Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос. Предложение, закон предложения, факторы, определяющие предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:54, лекция

Краткое описание

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения — важнейших экономических рычагов рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 175.52 Кб (Скачать)

Спрос, закон  спроса, факторы, определяющие спрос. Предложение, закон предложения, факторы, определяющие предложение

Ценообразование на рынке складывается в зависимости  от спроса и предложения — важнейших  экономических рычагов рыночной экономики.

Спрос. Спрос  — это потребность в товарах  и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что  покупать на рынке и в каком  количестве; на стороне спроса —  деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить  свою потребность. Спрос покупателей  на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера  рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным  фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать  дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение  между рыночной ценой товара и  величиной

    

Рис. 3.1. График спроса: 

D — спрос;  Р — цена товара; 

Q — количество  товара 

спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение  представлено на рис. 3.1. 

Если цены растут, то спрос уменьшается. 

Предложение. Предложение  — это количество товаров и  услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую  производитель желает продать на рынке. На стороне предложения —  товары. На предложение товаров могут  влиять технический прогресс, монопольное  положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение  товара, являются цены на этот товар  и издержки его производства. Как  связано предложение с ценой? Производители стремятся продать  товар подороже. Продавцы назначают  на свой товар предельно минимальную  цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения. График предложения представлен на рис. 3.2. 

По мере повышения  цены предложения возрастает число  продавцов (производителей) и объем  предложения на рынке (S). 

Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое  количество товара конкурирующие потребители  и производители готовы покупать и продавать в зависимости  от цены, которую они платят и получают.

Механизм спроса и предложения. Если государство  не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос  и предложение на конкурентном рынке  придут в равновесие и установятся  рыночная цена товара и его общий  объем производства. Равновесие возникает  при таких ценах и при таких  количествах товаров, при которых  конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое  хотят купить покупатели, соответствует  количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения  соответствует объему спроса. Графическое  изображение равновесной цены представлено на рис. 3.3, где точка пересечения  кривой спроса (D) и кривой предложения (S) — А — равновесная цена.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную  цену и равновесное количество товаров  на рынке (рис. 3.4). Это выражается в следующем:

•  увеличение спроса вызывает рост как равновесной  цены, так и равновесного количества товара;

•  уменьшение спроса приводит к падению равновесной  цены и равновесного количества товара;

•  рост предложения  товара вызывает уменьшение равновесной  цены и увеличение равновесного количества товара;

•  сокращение предложения ведет к увеличению равновесной Цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, на рынке спрос и предложение  не всегда Уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике  действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение  спроса и предложения автоматически  включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т- е. равновесия производства и потребления, что и создает сба лансированность экономики.

Рис. 3.4. График нового равновесия: а — при изменении  спроса; б— при изменении предложения; в — при изменении спроса и  предложения

В целом концепция  спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов. Однако рынок  ресурсов имеет свои особенности. В  силу ограниченности ресурсов на рынке  существует устойчивый спрос на факторы  производства. Спрос на ресурсы является производным спросом от готовых  товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребности  потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и  услуг. Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара, созданного с помощью этого  ресурса. Показав, что колебания  спроса и предложения зависят 6т  изменения цены, рассмотрим, как  это происходит на практике.

Рис. 3.5. Графики  предельных случаев эластичности

В этом нам поможет  такое понятие, как эластичность спроса и предложения. 

Эластичность  спроса и предложения. Эластичность — это мера реагирования одной  переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены). Эластичность выражает процентное изменение одной  переменной в результате однопроцентного  изменения другой переменной. Соответственно эластичность спроса от цены есть процентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентного  изменения цены. При любом изменении  цены количество товара, на который  предъявляется спрос, остается постоянным. Кривая спроса в этом случае вертикальна, и спрос абсолютно неэластичен  по цене (рис. 3.5, а). Если спрос на товары не зависит от изменения цены, то кривая спроса горизонтальна и спрос  абсолютно эластичен (рис. 3.5, б). Эластичность спроса отражает увеличение требуемого количества товара (спроса) по отношению  к снижению цены или уменьшение требуемого количества товара по отношению к  росту иен. Если небольшое изменение  цены значительно меняет объем покупок, то спрос эластичен. Если очень большое  изменение цены лишь немного меняет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса есть частное  от деления процентного изменения  величины спроса на однопроцентное изменение  цены. Поскольку цена и спрос изменяются в противоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляет отрицательную величину. Поэтому, если ер > 1,0, спрос эластичен, если ер < 1, спрос неэластичен. Эластичность предложения определяется аналогичным  способом. Эластичность предложения  от цены есть процентное изменение  предлагаемого количества товара в  результате однопроцентного изменения  цены. Если цена увеличивается, то эластичность предложения обычно положительна, так  как более высокая цена будет  для производителей стимулом к увеличению производства товара. Эластичность относится  к определенным временным рамкам, поэтому для большинства товаров  важно различать кратковременный  и долговременный коэффициенты эластичности. Так, для многих товаров повседневного  потребления спрос более эластичен  на длительном отрезке времени, чем  на коротком. Это связано, во-первых, с тем, что людям требуется  время, чтобы изменить свои потребительские  привычки (например, отказаться от употребления кофе или бросить курить), во-вторых, с тем, что спрос на один товар  может быть связан с запасом у  потребителей другого заменяющего  товара. Для товаров длительного  пользования (автомобили, сложная бытовая  техника) спрос более эластичен  в кратковременный период, так  как суммарный запас каждого  товара у потребителей больше, чем  ежегодный объем их производства. В результате небольшое изменение  суммарного запаса, которым хотят  обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении  изменению объема покупок. 

Эластичность  предложения также различается  в долгосрочном и краткосрочном  периодах. Для большинства товаров  в долгосрочном периоде предложение  значительно эластичнее, чем в  краткосрочном, так как предприятия  не могут быстро переориентировать  производство на увеличение выпуска  продукции; им для этого необходим  какой-то промежуток времени. Но по товарам вторичного пользования предложение более эластично в короткие отрезки времени, чем в продолжительные (например, предложение металлолома, который регулярно переплавляется). 

Итак, тенденция  рыночного механизма к равновесию означает, что цена движется к уровню рыночной распродажи, с тем, чтобы  не было ни избыточного спроса, ни избыточного  предложения.

Некоммерческих  организаций социально-культурной сферы: определение, виды

Некоммерческая  организация СКС — это юридическое  лицо, для которой извлечение прибыли  не является основной целью деятельности. В социально ориентированном  рыночном хозяйстве некоммерческие организации создаются и действуют  в следующих целях: 

•социальных; 

•благотворительных; 

•культурных; 

•образовательных; 

•научных; 

•управленческих; 

•охраны здоровья населения; 

•развития физической культуры и спорта; 

•удовлетворения духовных потребностей; 

• защиты прав, законных интересов граждан и  организаций, разрешения споров и конфликтов; 

• оказания юридической  помощи и др. 

Соответственно  статус некоммерческой организации  имеют такие организации социально-культурной сферы, как школы, высшие учебные  заведения, библиотеки, клубы, театры, средства массовой информации, информационные центры, пенсионные фонды, адвокатские  коллегии, ассоциации, медицинские  и научные учреждения, общественные организации и т.д. (16). 

Законодательства  многих стран, в том числе и  России, допускают возможность получения  прибыли некоммерческой организацией СКС, но она носит ограничительный  характер по следующим причинам. 

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению социальных целей, ради которой  она создана; сама предпринимательская  деятельность должна соответствовать  таким целям. 

Во-вторых, возможная  прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля  некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций  здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов  медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль  научных организаций расходуется  на осуществление новых проектов, приобретение нужного им для осуществления  своих задач оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций  и объединений идет на расширение спектра услуг, представляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д. 

В общем, прибыль  от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС  не распределяется среди их собственников (учредителей) и работников (участников), а полностью реинвестируется  на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения. Это своеобразие  использования прибыли является общим фундаментальным признаком, позволяющим рассматривать школы, университеты, клиники, клубы, научные  центры, фонды, ассоциации, союзы и  др. в качестве элементов единого  сектора экономики, который именуется  некоммерческим сектором экономики. 

Сущность стратегического  менеджмента. Процесс стратегического  управления: структура и содержание основных этапов 

В условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов со стороны потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для него, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. 

Информация о работе Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос. Предложение, закон предложения, факторы, определяющие предложение