Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.
Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы
4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые формы могут свободно входить, а существующие фирмы – покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.
5.
Полная информированность
Названным
условиям едва ли может соответствовать
хоть один из реально функционирующих
рынков. Даже наиболее похожие на совершенную
конкуренцию рынки (рынок зерна,
ценных бумаг, иностранных валют) лишь
частично удовлетворяют им. В реальной
жизни всегда действую какие-либо бюрократические
или экономические ограничения
на вхождение в отрасль и открытие
бизнеса. Существует множество торговых
марок, дифференцирующих товары. Даже
при наличии в отрасли
Таким
образом, перечисленные условия
являются в значительной степени
допущениями, которые полностью
никогда не используются в реальном
мире.
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:
-
законом спроса — при прочих
равных условиях покупатель
-
законом предложения — если
прочие условия остаются
В
качестве примера выразим спрос
через количество предлагаемых для
реализации товаров и через их
цену, тогда получим кривую спроса,
которая отражает строго определенную
зависимость: чем ниже цена, тем выше
спрос. Рыночный спрос представляет
собой совокупный спрос всех покупателей
данного товара по данной цене. Это
можно проиллюстрировать с
Таблица 1
Цена | Спрос | Предложение | Цена | Спрос | Предложение |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
0
100 300 500 |
400
350 300 250 |
0
100 200 250 |
700
900 1000 |
200
100 50 |
300
350 450 |
При повышении цены спрос падает, а предложение растет. DD — кривая спроса; SS — кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1; при цене 700 — излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.
На микроуровне различают общее и частное равновесие.
Общее
равновесие на рынке достигается
тогда, когда наступает соответствие
между совокупным общественным производством
(совокупное предложение товаров
и услуг) и величиной национального
дохода, предназначенного для потребления,
т. е. соответствие между покупательной
способностью населения и предложением
товаров и услуг.
Рис.
1. График спроса и
предложения
Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.
Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества; от общественного производства; от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства и предметы потребления.
Формирование
спроса на предметы потребления зависит
также от общественного устройства
общества. Обеспечение равновесия по
отдельным группам товаров
Эластичность спроса и предложения
Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.
Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах.
Еd = %∆Q / %∆P или %∆Q/Q / %∆P/P,
где Еd — коэффициент эластичности спроса по цене;
Q — объем спроса на товар;
Р — цена товара.
Различают следующие типы эластичности:
1. Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены
объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Еd = 1):
Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 2% = 1.
2. Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd >1):
Еd = %∆Q / %∆P = 4% / 2% = 2.
3.
Неэластичный спрос, когда
Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 4% = 0,5.
4.
Совершенно неэластичный спрос,
Еd = %∆Q / %∆P = 0% / 4% = 0.
5.
Бесконечно эластичный спрос,
когда объем спроса может
Еd = %∆Q / %∆P = ∞% / 1% = ∞.
Рассмотрим
теперь эти типы эластичности графически
(Рис. 2).
Рис. 2. Типы эластичности
Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.
Несовершенная конкуренция
В
современной экономике
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
Рынки
на которых не выполняются условия
совершенной конкуренции и
Итак,
особенности каждого из рынков несовершенной
конкуренции по сравнению с рынком
совершенной конкуренции
Таблица 2
Тип
рынка
Особенности |
Монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция | Совершенная
конкуренция |
Число фирм на рынке | Одна | Несколько | Много | Очень много |
Барьеры для вхождения в отрасль | Значитель-ные | Значитель-ные | Незначительные | Отсутствуют |
Выпускаемая продукция | Однородная или дифферен-цированная | Однородная или дифферен-цированная | Дифференцированная | Однородная |
Каждый из рынков несовершенной конкуренции обладает своими особенностями, присущими только этому типу рынка. Но существуют и общие признаки, которые их объединяют.
Общие черты рынков несовершенной конкуренции:
1.
понижение цены с ростом
2.
предельный доход становится
меньше цены единицы продукции
для любого объема выпуска
продукции, исключая первую
3.
существование монопольной
4.
наличие ценовой дискриминации,
Теория чистой монополии
Из
всех рынков несовершенной конкуренции
наиболее яркой противоположностью
совершенной конкуренции
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товаров, не имеющего заменителей. Действительно, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает реальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:
- технические обстоятельства;
-
прямая и косвенная
-
частный сговор между
Примером
монополии может служить
Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции