Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.docx

— 168.11 Кб (Скачать)

     Монополист  – единственный продавец на рынке, обладающий настолько большими объемами производства, что в состоянии  обеспечить весь отраслевой спрос. В  этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей массы прибыли.

     В условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой  объем производства, при котором  равенство предельного дохода и  предельных издержек достигается при  более высокой цене по сравнению  с совершенной конкуренцией. При  этом в условиях монополии фирма  всегда стремится к получению  экономической прибыли, не доступной  для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии  соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции  над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.

     Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:

     P › MR = MC ‹ AC,

     где Р – цена;

     MR – предельный доход; 

     MC – предельные издержки;

     AC – издержки на производство.

       Достижение такого равновесия  предпочтительно для любой фирмы  в условиях несовершенной конкуренции.  Однако в условиях монополии  долгосрочное получение экономической  прибыли более вероятно в силу  отсутствия конкуренции на рынке. 

     Считается, что существование предпринимательской  монополии снижает экономическую  эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы.

     - Если действие эффекта масштаба  при расширении деятельности  фирмы невелико (например, в розничной  торговле), то объем производства, максимизирующий прибыль монополиста,  устанавливается ниже, чем в условиях  конкуренции, а цена – выше. При этом большая часть доходов  потребителей расходуется на  покупку товара производителя-монополиста  за счет сокращения потребления  других товаров.

     - В условиях чистой монополии,  когда отрасль представлена всего  одной фирмой и выпускаемый  товар не имеет близких товаров-заменителей  , спрос становится эластичен  по цене, монопольная власть фирмы  на рынке возрастает. Если фирма  пользуется монопольной властью  на рынке, устанавливает высокие  цены на продукцию и сокращает  выпуск, то тормозится развитие  смежных отраслей и в конечном  счете экономики в целом.

     - Монополия может сама препятствовать  вхождению новых фирм в отрасль,  используя рычаги нечестной конкуренции,  т.е. силовое давление, сговор  с деловыми партнерами с целью  не допустить на рынок новую  фирму-конкурента. Однако существуют  и другие контраргументы, указывающие,  что деятельность монополии способствует  повышению эффективности развития  экономики. 

     Теория  олигополии

     Олигополией называют тип рынка, где несколько  крупных фирм контролируют основную ее часть.

     Товары, выпускаемые олигополией, могут  быть как однородны, так и дифференцированы.

     Для олигополии характерны большие входные  барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с  эффектом масштаба.

     Вступление  в отрасль может быть существенно  ограниченно путем выдачи лицензий. Патентование изобретений также  служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность  патентообладателя и не позволяет  конкурентам копировать изобретение  в течение длительного срока.

     Важной  особенность рыночного поведения  олигополий является взаимозависимость  решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение  не может быть принято без учета  ответных действий конкурентов. Таким  образом, действия фирм-конкурентов  становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимального объема производства и цен.

     При олигополии, как и при чистой конкуренции, возможна нечистая конкуренция, когда  фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов  нерыночными методами.

     Олигополия  руководствуется такими же принципами ценообразования, что и монополия:

     P › MR = MC ‹ AC.

     Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли  становится максимальной.

     Существуют  ряд моделей, описывающих поведение  олигополии на рынке.

     1. Модель «ломаной кривой спроса»  описывает поведение фирмы, не  проводящей стратегию тайного  сговора с конкурентами.

     Поскольку в олигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, то для нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна в случае изменения цен. Эта модель основывается на том, что  возможны варианты поведения участников рынка.

     При изменении цены одним из конкурентов  другие могут выбрать одно из двух возможных решений:

     - выравнивать цены и подстраиваться  под новую цену;

     - не реагировать на изменение  цены одним из конкурентов.

     Теперь  мы можем объяснить сущность ломаной  кривой спроса: если фирма поднимет цену выше существующей цены, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В  результате фирма потеряет часть  своих потребителей. Если фирма понизит  цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже спрос  становится менее эластичным (при  неэластичном спросе снижение цены ведет  к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое  изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии.

     2. Вторая модель рыночного поведения  олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате  тайного соглашения по поводу  контроля за ценами.

     Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая  стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между  конкурентами о ценообразовании.

     Тайный  сговор возможен при условии, что  фирмы сталкиваются с одинаковыми  или очень похожими условиями  спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная  цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В  результате тайных соглашений выбираются оптимальные для олигополии объем  производства и цена. Такие параметры  производства, по сути, адекватны ситуации, когда на рынке выступает всего  лишь единственный производитель. Это  означает, что рынок олигополии перерастает  в рынок чистого монополиста.

     3. Третьей моделью поведения олигополии  является модель лидерства в  ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма доминирует  на рынке и ее цена охватывает  большую долю рынка. При такой  ситуации именно ее цена становится  рыночной. Поэтому обычно, когда  крупнейшая из олигополии фирма  изменяет цену, другие фирмы-олигополисты  подстраиваются под нее. Но  лидирующая фирма, всякий раз  изменяя цену, все же рискует,  так как конкуренты могут реализовать  и свою самостоятельную ценовую  стратегию. Это заставляет ценового  лидера быть осторожным, поэтому  цена меняется крайне редко.

     Ценовой лидер обычно не реагирует на небольшие  конъюнктурные изменения издержек и спроса. Изменение цены будет  принято лишь тогда, когда условия  издержек и спроса изменяются значительно  и во всей отрасли. Так, ценовой лидер  будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение  налогов, повышения уровня заработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило, фирма-лидер  заранее оповещает прессу о планируемом  повышении цены, так что остальные  фирмы, входящие в олигополию, имеют  время для подготовки к изменению  цены. Такое лояльное отношение к  конкурентам объясняется невыгодностью  ценовой войны, которая приведет к потери стабильности, столь необходимой  для деятельности крупных компаний, какими и являются фирмы-олигополисты.

     Таким образом, ценообразование на рынке  олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает  цену, а другие принимают ее как  объективную и ей подчиняются.

     4. Четвертая модель ценообразования  строится по принципу «издержки  плюс». Ее суть заключается  в том, что фирма определяет  уровень издержек на единицу  продукции, а затем прибавляет  к издержкам плановый уровень  прибыли. Данный принцип используется  там, где продукция олигополии  дифференцирована, т.е. по-своему  уникальна. Модель показывает, что  фирма не подстраивает свои  издержки под рыночную цену, а,  наоборот, в цену, которую она  выставляет, закрывает имеющиеся  издержки. Подобное поведение фирмы  возможно при отсутствии ощутимого  давления конкуренции.

     5. Существуют модели, основанные на  теории игр. В их основе лежит  учет того обстоятельства, что  фирмы в условиях олигополии  взаимосвязаны и ведут себя, как  игроки на поле, когда действия  одного игрока зависят от реакции  другого. Модели описывают ситуации  расчета объема производства  и цены одного из участников  конкуренции в зависимости от  рыночного поведения другого  участника.

     Модели, построенные на основе теории игр, свидетельствуют  о том, что, испытывая жестокое давление со стороны конкурентов, участники  олигополии действуют, как правило, не в целях получения выгоды от изменения цены, а для минимизации  потерь.  
 
 
 
 
 

     Часть 2. Расчётно-аналитические  задания 

     Задание 1.

     Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции.

     На  последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50000 рублей, а переменные издержки в зависимости  от объема производства составят: 

Объем реализации Q, шт. Переменные  издержки VC, руб.
1000 75000
2000 138000
3000 180000
4000 230000
5000 305000
6000 390000
7000 500000
8000 625000

 

     Рыночная  цена 100 руб./шт.

     1.    Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации, используя для этого:

     a. метод сопоставления валовых показателей;

     b. метод сопоставления предельных показателей.

     2.    Покажите на графике кривую  валовой выручки продавца и  кривую валовых издержек. Покажите  прибыль при наиболее выгодном  для предприятия объеме реализации.

     3.    Покажите на одном и том  же графике кривые предельных  издержек и предельного дохода  продавца. Покажите значение наиболее  прибыльного для предприятия  объема реализации.

     4.    Какова наименьшая цена реализации, которую может принять 
предприятие:

     А) в краткосрочном периоде; Б) в  долгосрочном периоде?

     Решение:

     1. Определить наиболее выгодный  для предприятия объем реализации  используя для этого методы  сопоставления валовых  показателей  и предельных показателей.

     Для этого составим таблицу

     Таблица 1.

     
Q, шт. TR, руб. FC, руб. VC, руб. TC,руб. Прибыль, руб.
1000 100000 50000 75000 125000 -25000
2000 200000 50000 138000 188000 12000
3000 300000 50000 180000 230000 70000
4000 400000 50000 230000 280000 120000
5000 500000 50000 305000 350000 145000
6000 600000 50000 390000 440000 160000
7000 700000 50000 500000 560000 150000
8000 800000 50000 625000 675000 125000

Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции