Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынков. В работе дается краткий анализ теорий (моделей) экономической конкуренции. Произведен анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из данной цели, в курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и основные черты теории совершенной конкуренции;
- определен механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции;
- дана общая характеристика рынков несовершенной конкуренции.
Введение……………………………………………………………………......… 3
Часть 1. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………….5
1.1. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции....…5
1.2. Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции…………………………………………………………..………….10
1.3. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции……………………………………………………………..……….14
Часть 2. Расчётно-аналитические задания…………………….……...………..22
Задание 1…………………………………………………………………..22
Задание 2 ………………………………………………...………………..26
Задание 3 ……………………………………………………………….…28
Заключение
Список использованной литературы
Монополист
– единственный продавец на рынке,
обладающий настолько большими объемами
производства, что в состоянии
обеспечить весь отраслевой спрос. В
этих условиях фирма становится ценоискателем,
т.е. может не только определять объемы
производства, но и назначать цену,
соответствующую получению
В
условиях монополии при максимизации
прибыли фирма выпускает такой
объем производства, при котором
равенство предельного дохода и
предельных издержек достигается при
более высокой цене по сравнению
с совершенной конкуренцией. При
этом в условиях монополии фирма
всегда стремится к получению
экономической прибыли, не доступной
для рынка совершенной
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P › MR = MC ‹ AC,
где Р – цена;
MR – предельный доход;
MC – предельные издержки;
AC – издержки на производство.
Достижение такого равновесия
предпочтительно для любой
Считается,
что существование
-
Если действие эффекта
-
В условиях чистой монополии,
когда отрасль представлена
-
Монополия может сама
Теория олигополии
Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную ее часть.
Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны, так и дифференцированы.
Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба.
Вступление в отрасль может быть существенно ограниченно путем выдачи лицензий. Патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока.
Важной
особенность рыночного
При олигополии, как и при чистой конкуренции, возможна нечистая конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами.
Олигополия руководствуется такими же принципами ценообразования, что и монополия:
P › MR = MC ‹ AC.
Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной.
Существуют ряд моделей, описывающих поведение олигополии на рынке.
1.
Модель «ломаной кривой спроса»
Поскольку
в олигополии фирмы взаимозависимы
в отношении установления цены на
продукцию, то для нее важно знать,
какая реакция конкурентов
При изменении цены одним из конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:
-
выравнивать цены и
- не реагировать на изменение цены одним из конкурентов.
Теперь мы можем объяснить сущность ломаной кривой спроса: если фирма поднимет цену выше существующей цены, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма потеряет часть своих потребителей. Если фирма понизит цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии.
2.
Вторая модель рыночного
Олигополия,
стремясь уменьшить неопределенность,
пытается зафиксировать цены на свою
продукцию в надежде, что такая
стратегия обеспечит
Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных соглашений выбираются оптимальные для олигополии объем производства и цена. Такие параметры производства, по сути, адекватны ситуации, когда на рынке выступает всего лишь единственный производитель. Это означает, что рынок олигополии перерастает в рынок чистого монополиста.
3.
Третьей моделью поведения
Ценовой
лидер обычно не реагирует на небольшие
конъюнктурные изменения
Таким образом, ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее как объективную и ей подчиняются.
4.
Четвертая модель
5.
Существуют модели, основанные на
теории игр. В их основе лежит
учет того обстоятельства, что
фирмы в условиях олигополии
взаимосвязаны и ведут себя, как
игроки на поле, когда действия
одного игрока зависят от
Модели,
построенные на основе теории игр, свидетельствуют
о том, что, испытывая жестокое давление
со стороны конкурентов, участники
олигополии действуют, как правило,
не в целях получения выгоды от
изменения цены, а для минимизации
потерь.
Часть
2. Расчётно-аналитические
задания
Задание 1.
Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции.
На
последующий период постоянные издержки
запланированы в размере 50000 рублей,
а переменные издержки в зависимости
от объема производства составят:
Объем реализации Q, шт. | Переменные издержки VC, руб. |
1000 | 75000 |
2000 | 138000 |
3000 | 180000 |
4000 | 230000 |
5000 | 305000 |
6000 | 390000 |
7000 | 500000 |
8000 | 625000 |
Рыночная цена 100 руб./шт.
1. Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации, используя для этого:
a. метод сопоставления валовых показателей;
b. метод сопоставления предельных показателей.
2.
Покажите на графике кривую
валовой выручки продавца и
кривую валовых издержек. Покажите
прибыль при наиболее выгодном
для предприятия объеме
3. Покажите на одном и том же графике кривые предельных издержек и предельного дохода продавца. Покажите значение наиболее прибыльного для предприятия объема реализации.
4.
Какова наименьшая цена
предприятие:
А) в краткосрочном периоде; Б) в долгосрочном периоде?
Решение:
1.
Определить наиболее выгодный
для предприятия объем
Для этого составим таблицу
Таблица 1.
Q, шт. | TR, руб. | FC, руб. | VC, руб. | TC,руб. | Прибыль, руб. |
1000 | 100000 | 50000 | 75000 | 125000 | -25000 |
2000 | 200000 | 50000 | 138000 | 188000 | 12000 |
3000 | 300000 | 50000 | 180000 | 230000 | 70000 |
4000 | 400000 | 50000 | 230000 | 280000 | 120000 |
5000 | 500000 | 50000 | 305000 | 350000 | 145000 |
6000 | 600000 | 50000 | 390000 | 440000 | 160000 |
7000 | 700000 | 50000 | 500000 | 560000 | 150000 |
8000 | 800000 | 50000 | 625000 | 675000 | 125000 |
Информация о работе Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции