                                           (8)

     Где MR – предельный доход

       TR – валовый доход

     TR' = (65Q – 2Q2) '= 65 – 4Q

     Таким образом, MR =65– 4Q

     MR = MC

     65 – 4Q = 5 + 2Q

  • 4Q – 2Q = 5 – 65
  • 6Q = - 60

           Q = 10

     P = 65 – 2 * 10 = 45

     P = 45

     Таким образом, фирма максимизирует свою  прибыль при  Q = 10 шт., P = 45руб.

     Определим индекс Лернера, используя формулу:

     L = (P - MC) / P

     Где L – индекс Лернера

     P - цена

     MC – предельные затраты

     L = = 0,4

     0,4 * 100%  = 40

     Таким образом, индекс Лернера равен  0,4 * 100%  = 40

     Это означает, что фирма может повысить цену, характерную для свободной  конкуренции на 40%. 
 

     Задание 3. 

     Фирма, работающая в условиях совершенной  конкуренции, в начале года приобрела  производственное оборудование. Начальная  стоимость оборудования составляет 3,7 млн. руб. Остаточная стоимость оценивается суммой 115 000 руб. Срок службы оборудования 6 лет. Расходы на сырье и материалы на единицу продукции составили 40 руб. Сдельный тариф за единицу продукции равен 20 руб. Вероятность временного выхода оборудования из строя равна 0,2. Число дней в году принимается равным 360, предприятие работает в одну смену. Максимальная производительная мощность 1800 шт. изделий в день. Определите, какой должна быть цена реализации единицы продукции, чтобы точка безубыточности (когда TC=TR) была достигнута в конце года, если предприятие использует:

     Пропорциональный (линейный) метод амортизации;

     Метод ускоренной амортизации с удвоенной  нормой износа.

     Решение:

     Пропорциональный  метод списания для расчета амортизации  предполагает использование следующей  формулы:

     A=(HC-OC)/T

     Где A-амортизационные отчисления, HC- начальная стоимость, OC- остаточная стоимость, T- срок службы оборудования.

     A=(3700000-115000)/6=597 500 руб.

     При методе ускоренной амортизации с  удвоенной нормой износа необходимо:

     Aуск=2*(HC-OC)/T=1 194000 руб.

     Найдем  объем производства, учитывая возможность  выхода оборудования из строя. Используем формулу:

     Q=360*Pow*P

     Где Q- объем производства, Pow - производственная мощность, P- вероятность временного выхода оборудования из строя.

     Q=360*1800*0,2= 129 600 шт.

     Найдем  средние переменные затраты, используя  формулу:

     AVC=C1+C2 руб.

     Где AVC- средние переменные затраты, C1- расходы на сырье на единицу продукции, C2- расходы на оплату труда за единицу продукции.

     AVC=40+20= 68руб.

     Определим средние постоянные затраты при  линейной и ускоренной амортизации, используя формулу:

     AFCл=A/Q

     AFCуск=Aуск/Q руб.

     Где AFC- средние постоянные затраты.

     AFCл=597 500 /129600 =4,6

              AFCуск=1 194000 /129600= 9,2 руб.

     Следовательно можно определить средние общие  затраты по формуле:

     ATC=AFC+AVC

     Где ATC- средние общие издержки, AFC- средние постоянные издержки, AVC - средние переменные издержки.

     ATCл = AVC+AFCл

     ATCл = 68+4,6 = 72,6

     ATCуск = AVC + AFCуск

     ATCуск = 68+9,2= 77,2

     В условиях совершенной конкуренции  фирма достигает равновесия при  равенстве цены и минимальных  средних издержек. Т.е. соблюдается  равновесие   P=ATC

     При этом фирма находится в точке  безубыточности, т.е в точке нулевой  прибыли. Следует отметить, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем  ввиду, что фирма вообще не получает никакой прибыли. В точке безубыточности фирм в состоянии лишь покрыть  свои минимальные средние издержки, а в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов.

     Таким образом, цена реализации единицы продукции  при линейном методе амортизации  составит P= ATCл=72,6 руб.

     При ускоренном методе амортизации цена равна: P= ATC уск=77,2 руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключение своей курсовой работы хотелось бы отметить, что рыночная организация, а также основные модели рынка  имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции. Однако в условиях современного мира мы наблюдает  только различные виды несовершенной  конкуренции: монополию, монополистическую  конкуренцию, олигополию.

Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции