Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.docx

— 168.11 Кб (Скачать)

     4. Отсутствие барьеров при входе  на рынок и выходе из него. Новые формы могут свободно  входить, а существующие фирмы  – покидать чисто конкурентные  рынки (отрасли). Не существует  никаких серьезных препятствий  – законодательных, финансовых  и других, которые могли бы  помешать возникновению новых  фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках. Отсутствие  барьеров означает, что ресурсы  полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

     5. Полная информированность участников  рынка о его текущем состоянии.  Исчерпывающая информация о ценах,  технологии, спросе и предложении  товаров, норме прибыли доступна  для всех. Не существует никаких  коммерческих тайн, непредсказуемого  развития событий, неожиданных  действий конкурентов. Решения  принимаются покупателями и продавцами  в условиях полной определенности  в отношении рыночной ситуации.

     Названным условиям едва ли может соответствовать  хоть один из реально функционирующих  рынков. Даже наиболее похожие на совершенную  конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действую какие-либо бюрократические  или экономические ограничения  на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества  продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая доминирующей властью  и диктующая цены.

     Таким образом, перечисленные условия  являются в значительной степени  допущениями, которые полностью  никогда не используются в реальном мире. 

     1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции

     Рыночные  отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в  виде связей между производством  и потреблением в качестве предложения  и спроса.

     Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

     - законом спроса — при прочих  равных условиях покупатель приобретает  больше товаров при понижении  цен и меньше — при их  повышении;

     - законом предложения — если  прочие условия остаются неизменными,  то продавец создает и предлагает  для реализации больше товаров  при повышении цен и меньше  — при их понижении. 

     В качестве примера выразим спрос  через количество предлагаемых для  реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей  данного товара по данной цене. Это  можно проиллюстрировать с помощью  Табл. 1 и Рис. 1.

     Таблица 1

    Цена Спрос Предложение Цена Спрос Предложение
    1 2 3 1 2 3
    0

    100

    300

    500

    400

    350

    300

    250

    0

    100

    200

    250

    700

    900

    1000

    200

    100

    50

    300

    350

    450


 

     При повышении цены спрос падает, а  предложение растет. DD — кривая спроса; SS — кривая предложения. При наложении  кривой спроса на кривую предложения  можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е  при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом  и предложением устанавливается  рыночное равновесие. При цене 250 возникнет  дефицит в размере А1В1; при  цене 700 — излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции  рыночный механизм с помощью колебаний  цен и изменения количества предлагаемого  товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.

     На  микроуровне различают общее  и частное равновесие.

     Общее равновесие на рынке достигается  тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров  и услуг) и величиной национального  дохода, предназначенного для потребления, т. е. соответствие между покупательной  способностью населения и предложением товаров и услуг. 

     

     Рис. 1. График спроса и  предложения 

     Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных  групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых  определенным группам населения. В  этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров  возможны отклонения как со стороны  спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного  соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных  изделий.

     Общий товарный спрос делится на части  в зависимости от структуры общества; от общественного производства; от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства и предметы потребления.

     Формирование  спроса на предметы потребления зависит  также от общественного устройства общества. Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает  в качестве частного равновесия.

     Эластичность  спроса и предложения

     Эластичность  отражает зависимость между спросом  и ценами; между предложением и  ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции  спроса или предложения на изменение  цен.

     Эластичность  спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения  спроса в процентах к изменению  цены в процентах.

     Еd = %∆Q / %∆P или  %∆Q/Q / %∆P/P,

     где Еd — коэффициент эластичности спроса по цене;

     Q — объем спроса на товар;

     Р — цена товара.

     Различают следующие типы эластичности:

     1. Единичная эластичность, когда на  каждый процент изменения цены

     объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Еd = 1):

     Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 2% = 1.

     2. Эластичный спрос, когда объем  спроса в процентах изменяется  быстрее, чем изменяется цена  в процентах (Еd >1):

     Еd = %∆Q / %∆P = 4% / 2% = 2.

     3. Неэластичный спрос, когда объем  спроса в процентах изменяется  медленнее, чем изменяется цена  в процентах (Еd < 1):

     Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 4% = 0,5.

     4. Совершенно неэластичный спрос,  когда объем спроса не изменяется  при любом изменении цены (Еd = 0):

     Еd = %∆Q / %∆P = 0% / 4% = 0.

     5. Бесконечно эластичный спрос,  когда объем спроса может изменяться  до бесконечности при незначительном  изменении цены (Еd = ∞): 

     Еd = %∆Q / %∆P = ∞% / 1% = ∞.

     Рассмотрим  теперь эти типы эластичности графически (Рис. 2). 

     

     

     Рис. 2. Типы эластичности

     Эластичность  связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар  при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.

     Несовершенная конкуренция

     В современной экономике практически  невозможно найти свободный, или  совершенно конкурентный, рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной  конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.  

     1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции

     Рынки на которых не выполняются условия  совершенной конкуренции и производители  могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной  конкуренции. Такие рынки неоднородны  и разделяются на три типа: рынок  чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции.

     Итак, особенности каждого из рынков несовершенной  конкуренции по сравнению с рынком совершенной конкуренции представим в Табл. 2.

     Таблица 2

    Тип рынка

    Особенности

    Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Совершенная

    конкуренция

    Число фирм на рынке Одна Несколько Много Очень много
    Барьеры для вхождения в отрасль Значитель-ные Значитель-ные Незначительные Отсутствуют
    Выпускаемая продукция Однородная  или дифферен-цированная Однородная  или дифферен-цированная Дифференцированная Однородная

 

     Каждый  из рынков несовершенной конкуренции  обладает своими особенностями, присущими  только этому типу рынка. Но существуют и общие признаки, которые их объединяют.

     Общие черты рынков несовершенной конкуренции:

     1. понижение цены с ростом выпуска  продукции фирмы, что соответствует  падающей кривой спроса на  продукцию фирмы;

     2. предельный доход становится  меньше цены единицы продукции  для любого объема выпуска  продукции, исключая первую выпущенную  единицу;

     3. существование монопольной власти, т.е. возможность устанавливать  цену единицы продукции выше  предельных и средних издержек;

     4. наличие ценовой дискриминации,  т.е. возможности устанавливать  различные цены на одну и  ту же продукцию ля различных  групп покупателей. 

     Теория  чистой монополии

     Из  всех рынков несовершенной конкуренции  наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии  отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «отрасль» и «фирма»  совпадают.

     Чистой  монополией называют единственного  в отрасли продавца товаров, не имеющего заменителей. Действительно, монополия  возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает реальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

     Американский  экономист М. Фридмен называет три  основных источника монопольной  власти:

     - технические обстоятельства;

     - прямая и косвенная правительственная  поддержка;

     - частный сговор между отдельными  лицами.

     Примером  монополии может служить отрасли  естественной монополии – такие  отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта  масштаба настолько сильно, что наличие  нескольких конкурирующих между  собой фирм приведет ее не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потери. Все прочие отрасли, не относящиеся  к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской  монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом.

Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции