Спрос и его факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Спрос - это платежеспособная потребность.
Спрос – то количество благ, где потребители в состоянии приобрести за определенное время по определенным ценам.
Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

Оглавление

1.Контрольный теоретический вопрос
1.1 Спрос и факторы, его определяющие. Виды спроса
1.2 Кривая спроса
1.3 Закон спроса
2. Контрольные тестовые задания
3.Задача
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 56.21 Кб (Скачать)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUNE OF FINANSE

& ECONOMICS

Филиал  ВЗФЭИ в г. Архангельске
 
 
 
 
 

Кафедра «Экономики. Менеджмента. Маркетинга.» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория» 

Вариант № 7 

студентки Шачневой Ксении Андреевны
Номер личного дела 10ФФб00177
Специальность ФК
Курс 1
Группа Периферия (день)
Форма обучения заочная
Руководитель Подлесная Нина Владимировна
 
 
 
 
 

Архангельск 2011

Оглавление 

1.Контрольный  теоретический вопрос

    1.1  Спрос и факторы, его определяющие. Виды спроса

    1.2  Кривая  спроса

    1.3  Закон  спроса 

2. Контрольные  тестовые задания 

3.Задача 

4.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спрос и факторы, его  определяющие. Виды спроса 

Спрос - это платежеспособная потребность. 

Спрос – то количество благ, где потребители в состоянии приобрести за определенное время по определенным ценам. 

Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. 

     Начальное представление о “спросе” имеет  каждый человек и выступает оно как потребность в определенных благах. Поэтому можно сказать, что основу спроса образуют те или иные человеческие потребности. Из всей их совокупности можно выделить первичные потребности, связанные с обеспечением самого существования человека, и вторичные потребности, возникновение которых определяется прогрессом общества. Однако градация потребностей на первичные и вторичные весьма условна, и то, что одним кажется роскошью (например, личная библиотека), другим представляется неотъемлемым элементом их существования.

     Следует четко различать желание человека что-либо купить и готовность его  это сделать исходя из своих платежных  возможностей. Поэтому в экономической  теории под спросом понимают именно спрос, потребность в товаре, равная величине покупательских средств потребителя.

     С чего начинается путь потребителя к  желанной вещи, которую он задумал  купить? Безусловно, с анализа цен  на эту вещь. Будущий покупатель выяснит цены на данный товар в  других магазинах, на аналогичный товар, на условия его эксплуатации, если таковые предстоят и т.д. Но безусловно просматривается одно обстоятельство: наиболее притягательным фактором в  приобретении товара является цена. Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара или услуги, то размер этой оплаты (цена) влияет на выбор приобретаемых товаров и величину их приобретения.

     Отсюда  следует, что величина спроса непосредственно  зависит от цены товара - чем дороже товар, тем меньшее его количество может приобрести покупатель, располагающий  определенной суммой денег, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше он может  купить, имея то же количество денежных средств. Эта зависимость может  быть представлена в виде графика, который в экономике принято именовать кривой спроса. (см 1.2) 

Цена - важный, но не единственный фактор, определяющий спрос на конкретный товар. 

Спрос проявляется  в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие  факторы, влияющие на объем спроса: 

  1. цена  блага;
 
  1. цены  других благ (учитывая возможность замещения одних товаров другими, увеличение (уменьшение) цены товара может вызвать рост (снижение) спроса на заменяющий его товар, если даже цена последнего останется прежней. Например, говядина и свинина - это товары заменители. Если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными, покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины. Ракетки и теннисные мячи - это сопряженные товары, при снижении цены ракеток их потребление возрастет, но для игры понадобятся мячи, которых станут покупать больше даже по прежней цене);
 
  1. доходы  покупателей (этот фактор проявляет себя неодинаково по отношению к различным товарам. В случае роста дохода потребителей спрос на одни виды товаров растет, а на другие, наоборот, снижается, т.е. зависит от природы самого товара. К товарам, спрос на которые по мере роста дохода увеличивается, относят так называемые нормальные товары или товары высшей категории; вторая группа товаров образует товары низшей категории, спрос на которые изменяется при изменении доходов в противоположном направлении. Примером товаров низшей категории являются хлеб, картофель, крупы, дешевая одежда низкого качества, поездки на общественном транспорте. Товары высшей категории - мясо, животное масло, модные предметы одежды, автомобили и т.п. );
 
  1. общее количество покупателей  данного блага (количественное увеличение покупателей влечет за собой и рост покупаемых ими для своего потребления товаров, кроме того, если происходят структурные изменения, например, в результате роста рождаемости увеличивается количество детей, произойдет рост спроса на товары детского ассортимента, не связанный с изменением цен. Увеличение же доли пенсионеров в населении повышает спрос на лекарства и услуги помощников по хозяйству);
 
  1. предпочтительные  вкусы покупателей (на вкусы и предпочтения покупателей влияют различные факторы: сложившиеся в обществе традиции, уровень образования и культуры покупателей, усилия производителя в области рекламы, изменение моды, стремление покупателей не отстать от других или, наоборот, желание обособиться, выделиться, проявление различного рода демонстративного потребления. Например, с исчезновением моды на кримплен спрос на него упал почти до нуля);
 
  1. инфляционные  ожидания (экономические ожидания в отношении будущего уровня цен и размера своего дохода могут побудить покупателей в настоящий момент увеличить или уменьшить количество покупаемого товара);
 
  1. экономическая политика государства в области доходов (государственные субсидии, различного рода пособия, выплачиваемые в денежной форме или распределяемые в виде карточек, оказывают существенное влияние на спрос).
 

     Покупательский  спрос - сложное, многомерное явление. В зависимости от формы образования  различают потенциальный, формирующийся  и сложившийся спрос.

     Потенциальный - это спрос, который существует в так называемой скрытой форме, не проявляя себя до тех пор, пока на рынке не появится новый, соответствующий данному спросу товар. Он возникает как результат того, что покупатель, по тем или иным причинам, не удовлетворен существующими товарами и ждет появление новых, способных удовлетворить его запросы.

     Формирующийся - это складывающийся спрос на новые товары при их появлении на рынке.

     Сложившийся, или существующий спрос - это то количество денег, которые потребители хотят и могут истратить на покупку стабильно признанного на рынке товара.

     В зависимости от намерений покупателя различают жесткий, альтернативный, импульсивный и ажиотажный спрос.

     Жесткий спрос возникает в том случае, когда мы имеем дело с покупателем, приверженном к определенной марке товара, который постоянно покупает товары именно этой марки и не намерен совершать покупку аналогичного товара, но другой марки (сорта, разновидности и т.п.).

     Альтернативный  спрос имеет место в том случае, если покупатель не имеет четкой приверженности к одному товару и совершает покупку в зависимости от наличия товара в продаже.

     Импульсивный  спрос возникает в том случае, когда покупатель первоначально не имел намерения купить товар, но под влиянием каких-либо внешних побудительных мотивов, возникших непосредственно в месте продажи товара, совершил покупку. Как свидетельствует практика, в 70% случаев продукты питания приобретают на основе импульсивного спроса.

     Ажиотажный  спрос является результатом кризисного, неблагополучного состояния экономики (инфляция, дефицит и т.п.), при котором желание покупателя обезопасить себя от неблагоприятной ситуации (рост цен, исчезновение из свободной продажи товара и т.п.) побуждает его делать излишние покупки, не соответствующие его реальным потребностям в товаре.

     В зависимости от состояния рынка  спрос принято подразделять на негативный, отсутствующий, падающий, колеблющийся, полноценный, чрезмерный, иррациональный.

     Отрицательным, или негативным спрос является в том случае, когда покупатель по тем или иным причинам негативно относится к какому-либо товару, в результате чего он отказывается от покупки или даже избегает ее.

     Отсутствующий спрос - это результат безразличия покупателя к товару, в этом случае он также не приобретает товара, считая его для себя бесполезным.

     Падающий  спрос имеет место в том случае, когда по тем или иным причинам у покупателя утрачивается интерес к приобретению товара, который проигрывает в конкурентной борьбе новому, более совершенному.

     Колеблющийся  спрос связан с особенностями конкретного товара и носит ярко выраженный сезонный характер, с периодическими пиками и спадами объемов продажи.

     Полноценный спрос - это наиболее желательная для товаропроизводителя ситуация на рынке, которая возникает в том случае, когда большинство предлагаемых к реализации товаров находят своего покупателя.

     Чрезмерный  спрос возникает в том случае, когда количество товара, которое стремятся приобрести покупатели, превышает возможности по его производству.

     Иррациональный  спрос - это спрос на так называемые “вредные” товары, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье человека или состояние окружающей среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кривая  спроса 

     КРИВАЯ  СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. 

     На  рисунке показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной - цена на них. Из рисунка видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. 
 
 

 

 Кривая спроса на яблоки 
 

Информация о работе Спрос и его факторы